Курсовая с практикой на тему Гендерные различия в проявлении тревожности младших школьников с задержкой психического развития воспитывающихся в условиях социальной депривации
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
1.1. Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии 6
1.2. Изучение проблемы тревожности в психологии 10
1.3. Особенности детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации 15
Глава 2. Формы работы по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР в условиях социальной депривации 23
2.1. Психолого-педагогические условия работы по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР в условиях социальной депривации 23
2.2. Организация работы по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР 33
2.3. Анализ эффективности работы по преодолению тревожности младших школьников с ЗПР 37
Заключение 47
Библиографический список 49
Введение:
Актуальность. Как известно, тревога является глубинным эмоциональным состоянием, которое возникает в результате неудовлетворения важных потребностей и определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих [42]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в основе отрицательных форм поведения лежат: эмоциональное переживание, неспокойствие, неуютность и неуверенность за свое благополучие, которое может рассматриваться как проявление тревожности.
Цель исследования: исследовать гендерные различия в проявлении тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Изучить проявления тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
3. Выявить гендерные различия в проявлении тревожности у младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Объект исследования: тревожность младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: гендерные различия в проявлении тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации.
Гипотеза исследования: для детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста характерны гендерные различия в проявлении тревожности.
Методы исследования: метод анализа литературы, анамнестический метод, метод количественного и качественного анализа. В качестве диагностических методик использовали методику «Выбери нужное лицо» (В.Амен, М.Дорки, Р.Тэммл); методику «Шкала личностной тревожности» (А.М. Прихожан); опросник «Диагностика уровня школьной тревожности» (Б. Филлипс).
Теоретическая значимость исследования: обобщили, систематизировали представления отечественных исследователей о категории тревожности в психологии, о гендерных различиях младших школьников, о влиянии условий социальной депривации на развитие личности, об особенностях эмоциональной сферы детей с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: полученные результаты исследования могут быть использованы при планировании содержания учебно-воспитательного процесса педагогами в специальных коррекционных образовательных учреждениях.
База исследования: исследование проводили на базе краевого государственного казенного учреждения «Организация, осуществляющая обучение, для детей сирот и детей оставшиеся без попечения родителей» «Детский дом № 21»,п. Хурба Комсомольского района. В исследовании приняли участия младшие школьники с диагнозом «задержка психического развития неясного генеза» в количестве 10 испытуемых (5 мальчиков и 5 девочек).
Структура исследования: исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, включающего 45 наименований.
Заключение:
Формирование основ моральных качеств человека начинается в школьном возрасте и от успешности этого процесса зависит его дальнейшее нравственное развитие. В воспитании ребенка с первых лет его жизни важное место занимает формирование нравственных качеств. В процессе общения со взрослыми воспитывается привязанность и любовь к ним, желание вести себя в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Эмоциональная отзывчивость ребенка составляет основу для формирования у него нравственных качеств: удовольствия от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого. В школьном возрасте формируются чуткость, сострадание, доброта, радость за других.
Нравственное воспитание в школьном возрасте реализуется через систему методов и средств, однако основным источником нравственного воспитания и становления гармоничной личности ребенка является его семья. Вспомогательным механизмом для реализации нравственного воспитания школьников является школьные учебные заведения, ролью которых является коррекция ошибок воспитания ребенка в семье.
Тревожность играет деструктивную роль в развитии познавательной деятельности, волевого поведения, межличностных отношений детей. В то же время неконструктивные проявления и способы разрешения тревожов проявляют неблагополучие внутреннего мира ребенка, что обусловлено ошибками воспитания. Главная ответственность за конструктивное направление тревожных явлений, характерных для детей, возлагается на взрослых.
Детям 6-7 лет уже доступно проявление моральных чувств: сопереживания, сочувствия, сострадания, общей радости. Если ребенок преимущественно реагирует на ситуацию, то в этом возрасте он уже может проникать в эмоциональное состояние сверстника, понимать его чувства. Он сам начинает ощущать сопереживание, готовность поддержать сверстников, родных и близких.
Сформированность гуманных чувств побуждает к совершению морально-ценностных поступков не столько по указанию педагога или ожидая его похвалы, сколько из-за привития гуманного отношения к окружающим.
