Курсовая с практикой на тему Гендерные различия в организации воспитательных воздействий родителями на детей дошкольного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Организация воспитательных воздействий как условие личностного развития ребенка в дошкольном возрасте 5
2 Психолого-педагогический анализ разных типов (видов) оказания воспитательных воздействий 14
3. Исследование гендерных различий в организации воспитательных воздействий родителями на детей дошкольного возраста 23
Заключение 28
Список литературы 29
Введение:
В современной науке активно исследуется и рассматривается вопрос осуществления психологических воздействий различного типа и их эффективности. Данная проблема находится на стыке теоретической и практической психологии. Вопрос психологических воздействий затрагивает сферу интересов менеджемента, политики, психологии общения и многих других отраслей. В данном феномене наиболее явно выражены взаимосвязь социальных запросов общества, потребностей практической и теоретической составляющих науки.
Особое место проблема психологического воздействия имеет в сфере образования и воспитания. Воспитательное воздействие следует рассматривать ту стратегию поведения родителей и педагогов, которая призвана обеспечить выполнение ребенком определенных форм поведения, соответствующим нормам и правилам социума, с одной стороны, и позволяющих раскрыть личностные характеристики ребенка, его потенциал, развиться гармоничной и свободной личности. Следует отметить, что именно семья является тем институтом, в котором начинается социализация и развитие личности. Именно в рамках семьи формируется нравственная сфера ребенка, его моральные и ценностные установки, отношение к своему здоровью, деятельности, окружающим и многое другое.
То, какие воспитательные воздействия будут преобладать в конкретной семье, в значительной мере обуславливает направление, в котором будет происходить развитие ребенка. Так, если родители будут злоупотреблять наказаниями, то вполне вероятно, что вместо ожидаемого социально одобряемого поведения они получат противодействие.
Можно заметить, что родители в зависимости от своей гендерной принадлежности, склонны к разным воспитательным воздействиям. Однако исследований в данном направлении существует весьма немного, что обуславливает актуальность данной темы для изучения.
Цель исследования: выявить наличие или отсутствие различий в выборе преобладающих воспитательных воздействий в зависимости от гендерной принадлежности родителей.
Объект исследования: воспитательные воздействий родителей по отношению к своим детям.
Предмет исследования: гендерная специфика склонности к выбору определенных воспитательных воздействий родителями.
Гипотеза: существуют гендерные (половые) различия в организации воспитательных воздействий родителями на детей дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Проанализировать значимость воспитательных воздействий в формировании личности дошкольников;
2. Изучить механизм организации воспитательных воздействий;
3. Проанализировать существующие научные исследования гендерной специфики воспитательных воздействий.
4. Провести эмпирическое исследование особенностей выбора воспитательных воздействий родителями дошкольников в зависимости от гендерной принадлежности.
Методы исследования: анализ научной литературы, систематизация и обобщение полученной информации.
Заключение:
Таким образом, можно сделать следующие выводы.
Воспитательные воздействия представляют собой один из видов психологических воздействий и направлены на выработку или достижение определенной формы поведения у ребенка. Воспитательные воздействия имеют сложную структуру: субъект, объект, цель, средства и методы, стратегии воздействия.
Выделяются различные виды стратегий воздействия: от авторитарных до сотрудничества. Роль субъекта в воспитательном воздействии, как правило, выполняют родители, тогда же как объектом воспитательного воздействия выступает ребенок. Разные воспитательные воздействия могут быть уместны в различных ситуациях: например, принуждение может иметь положительный эффект и значение в ситуации, когда жизнь ребенка находится под угрозой.
Однако в рамках единого воспитательного процесса предпочтительнее использование убеждения, сотрудничества, поощрения.
Исследователи отмечают, что существуют гендерные различия в выборе определенных воспитательных воздействий родителями разного пола. Так, Жуйкова И.В. провела исследование, которое подтвердило, что матери более эмоционально открыты, склонны к обсуждению чувств детей и использованию стратегий сотрудничества и поощрения.
Отцы же более холодны, закрыты, дистанцированы, склонны к использованию стратегий наказания, подавления.
Экспериментальное исследования воспитательных воздействий родителей дошкольников также подтвердило наличие гендерных различий.
Фрагмент текста работы:
Организация воспитательных воздействий как условие личностного развития ребенка в дошкольном возрасте
Психологическое воздействие — это направленная передача информации от одного человека к другому с целью инициации преобразования психологических качеств, поведения и иных специфических характеристик партнера по коммуникации. Передаваемая информация может быть оформлена как в речевом виде, так и в неречевом.
