Анализ данных в социологии Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Гендерные различия современных московских студентов в проведении досуга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 6

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА 8

1.1 Досуг как предмет социологического исследования 8

1.2 Виды досуговой деятельности 15

РАЗДЕЛ 2. МЕТОДИКА АНАЛИЗА ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА 19

2.1 Участники исследования 19

2.2. Методы исследования 21

РАЗДЕЛ 3. АНАЛИЗ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ДАННЫХ ПО ПРОБЛЕМЕ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА 23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39

  

Введение:

 

Актуальность темы обусловлена многими изменениями в сферах общественной жизни за последние несколько лет. В контексте современных социокультурных, экономических и политических трансформаций, проблемы досуга, а особенно гендерного аспекта досуга, становятся все более актуальными. Изменения, произошедшие в социальной сфере общества, связаны с изменениями социальной структуры самого общества, и происходят параллельно с изменениями в сфере досуга. С появлением коронавирусной инфекции в столице, проблема выбора вариантов проведения досуга ещё более актуализировалась: многие заведения ввели ограничения для посетителей, государство ввело запрет на организацию и посещение массовых мероприятий, а в период карантина московские студенты и вовсе не виделись, в связи с чем возникла необходимость, на основе комплексного социологического подхода, понять и исследовать динамику развития гендерного аспекта досуга, как весьма значимого явления современного общества.

И, пожалуй, – самое главное: анализ гендерного аспекта досуга необходим для понимания современной человеческой природы и далее для развития рекреационной сферы нашего общества.

Современные исследователи понимают под термином «досуг» ту часть жизни человека, которая освобождена от каких-либо обязанностей и которой человек распоряжается по своему усмотрению в зависимости от ценностей, целей и установок. Актуальность темы исследования усиливается в связи с тем, что досуговая деятельность молодых мужчин и девушек включает многие социальные факты, механизмы и закономерности развития личностного творчества в досуговых центрах, деятельность учреждений досуга, индустрию досуга.

В содержательном контексте гендерный аспект досуга охватывает социальные проблемы досуга в конкретных социальных условиях Москвы. В этом ключе актуальным становится социологическое исследование, анализирующее гендерный аспект досуга как социального феномена.

Объект исследования – особенности проведения досуга современной молодежью.

Предмет исследования – процесс изменения тенденций для досуговой деятельности московскими студентами и студентками.

Цель исследования – охарактеризовать особенности процесса изменения идей для досуга в кругу московских студентов.

Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что организация досуга будет носить следующие особенности в контексте гендера: во-первых, девушки более склонны выбирать места проведения досуга, такие как салоны красоты, культурно-просветительские мероприятия; во-вторых, для молодых людей будет более характерен выбор активных видов проведения досуга.

Задачи исследования:

1. Провести теоретическо-методологическое обоснование проблемы исследования досуговой деятельности московских студентов;

2. Разработать дизайн исследования досуговой деятельности московских студентов в контексте гендерных особенностей, включая методы математической статистики;

3. Провести исследование досуговой деятельности московских студентов в контексте гендерных особенностей, сделать выводы об особенностях досуговой деятельности.

Методы исследования – теоретические: анализ литературы по теме работы, ее классификация и систематизация; практические: и опрос, процедурно реализованный в виде анкетирования, статистический анализ полученных данных, результаты которого явились основой для проведения содержательного анализа.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Нами было проведено исследования особенностей организации досуговой деятельности среди юношей и девушек, обучающихся в московских заведениях. На основании проведенного анализа можно сделать ряд выводов.

В первой части работы нами были рассмотрены теоретические основания, отражающие современные взгляды на понимание «досуга», той части жизни человека, которая освобождена от каких-либо обязанностей и которой человек распоряжается по своему усмотрению в зависимости от ценностей, целей и установок. Досуговая деятельность молодых мужчин и девушек включает многие социальные факты, механизмы и закономерности развития личностного творчества в досуговых центрах, деятельность учреждений досуга, индустрию досуга.

Во второй части исследования нами проведено изучение гендерных особенностей организации досуговой деятельности среди студентов московских заведений. Нами была составлена анкета, направленная на исследование особенностей выбора досуговой деятельности. В данной части работы нами исследованы особенности выбора досуговой деятельности: анализ количества свободного времени, соотношение активного и пассивного отдыха, выявление компонентов активного и пассивного отдыха для респондентов, выявление предпочтений респондентов при выборе досуговой деятельности.

