Курсовая с практикой на тему Героико патриотическое воспитание младших школьников средствами музейной педагогике
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
1. Теоретические аспекты героико патриотического
воспитания младших школьников средствами музейной педагогики. 7
1.1. Особенности героико патриотического воспитания
младших школьников 7
1.2. Возможности и особенности музейной педагогике в
вопросах воспитания 11
1.3. Героико патриотическое воспитание младших школьников
музейными средствами. 16
2. Практические аспекты героико патриотического воспитания
младших школьников средствами музейной педагогики. 19
2.1. Диагностика уровня развития патриотических чувств у
младших школьников 19
2.2. Формирующий эксперимент по организации героико
патриотического воспитания младших школьников средствами музейной педагогики. 25
2.3. Динамика развития патриотических чувств младших
школьников. 32
Заключение. 38
Список использованных источников. 41
Приложения 44
Введение:
В
условиях перехода и системного формирования в Российской Федерации
демократического и правового государства на современном этапе развития общества
изменяется роль образования как системообразующего социального института,
определяющего дальнейшие векторы развития российской национальной идентичности.
Одним из инновационных социальных требований к системе российского образования
является то, что общеобразовательная организация должна стать важнейшим
фактором и механизмом гуманизации общественно-экономических отношений,
формирования новых жизненных установок личности.
Согласно
государственным прогностическим документам потенциал образования должен быть в
полной мере использован для сохранения единого социокультурного пространства
страны, преодоления этнонациональной напряженности, равноправия национальных
культур и т.д. В этой связи становится важным то, что одним из условий
повышения качества общего образования является признание первостепенного
приоритета воспитания, которое должно быть гармонично интегрировано в общий
процесс обучения и развития личности новой эпохи.
Соответственно,
важнейшая задача воспитания состоит в формировании у обучающихся, в особенности
младших школьников, гражданской ответственности и правового самосознания,
духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке
труда в условиях экономической резильентности и поиска социально-профессионального
индекса развития личности. Данная задача выступает на первый план уже в
начальной школе, когда ребенок наиболее восприимчив к положительному
воздействию со стороны педагога. Отметим, что целью государственной политики в
сфере патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской
ответственности за судьбу страны, повышения уровня консолидации общества для
решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой
истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
воспитания гражданина, любящего свою родину и семью, имеющего активную
жизненную позицию.
Основам
патриотического воспитания посвящены труды многих исследователей : М.В.
Ломоносова, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, С. Соловьева ,И. Ильина и др. Во
всех трудах подчёркивалось особенная важность воспитания в ребенке любви к
Родине, своему народу, родному языку, национальной культуре и ее традициям.
Вопросам патриотического воспитания посвящено много исследований, но несмотря
на данный факт, тема патриотического воспитания, особенно младшего школьника,
остается и по сей день актуальной. В постоянно развивающемся современном мире
не стоит забывать и накопленном опыте, который постепенно забывается новыми
поколениями. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с самого
раннего детства, с младших классов, а при организации внеурочного время,
патриотическое воспитание должно занимать одно из центральных мест.
На
данный момент времени патриотическому воспитанию отводится внимание, особенно
на государственном уровне. Государственная программа «Патриотическое воспитание
граждан Российской Федерации на 2016 — 2020 годы» С учетом современных задач
развития Российской Федерации целью государственной политики в сфере
патриотического воспитания является создание условий для повышения гражданской
ответственности за судьбу страны. Повышения уровня консолидации общества для
решения задач. Обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития
Российской Федерации, укрепления чувства сопричастности граждан к великой
истории и культуре России, обеспечения преемственности поколений россиян,
воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную
жизненную позицию.
Основной
идеей данной программы является усовершенствование системы патриотического
воспитания. Одним из приоритетных направлений данной программы является –
повышение качества патриотического воспитания в общеобразовательных учебных
заведениях, а также при формировании патриотических чувств особое место
отводиться внеурочной деятельности.
На
данный период времени постепенно проявляется повышение интереса к проблематике
патриотического воспитания, уровень интереса к истории своей Родины с каждым
годом увеличивается.
Объект
исследования – героико патриотическое воспитание младших школьников.
Предмет
исследования — формы и методы музейной педагогики по героико патриотическому
воспитанию младших школьников.
Цель
исследования — выявить наиболее эффективные формы и методы музейной педагогики
по героико патриотическому воспитанию младших школьников.
Гипотеза
исследования: патриотическое воспитание младших школьников будет эффективным,
если применять разнообразные формы и методы музейной педагогики в воспитании
патриотических чувств младших школьников при условии систематичности и
последовательности.