В работе на основе анализа научно-методической, психолого-педагогической, исторической и философской литературы были обоснованы теоретико-методические основы преодоления тревожного поведения в школьных учебных заведениях, уточнены специфика, формы тревожного поведения школьников, выявлены критерии, показатели, охарактеризован уровень склонности школьников к тревожному поведению, разработана, научно обоснована модель преодоления тревожных ситуаций в среде школьников, экспериментально проверена ее эффективность. Проведенное исследование дало следующие результаты. Высокий уровень тревожности продемонстрировал 1 человек (10% школьников), средний уровень – 3 человека (30% школьников), низкий уровень – 6 человек (60% учащихся). Для сравнения, на констатирующем этапе эксперимента высокий уровень тревожности продемонстрировали 4 детей (40%), средний – 4 (40%), низкий – 2 (20 %).
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические основы изучения гендерных различий в проявлении тревожности младших школьников с задержкой психического развития, воспитывающихся в условиях социальной депривации
1.1. Понятие гендера, его изучение в отечественной и зарубежной психологии
Инновация в переводе с греческого языка означает «обновление, новизна, смена». В связи со сложностью и неоднозначностью данного феномена, в настоящее время однозначного подхода к определению понятия «инновация» не существует.
Безусловно, инновация как явление в образовательном учреждении имеет свою специфику.
М. Махмутов выделяет следующие особенности инновации в образовательном учреждении [11]:
1) Во-первых, поскольку реализуется она в сфере образования, характерной ее целью является изменение, направленное на улучшение и развитие воспитания и образования. Тем самым результативность инновации определяется увеличением образованности учащихся, благоприятным влиянием на их здоровье, содействием раскрытию их задатков.
2) Во-вторых, в основе педагогической инновации лежит деятельность, направленная на педагогическое нововведение (инновационная деятельность).
3) В-третьих, инновационная деятельность реализуется как совокупность аспектов образовательной деятельности.
Следовательно, субъекты образования выступают как субъекты инновации. Практическая реализация субъектами инновационной деятельности выражается в осуществлении инновационных процессов.
Инновационный характер образовательной деятельности проявляется тогда, когда субъекты образования любым образом взаимодействуют с педагогическим новшеством: осваивают, проектируют, разрабатывают, апробируют, внедряют. Инновационные аспекты проявляются и в тех случаях, когда элементы новизны присутствуют в деятельности субъектов образования.
М. Махмутов определяет инновацию таким образом:: «Инновация — это явление в сфере образования, которое объективно возникает или проектируется и характеризуется созданием, освоением, апробацией, внедрением образовательной новации, способствует повышению качества образования в широком смысле (благоприятным для человека изменениям в его интеллектуальной, эмоциональной, духовной и физической сферах), что проявляется в появлении принципиальных изменений в содержании образования, в протекании образовательных процессов, в образовательных отношениях, в свойствах субъектов инновации, в образовательных средствах или образовательном пространстве» [11, 52]. По мнению ученого, педагогические нововведения (новации) могут возникать в содержании образования, в педагогических технологиях, в организации и управлении образованием, в образовательном пространстве в части его тесного взаимодействия с образовательными системами.
Итак, нововведения (инновации) является процессом введения в систему внутришкольного управления (или ее отдельные элементы, подсистемы, связи и отношения) новых постоянных элементов. В этом контексте данная система или конкретный предмет изменений выступают как участок, среда, зона восстановления, а внесенные в них элементы – нововведениями.
Из всех определений понятия «инновация» наибольший интерес для нас представляет то, что связано с результатом. В данном случае под инновацией (нововведением) как составной частью образовательного процесса понимается результат творческой деятельности, направленный на разработку, апробацию и распространение новых видов образовательных услуг, технологий, внедрения новых организационных форм, способствующих повышению качества подготовки учеников.
Подводя итог выше изложенному, следует отметить, что сущность понятия «инновация» находится в экспериментальном режиме, что сопровождается уточнением, исправлением, разработкой. Именно инновация является главным объектом управления учебно-воспитательным процессом, повышает качество образования, направленная на формирование всесторонне развитого ученика. Это дает возможность утверждать, что такой специалист будет более востребованным на рынке труда.
Среди внешних причин возникновения детей группы риска можно выделить дефекты семейного воспитания, недостатки воспитательно-образовательной работы. Среди внутренних причин — генотип, состояние здоровья, психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, активность личности, позиция гиперобособления в представлении о себе («не такой как все»), агрессивные защитные формы поведения [4, с. 235]. Обобщая факторы, негативно воздействующие на ребенка, можно выделить следующие: медико-биологические; социально-экономические; психологические; педагогические [12, с. 73]. Причины возникновения «трудных подростков» многообразны: это причины, вызванные биологическими предпосылками, социальные, психологические и комплексные причины.