Курсовая с практикой на тему Гендерные различия в творческом мышлении
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава I. Теоретические аспекты гендерного различия
в творческом мышлении. 6
1.1Понятия «творчество», «творческое мышление» в
психолого-педагогической литературе. 6
1.2. Трактовка понятия «гендер» в разных подходах
психологии. 9
Глава II. Опытно — экспериментальная работа по развитию творческого
мышления юношей и девушек. 23
2.1. Диагностика исходного уровня развития
творческого мышления юношей и девушек. 23
2.2. Результаты исследования. 24
Заключение. 30
Список использованной литературы.. 32
Введение:
В настоящее время проблема творчества является одной из наиболее
перспективных проблем в современной психологии, и сегодня актуальна на столько,
что Д.Б. Богоявленская называет её «проблемой века».
Формирование
творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на
современном этапе образования.
Проблема направленного влияния на развитие творческих процессов
стоит достаточно остро в зарубежной и отечественной психологии.
В зарубежной психологии проблему творчества изучали Е.П. Торренс,
Дж.П. Гилфорд, Э. Фромм, С. Медник и другие. В отечественной психологии
проблема творчества рассматривалась в работах Б.М. Бехтерева, С.О. Грузенберга,
В.В. Савич, Я.А. Пономарева, А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова, Д.Б.
Богоявленской, Г.А. Глотовой, Б.М. Теплова, С.Л. Рубинштейна и других. Многие
психологические принципы развития творчества выдвинули И.Н. Поддьяков, Д.Н.
Узнадзе, А.В. Запорожец, А.М. Матюшкин. Огромную работу как теоретик проделал
В.А. Моляко. Он глубоко изучил проблему психологии творчества. Особенно ценна
его разработка подхода к изучению одаренности, где он наиболее полно
структурировал это психологическое явление. Несмотря на разные точки зрения,
практически во всех определениях творчество связывается с изобретением чего-то
нового для общества и только в некоторых – для личности. Все педагоги и
психологи, изучающие творческие процессы, признают необходимость создания
педагогики творчества [19].
Они стремятся найти новые подходы к активизации творчества. Но
сложившиеся и традиционно существующие у нас системы обучения фактически не
содержат в себе (или содержат в недостаточной степени) специальные меры, направленные
на последовательное и систематическое развитие у юношей и девушек творческого мышления.
В этих условиях их творческое мышление развиваются в основном лишь стихийно и в
результате, как правило, не достигают высокого, а нередко даже и
удовлетворительного уровня своего развития. Можно заметить, что программы по
диагностике и развитию творческого мышления разрабатываются медленно и в данный
момент их существует немного [21].
Основным и наиболее радикальным средством выхода из создавшегося
положения, конечно же, является коренное изменение содержания и методов
обучения, их специальная ориентация на развитие у юношей и девушек способности
к творчеству.
Проблема
исследования – поиск педагогических условий, обеспечивающих в
совокупности эффективность формирования творческого мышления у юношей и девушек.
Цель
исследования – охарактеризовать различие в творческом мышлении
в гендерном аспекте.
Объект
экспериментирования: различие в творческом мышлении юношей и
девушек.
Предмет
экспериментирования – особенности различия в творческом мышлении
юношей и девушек.
Задачи
исследования –
1. Изучить литературу, выявить понятие творчества
и творческого мышления и определить его основные характеристики.
2. Раскрыть особенности развития творческого мышления
юношей и девушек.
3. Охарактеризовать особенности гендера.
4. Провести экспериментальное исследование
для определения уровня развития творчества у юношей и девушек.
Методы
исследования: анализ психолого – педагогической и научно –
методической, учебной литературы по проблеме исследования, экспериментальное
исследование.
Методологическую основу
исследования составили работы Грузенберга, В.В. Савич, Я.А. Пономарева,
А.М. Матюшкина, О.К. Тихомирова, Д.Б. Богоявленской, Г.А. Глотовой, Б.М.
Теплова, С.Л. Рубинштейна и других. Многие психологические принципы развития
творчества выдвинули И.Н. Поддьяков, Д.Н. Узнадзе, А.В. Запорожец, А.М.
Матюшкин.
Практическая значимость: полученные результаты могут служить основой для дальнейших
поисков решения проблемы творчества.
Структура работы: работа состоит из
введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Заключение:
На основе теоретического анализа
педагогических исследований по вопросу творчества, мы сделали вывод, что творческая активность
студента предполагает, с одной стороны, умение освободиться из-под власти обыденных
представлений и запретов (часто неосознаваемых), искать новые ассоциации и
самобытные пути, а с другой – развитый самоконтроль, организованность, умение
себя дисциплинировать.