Психологическое воздействие в основном числе случаев заключается во взаимному обмене информацией, влиянию и взаимовлиянию, к взаимовоздействию. Значимость психологического воздействия в реальности очень велика (например, посредством такого воздействия можно в действительности управлять людьми). С данной точки зрения психологическое воздействие во многих случаях может представлять собой конечную цель общения, которая подразумевает необходимость создать у партнера по межличностному контакту определенные убеждения и мотивацию.
С содержательной точки зрения психологическое воздействие может быть педагогическим, управленческим, идеологическим и т. д.
Воспитательные воздействия представляют собой один из типов психологического воздействия. Их можно определить как целенаправленные действия, реализуемые в основной мере родителями и направленные на осуществление положительных преобразований в личности поведении ребенка.
В качестве субъекта воспитательного воздействия может рассматриваться родитель, один или оба. Успешность такого вида воздействия может быть детерминирована гендерной принадлежностью, возрастом, предпочитаемыми стратегиями семейного воспитания, индивидуальных личностных характеристик родителя, воспитательных позиций и установок, а также отношений между родителями и детьми.
Позицию объекта воспитательного воздействия занимает ребенок. Объект (ребенок), представляя собой активный компонент системы воздействия, преобразует транслируемую ему информацию и может не поддерживать точку зрения субъекта (родителя), а в отдельных ситуация и противодействовать источнику воздействия, т.е. сам занимать позицию субъекта. К свойствам ребенка в качестве объекта, влияющим на продуктивность воздействия на него, можно отнести его пол, возраст, отношения с родителями.
Процесс воспитательного воздействия (влияния) следует рассматривать в качестве многомерной системой, в структуру которой входит стратегия, тактика, динамика, средства, методы, формы, аргументация и критерии продуктивности воздействия.
Стратегия — это методы действии родителя, направленные на решение основных задач психологическою воздействия на ребенка. В качестве основных видов стратегий психологического воздействия можно выделить монологическую и диалогическую (Балл, Бургин, 1994). Субъект воздействия (родитель), который придерживается монологической стратегии, выстраивает свое поведение так, как будто только у него есть полные права и только он знает истину, о том, как должно быть, а ребенок – в любом случае занимает позицию объекта воздействия. Родитель самостоятельно определяет цель своего воздействия.
Диалогическая (развивающая) стратегия опирается на понимание и признание равноправия и полноценности взаимодействующих родителя и ребенка.
Тактика — это решение промежуточных задач воспитательного воздействия с помощью применения разнообразных психологических приемов. Тактика воздействия основывается на тех задачах, которые предполагается решить посредством данного воздействия.
Средства воздействия могут быть речевыми и неречевыми (паралингвистическими и экстралингвистическими). При грамотном и целесообразном выборе средств их использование может помочь достичь высокой продуктивности в осуществлении воспитательного воздействия. Базой для успешного и эффективного осуществления воздействия выступает выбор системы аргументации, которая является убедительной для ребенка, соответствующей действительным жизненным обстоятельствам и опирающейся на его психологические характеристики и специфику (Мицич, 1987).
Невербальные средства воздействия должны соответствовать особенностям ребенка, родителей и обстоятельств воздействия.
К методам воздействия можно причислить убеждение и принуждение (на уровне сознания), внушение, заражение и подражание (на неосознаваемом уровне психики).
Убеждение реализует несколько функций: информационную, критическую и конструктивную. В соответствии с психологической спецификой личности важность и эффективность рассматриваемых средств будет различной.
Информационная функция обусловлена уровнем информированности ребенка в отношении предмета (проблемы, вопроса) воздействия.
Критическая функция состоит в оценке точек зрений, позиций, убеждений, ценностных ориентации ребенка.
Конструктивная функция выражается в становлении у объекта новых точек зрения, подходов и установок.
Принуждение как метод воздействия может существовать в двух вариантах: физическое и морально-психологическое принуждение. Первый вариант соотносится с использование физической силы. Второй вариант выражается, например, в управленческой или воспитательной практике. Основной специфической характеристикой метода принуждения является то, что базовые посылки, на которых строится данный метод воздействия, потенциально включают в себя отрицательные санкции для ребенка. Он сравнивает вероятные негативные последствия со своей системой ценностных ориентации (Леонтьев, 1985).