Задачами
данной работы являются:
—
рассмотреть особенности героико патриотического воспитания младших школьников;
—
изучить возможности и особенности музейной педагогике в вопросах воспитания;
—
выявить возможности героико патриотическое воспитание младших школьников
музейными средствами;
— изучить уровень развития
патриотических чувств у младших школьников;
—
организовать формирующую работу по героико патриотическому воспитанию младших
школьников средствами музейной педагогики;
—
оценить опытно-экспериментальную работу.
Патриотическое
воспитание является неотъемлемой частью формирования личности гражданина,
проявления уважения, любви к своей Родине и Отчизне, а также является высшей
ценностью, которое проявляется в процессе изучения истории, культуры, традиций,
родного языка, на всем этом и базируется патриотическое воспитание.
Патриотическое
воспитание является одной из основ сохранения целостности любого государства,
идентификации человека и причисления к той или иной стране опирается на чувство
патриотизма и гордости за свою страну.
Методы
исследования: изучение и анализ литературы, наблюдение, анкетирование, изучение
опыта работы учителей, анализ школьной документации, опрос, беседа.
Цель и задачи исследования
определили структуру работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения,
списка использованных источников и приложений.
Заключение:
Патриотизм
и патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений
образовательного процесса, вследствие чего постепенно возрождаются
положительные традиции (например: нормативы ГТО, игра «Зарница», торжественные
линейки и марши, встреча с ветеранами, «Тимуровское движение», вахты памяти и
др.).
Патриотизм
— одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, является важнейшим
духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и
проявляется в ее активно-деятельной самореализации на благо Отечества», поэтому
начинать процесс воспитания необходимо как можно раньше.
Патриотическое
воспитание — это систематическая деятельность по организации и формированию у
граждан высокого патриотического сознания, чувства верности и преданности
своему Отечеству и Родине, готовность к выполнению своего гражданского долга и
конституционных обязанностей.
Период
младшего школьного возраста в силу своего психического развития, является
благоприятным для воспитания патриотизма и патриотических чувств, так как на
данном периоде своего развития ребенок пока еще отвечает доверием к взрослому,
ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость и
искренность чувств.
Все
знания и впечатления, пережитые в детстве, навсегда остаются с человеком.
Воспитательный процесс осуществляется в самых различных формах и при помощи
разнообразных форм и методов: классные часы, собрания, лекции, доклады,
размышления, встречи, подходы, экскурсии, олимпиады, самые различные конкурсы,
выставки разных жанров, тематические стенды.
Патриотическое
воспитание невозможно без всестороннего изучения природы, отечественной
культуры и истории, самобытности и традиций родного края и страны, а также без
ответственного отношения к предмету, только при всем этом можно говорить о
воспитании настоящего патриота.
Основной
частью образовательного и воспитательного процесса на современном этапе
является постепенное формирование патриотических чувств у учащихся. И данное
явление в последующее время будет играть огромное значение в
социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.
Патриотическое
чувство, такое как уважение и ответственность перед своей Родиной, является
основной чертой патриотизма.
Анализ
современной литературы, посвященной патриотическому воспитанию, позволяет
сделать вывод, что тема патриотического воспитания остается актуальной, ей стоит
уделять особое внимание в образовательном процессе. Что касается внеурочной
деятельности, то стоит отметить, что данное время обладает определенным
потенциалом общественных ценностей, с помощью которого можно реализовать
патриотическое воспитание. Самые распространенные формы проведения
патриотических мероприятий: экскурсии, кружки, походы и т.п. являются
интересными моментами для школьников и с помощью которых можно привлечь их к
активному участию во всех мероприятиях.
В
ходе проведения мероприятий, посвященных патриотическому воспитанию, был
получен бесценный опыт педагогической деятельности, и все запланированные
мероприятия были воплощены в жизнь. А также основным результатом данных
мероприятий является вовлечение учащихся в патриотические мероприятия.
Патриотическое
воспитание школьников младших классов приобретает особую актуальность и
значимость, что является как частью общегражданской культуры, так и основой
общегражданского воспитания, опирающаяся на общепринятые человеческие ценности
(жизнь, здоровье, духовно-нравственное принципы человека и гражданина, права и
свободы личности и др.).
Одним
из проявлений патриотических чувств является – любовь к своему Отечеству,
преданность и готовность служить своей Родине, что неразрывно связано с
привязанностью человека к родной земле, языку, культуре и традициям своего
народа. Так как формирование ребенка как личности происходит в его ближайшем
окружении и главную роль здесь играют его родители, необходимо учитывать, что
постепенно знакомясь с биографией своих родителей, бабушек и дедушек, у детей
складывается свое восприятие времени, прошлого и преемственности между разными
поколениями, складывается свое мнение на происходящие события и свою
причастность к ним.