В ходе анализа было выявлено, что имеются особенности, выражающиеся в следующих различиях: московские студенты юноши достоверно больше времени тратят на дорогу, в сравнении с девушками, большее количество девушек на сон тратят больше времени, в сравнении с юношами, по оценкам девушек времени на отдых, развлечения и хобби у них меньше, что выражает наличие различий в организации досуга и проведении досуга.

Непосредственно гендернеми особенностями в проведении досуга были выделены следующие различия:

 имеются особенности посещения театров среди московских студентов, при этом юноши чаще посещают театры, в сравнении с девушками;

 среди юношей частота посещения музеев достоверно ниже, в сравнении с девушками;

 девушки достоверно реже ходят в клубы;

 по оценкам девушек частота посещения ресторанов выше, что выражает наличие различий среди юношей и девушек, обучающихся в московских заведениях;

 девушки достоверно чаще ходят в салоны красоты, среди юношей меньше респондентов, считающих, что политические события повлияли на организацию досуга.

На основании полученных результатов можно предположить о нарушении принципов преемственности и доступности досуга для современной московской молодежи. Это, прежде всего, связано с наличием малого количества времени на досуг, а также с выбором досуговой деятельности: редкие посещения мест культурного назначения и более явной ориентацией на клубы, салоны красоты и рестораны.

Так нами был исследован досуг как рекреационная сфера современной молодёжи / гендерное различие в проведении досуга как важнейший аспект для современной молодёжи, а именно процесс изменения тенденций для досуговой деятельности московскими студентами и студентками. На основании чего можно сделать вывод, что была дана характеристика особенностям процесса изменения идей для досуга в кругу московских студентов.

 

Фрагмент текста работы:

 

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ СОВРЕМЕННЫХ МОСКОВСКИХ СТУДЕНТОВ В ПРОВЕДЕНИИ ДОСУГА

1.1 Досуг как предмет социологического исследования

В настоящее время понятие досуга часто трактуется без достаточной конкретики, весьма многопланово. Можно привести самые разнообразные его определения и толкования.

Г.Е. Зборовский определяет досуг как часть внерабочего времени (в границах суток, недели, года), остающаяся у человека (группы, общества) за вычетом разного рода непреложных, необходимых затрат. При этом им исследовались социальные факты и отношения, лежащие в сфере любой деятельности индивида и общества, протекающей в свободное время. Под досугом понимают такие аспекты, как деятельность, отношения, состояние ума [15].

Досуг оказывает существенное воздействие на все аспекты жизнедеятельности человека и заключает в себе значительный потенциал развития. Досуговая сфера, будучи одной из доминирующих в человеческой жизни, играет важную роль и оказывает значимое влияние на формирование личности. Ученые определяют культурно- досуговую деятельность, как специализированную подсистему духовно-культурной жизни общества, функционально объединяющую социальные институты, обеспечивающие воспроизводство, потребление, сохранение и распространение культурных ценностей; как коллективный и индивидуальный способ жизнедеятельности людей, в основе которого лежит многосторонняя деятельность; как сферу жизнедеятельности, открывающую уникальные условия формирования внутреннего мира, повышения культуры и всестороннего развития личности; как средство раскрытия и реализации сущностных сил человека(А.Д. Жарков, Ю.А. Стрельцов, В.Я. Суртаев, В.М. Чижиков и др.) [14, 17, 22].

А.Д. Жарков рассматривает досуг, как форму деятельности, способную объединить и труд и отдых. Большая часть досуга в нынешнем обществе посвящена различным формам отдыха, хотя в понятие «досуг» входят и такие виды активности, как общественная деятельность, благотворительность, продолжение образования, саморазвитие и др. [14]

В изучении феномена досуга Ю.А. Стрельцов выделяет четыре категории [17]:

1. Созерцание, связанное с высоким уровнем интеллекта и культуры; это состояние ума и души. В данной концепции досуг обычно оценивается с точки зрения эффективности человеческой деятельности.

2. Деятельность, как правило, не связанная с карьерным ростом и зарабатыванием денег. Такое определение досуга опирается на ценности самореализации.

3. Свободное время, деятельность по выбору. Такое время может использоваться различным образом, при этом оно может расходоваться на деятельность, связанную с работой, либо же с ней не связанное. Досуг рассматривается как время, в процессе которого человек не исполняет свои обязанности, а выбирает сам, чем ему заняться.