Студент менее активен, подвижен и склонен к увлечениям. Чтобы
стать творчески продуктивным, студент нуждается в большой интеллектуальной
дисциплине и собранности.
Нами также
подчеркивается мысль, что творческая активность и процесс творчества —
понятия, которые не обязательно совпадают. Без активности нет творчества, но
творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже не носящей
творческий характер [5].
Первый этап экспериментальной работы подтвердил, что творческая
активность юношей и девушек находится на низком уровне. Это обусловлено тем,
что
обучающиеся отказываются действовать по заранее определенному шаблону,
придерживаться намеченного алгоритма. Здесь необходим поиск нестандартного
решения задачи, возможно методом проблемного обучения. Как известно, подростки
стремятся к самовыражению, поэтому очень важно направить их деятельность в
нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс [28].
Результаты
эксперимента показали, что движущей силой развития творчества является создание
условий, которые могли бы стимулировать студента к самостоятельным творческим
действиям, к проявлению собственной уникальности, включение юношей и девушек в
процесс творческого поиска нестандартных решений, возможность демонстрации
продуктов творческой деятельности .каковой и является лепка.
Полученные
результаты могут служить основой для дальнейших поисков решения проблемы
творчества.
Таким образом, поставленные задачи исследования нашли свое подтверждение
и решение.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты гендерного различия в
творческом мышлении
1.1 Понятия «творчество», «творческое мышление» в
психолого-педагогической литературе В
настоящее время проблема творчества является одой из наиболее актуальных
проблем современной психологии. Творчество – далеко не новый предмет
исследования, который привлекал внимание мыслителей всех эпох. В настоящее
время, в век техники и научного прогресса проблема творчества стоит наиболее
остро. Ни у кого не вызывает сомнения то, что процесс цивилизации зависит от
творчески одаренных людей.
Мышление
по самой своей природе – процесс творческий, оно является высшим познавательным
процессом, это движение мысли, раскрывающее связь, которая ведет от отдельного
к общему и от общего к единичному [5, c.45].
Творческое мышление
определяются, как способность сделать или каким либо иным образом осуществить
нечто новое: Новое решение проблемы, новый метод или инструмент, новое
произведение искусства [8, c.65].
Е.П. Ильин [21,с. 90] рассматривал творческое мышление как высший
уровень развития специальных способностей, понимаемые не просто как обучаемые,
но и как способности, связанные с самостоятельным творческим овладением
материалом в условиях школьного обучения с самостоятельной постановкой проблем
и нахождением путей и методов для их решения, самостоятельным выделением
формул, нахождением оригинальных способов решения нестандартных задач [28].
Творческой
деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто
новое.
Из всех форм
творчества литературное, словесное творчество является самым характерным для процесса
обучения.
В настоящее
время понятие «способности» является одним из наиболее широко используемых
психологических понятий в сфере образования.
Однако при
этом возникла существенная сложность с применением данного понятия, которое
стало интерпретироваться по принципу «все или ничего». С одной стороны к
способностям стало относиться все: вся сфера возможностей студента, проявление
его индивидуальности, творческого потенциала. С другой стороны понятие
способностей стало прикрываться другими психологическими понятиями, такими как
уровень интеллектуального развития, уровень развития творческого мышления,
индивидуальные способности умственного развития, превращаясь тем самым в нечто,
теряя свое собственное психологическое содержание. В подобной ситуации встает
вопрос о необходимости определения самого понятия «способности».
С.Д.Поляков
[30,с. 17] рассматривал способности в плане индивидуально-психологических
различий и ввел в их определение три основные признака:
1. индивидуально-психологические способности,
отличающие одного человека от другого, имеющие отношение к успешности
выполнения одной или многих деятельностей и обеспечивающие легкость и быстроту
приобретения знаний и навыков.
2. рассматриваются способности в первую
очередь как родовые качества человека, основаны на теории Л.С. Выготского.
Развитие
способностей характеризуется через освоение студентом определенных достижений
культуры.
Процесс
развития способностей является нелинейным интегративным образованием
существующих в культуре способов человеческого познания. В центре подобного
образования находится знак, прежде всего, по Л.С. Выготскому, слово [9, с.23].
Принципиально
важной характеристикой развития познавательных способностей является тот факт,
что развитие действий наглядного моделирования не просто ведет к повышению
успешности решения интеллектуальных задач у студента, но и способствует
переструктурированию других психических функций, делая их произвольными и
осознанными. Формирование и воображение, потребность в исповеди и в проповеди,
природный дар и приобретенный навык [13].