Задачи,
поставленные в исследовании, выполнены. Гипотеза подтвердилась. Таким образом, в процессе патриотического
воспитания особое место занимает формирование с юных лет бережного отношения к
родному краю, его природе и традициям, к культурному и историческому наследию
своих предков средствами музейной педагогики. Формирование патриотических
чувств необходимо проводить через осознание ребенком его причастности ко всем
основным событиям, которые происходят в родном крае.
Фрагмент текста работы:
Сегодня
российская образовательная система претерпевает значительные изменения. На
место парадигмы знаний, умений и навыков становится федеральный государственный
образовательный стандарт нового поколения, в основу которого заложено
формирование компетентностного подхода и развитие универсальных учебных
действий.
В
современном мире образование нацелено на развитие таких способностей личности,
которые нужны и самой личности, и обществу, в котором формируется личность.
Происходящие в последнее время события в обществе и государстве делают
актуальным обращение к проблеме патриотического воспитания подрастающего
поколения. В связи с этим система воспитания гражданской идентичности не может
оставаться в первозданном виде.
Согласно
с требованиями федерального государственного стандарта начального общего
образования перед учителями появилась острая необходимость внесения изменений,
поиска новых оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий,
которые способствуют формированию гражданской идентичности личности.
Патриотическое
воспитание учеников на начальной ступени образования изначально являлось одной
из приоритетных задач школы, ведь детство – самая лучшая пора для того, чтобы
прививать чувство любви к своей Родине. Очень многое требуется и от
образовательного учреждения: его роль в данном вопросе трудно недооценить. Об
этом говориться в принятой Правительством РФ Государственной программе «Патриотическое
воспитание граждан Российской Федерации на 2006–2010 гг.» от 11.06 2005 г. [2].
В
основу патриотизма заложены гордость достижениями и культурой своей Родины,
желание сохранить характер и культурные особенности своего Отечества, а также
отождествление себя с другими гражданами своей страны, готовность поставить
интересы Родины выше своих и защищать ее интересы и интересы своего народа.
Историческим источником патриотизма можно считать тысячелетиями закрепленное
замкнутое существование отдельных государств, которые формировали привязанность
к родной земле, языку, традициям.
Патриотизм
становится частью сознания общества, которое отражает общенациональные моменты
его развития. Данный процесс происходит в условиях образования наций и
образования национальных государств. Образовательная среда сегодня: стратегии
развития Воспитание как приоритетная задача современного образования Патриотизм
отражается в поступках и в деятельности личности. Патриотические чувства,
зарождаясь из трепетного отношения к своей малой Родине, проходят ряд этапов на
пути к своей зрелости, возвышаются до общегосударственного патриотического
самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм
– это особая направленность самореализации и социального поведения граждан,
критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение
целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое
развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и
государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и
выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных
групп и слоев общества [3].
Задачами
воспитания патриотизма учеников начальной школы выступают:
1. Формирование у младших школьников системы
знаний о своем Отечестве, которую можно представить в следующем виде:
природоведческие и географические сведения, сведения о жизни народа, социальные
сведения, некоторые исторические сведения.
2.
Воспитание у учеников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости
на события общественной жизни. Данная задача предполагает активизацию
эмоциональной сферы личности, а также воспитание таких чувств как любовь к
родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение
произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3.
Включение школьников в деятельность, связанную с применением полученных знаний
на практике. Здесь предполагается формирование у учеников определенных навыков
и умений таких как: умение отразить полученные знания в игре, трудовой и
художественной деятельности, принятие участия в общественно направленном труде,
умение бережно относиться к природе, результатам труда других людей, а также
умение отразить полученные знания в речи, в общении со взрослыми и ровесниками.
При
решении задач воспитания патриотизма учитель строит свою работу исходя из
местных условий и особенностей учеников. Следует учитывать такие принципы как:
−
принцип «позитивного центризма» (отбор знаний, которые являются актуальными для
школьника определенного возраста);
−
принцип дифференцированного подхода к каждому ученику, который включает в себя
максимальный учет психологических особенностей, возможностей и интересов
ученика начальных классов;
−
принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса;
−
принцип разумного сочетания разных видов деятельности, должен быть учтен баланс
интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок исходя из возрастных
особенностей;
−
деятельностный подход;
−
принцип развивающего характера обучения, в основе которого лежит детская
активность.
Из средств формирования
гражданской идентичности наиболее эффективным является символика. В
патриотическом воспитании используются следующие группы символов: словесные
(девиз, название, имя); предметные (знамя, форма); действенные (ритуалы);
музыкальные (мелодии, сигналы); изобразительные (рисунки).