4. Интеграция трех предыдущих концепций, когда исчезает грань между «работой» и «отдыхом» и досуг оценивается в терминах, описывающих поведение человека. Включает в себя фактор времени и отношения к времени.

Кроме этого, следует различать реальный досуг, как общественно полезный, и мнимый — значимый лишь для личности, зачастую асоциальный.

Реальный досуг есть средство тесной взаимосвязи личности и общества. Это состояние деятельности, формирование свободы из значимых ежедневных дел, время для расслабления, развлечения.

Мнимый досуг представляет собой насилие, либо над обществом, либо над самим собой, и как результат – саморазрушение, и разрушение общества. Мнимый досуг происходит от неспособности ценить и рационально использовать время, это бесцельное времяпрепровождение, ведущее к асоциальным поступкам.

Досуг в самом широком смысле соприкасается с обширными сферами жизнедеятельности социума. Он включает в себя как социально-экономические отношения, так и исключительно личные интересы, между первым и вторым существует тесная взаимосвязь, которая способна проявляться:

— в учете человеком приоритетов общечеловеческих интересов;

— в развитии форм экономического и культурного сотрудничества, туристических и образовательных программ, а также – в опосредованных формах досуга с использованием сети Интернет, теле- и аудиоканалов.

В наше время досуг несет на себе тенденции развития постиндустриального общества и постепенно проникающего в повседневную жизнь людей. Постиндустриализм склонен стирать прежние социальные границы. Все возрастающая коммерциализация культуры, ритм жизни мегаполисов с модно одетыми людьми, прогулки по магазинам и совершение покупок утвердились как новые, современные виды досуга.

Мы разделяем точку зрения Н.А. Хренова о том, что «между досугом и культурой устанавливается двойная зависимость. С одной стороны, досуг является необходимой для культуры стихией. Если выражаться более точно, то досуг – основа и предпосылка развития культуры. В досуге … существует много потенциального, возможного, что культура на каком-то этапе ее развития может не принять и что далеко не всегда может развиться в культурные ценности. Тем не менее реальность культуры состоит из развившихся в сфере досуга эмбрионов. С другой стороны, развитие досуга происходит в определенных, задаваемых культурой границах. Культура придает досугу определенные устойчивые формы функционирования» [20].

Деятельностный подход в самой общей форме означает рассмотрение свободного времени и культуры как видов деятельности, поэтому в контексте этого подхода следует употреблять несколько иную терминологию – досуговая деятельность и культурная деятельность, если говорить порознь о свободном времени и культуре, либо культурно-досуговая деятельность, если иметь в виду их единство и взаимосвязь. Очевидно, что досуговая деятельность – это не то же самое, что свободное время, она есть его «ядро», содержание.

Если под досугом подразумеваются занятия, непосредственно относящиеся к отдыху, развлечению, разрядке, восстановлению затраченных на работе (в учебе) сил, то более возвышенная деятельность включает в себя то, что направлено прежде всего на развитие личности – творческие занятия, любительский труд, общественную активность, физические упражнения. При этом речь не идет о том, чтобы противопоставлять их друг другу или сортировать по значению. И та, и другая части свободного времени одинаково важны для человека, но выполняют при этом разные социальные функции.

Появление нового опыта досуговой деятельности связано с «изменением образа чувств» и «новой структуры сознания», развивающихся независимо от ценности и адекватности культурологических и социальных теорий.

Границы прежнего мира понемногу стираются, налицо процесс глобализации, теперь даже в некогда самобытных, экзотических областях присутствуют элементы культуры, общей для всего человечества: информационных технологий и развлечений, моды и искусства, мировоззрения и духовных концепций. Пространство и время сжались в мире глобализма, в основе которого лежит обменная деятельность и мировой капитал.

Изменения, произошедшие в обществе, нивелировали социально-культурные различия среди людей различных национальностей. Этому способствует развитие системы непрерывного образования, гуманизация и демократизация, общедоступность досуговой инфраструктуры, дающая не только понимание взаимосвязи различных аспектов реальности, но и физического, а так же духовно-нравственного выживания общества. Именно сейчас формируется международно-ориентированная личность, с масштабным сознанием и пониманием общечеловеческих ценностей.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы