Психология управления персоналом Курсовая с практикой Экономические науки

Курсовая с практикой на тему Гендерные различия и стиль поведения в конфликте у студентов

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава 1. Теоретический анализ проблем
конфликта психологической науки  5

1.1. Исследование стратегий
конфликтного поведения психолого-педагогической литературы.. 5

1.2. Современные исследования конфликтного поведения в психологической
науке  11

Выводы по 1 главе. 13

Глава 2. Эмпирические исследования
стратегий и поведения в конфликте у студентов  15

2.1. Организации и методы
исследования. 15

2.2. Анализ и интерпретация
полученных данных. 18

2.3 Рекомендации по разрешению
межличностных конфликтов у студентов  30

Выводы по 2 главе. 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 45

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 47

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 50

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема конфликта в
современных условиях является особо актуальной, когда число общественно
значимых конфликтов во много раз превысило показатели всей предыдущей истории,
а применяемые в ходе конфронтации вооруженные средства реально грозили гибелью
всей цивилизации.

Жизнь в обществе не мыслима без столкновений
жизненных позиций, идей и целей не только отдельных личностей, но и разного
рода сообществ, коллективов. Наличие расхождений и противоречий между
различными сторонами зачастую приводит к образованию конфликтов. Конфликт
представляет собой критический метод решения разногласий, заключающийся в конфронтации
его участников и сопровождающийся, как правило, крайне негативными
переживаниями и эмоциями.

Цель работы —
выявить стратегии поведения в конфликтных ситуациях у студентов разного пола.

Задачи работы:

1.
Рассмотреть сущность понятия конфликт и стратегии поведения в конфликтных
ситуациях.

2.  Исследовать различия личностных
психологических особенностей и стратегий конфликтного поведения у студентов.

Объект работы – влияние
конфликтного поведения.

Предмет работы – личностные
особенности, как детерминанты конфликтного поведения.

Гипотеза исследования. Существуют
различия выраженности стратегии поведения в конфликте в зависимости от гендера.

Методы исследования: анализ
литературных источников по данной теме, синтез, обобщение, наблюдение, тесты,
эксперимент, статистическая обработка данных.

Методики исследования:

— Методика
диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса.

— Методика «Мотивация к успеху» Т. Элерса.

— Характерологический тест К. Леонгарда –
Г. Шмишека.

— Личностный опросник Г. Айзенка (EPO).

— Методика диагностики уровня агрессии А.
Басса – А. Дарка.

Теоретической
базой исследования явились работы таких ученых, как Гришина
Н.В., Хасан Б.И., Грошев И.В., Анцупов А.Я., Шипилов А.И., Кармин А.С., Зиммель Г., Дюркгейм Э., Парсонса
Т., Смелзер Н., Козер Л., Дарендорф Р., Боулдинг К., Балика З.С., Зайцев А.К.,
Баклановский С.В., Большаков А.Г., Гулякина В.В., Дмитриев А.В., Здравомыслов
А.Г., Зеркин Д.П., Зудилина И.Ю., Иванова Е.Н., Каменская В.Г., Кашапов Н.Н.,
Кильмашкина, Фишер С., Томас К., Чуреев В.Д., Шварц Г., Некрасова А.Н. и многих
других.

Научная и практическая значимость работы.
Полученные в данной работе выводы могут быть использованы в процессе
проведения организационных мероприятий по
предотвращению и разрешению конфликтов в коллективах. Результаты исследования
также могут быть применены в качестве практической составляющей при разработке
курсов «Конфликтология», «Психология конфликта» и «Управление
конфликтами».

Структура работы. Работа состоит из введения,
двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка используемой литературы

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В настоящее время конфликт
является одной из универсальных характеристик мира и основной движущей силой
его развития. Это один из наиболее противоречивых феноменов и основных
механизмов всех изменений и преобразований. Конфликтное взаимодействие может
выполнять как конструктивную, так и деструктивную функцию.

По результатам проведенного исследования, мы пришли к
следующим выводам:

— Доминирующей стратегией поведения в конфликте, у студентов
мужского пола является соперничество. У студентов женского пола сотрудничество
и компромисс. В
профессиональном становлении студентов сотрудничество и соперничество более
свойственна молодым студентам. С возрастом эта особенность трансформируется в
приспособление как, по-видимому, нежелание менять сложившуюся ситуацию.  Также надо отметить, что в группе «стаж от 1
года» резко увеличилась представленность также таких типов регулирования
конфликтными ситуациями, как избегание и компромисс. — Студенты-мужчины имеют
высокую мотивацию к успеху (20 баллов), уровень мотивации к успеху у более
молодых студентов, студенты-женщины ниже и характеризуется как средний (11
баллов), очень высокий уровень мотивации к успеху не имеет ни одна из изучаемых
групп студентов. Таким образом, студенты мужского пола характеризуются более
высокой мотивацией к успеху, чем молодые студенты с меньшим стажем работы.


Студенты женского пола характеризуются демонстративностью, а также повышенной
тревожностью. Таким студентам характерны целеустремленность, потребность в
постоянном внимании, эгоцентризм, тщеславие, честолюбие, хитроумие, отсутствие
скромности, фантазирование, услужливость, если этого требуют их интересы,
смелость мышления, повышенная тревожность. Тревожность студентов при
наличии опыта понижается, тогда как молодой студент чаще испытывает
значительное волнение в процессе решения сложных профессиональных задач.  Для студентов мужского
пола характерны педантичность и дистимичность. Такие студенты
характеризуются такими качествами, как основательность, собранность,
пунктуальность, высокий самоконтроль, способность четко выполнять обязанности.
Для таких студентов характерно наличие резкой смены настроения. Преобладает
пониженное настроение, депрессии, но при этом такие люди тонко чувствуют и
обладают твердой жизненной позицией. Таким образом, личностные
особенности группы студентов женского пола характеризуются демонстративностью и
тревожностью, а студентов мужского пола педантичностью и дистимичностью.

— Студенты женского
пола характеризуются экстравертированно-интровертным типом личности,
эмоциональной стабильностью личности, без признаков психотизма. Показатель
искренности студентов данной группы немного ниже, чем у студентов-мужчин. Студенты
мужского пола характеризуются преобладанием экстровертированного типа личности,
наибольшим нейротизмом (эмоциональной нестабильностью личности), имеют некую
склонность к психотизму, хотя их показатели по этой шкале менее 10 баллов, что
соответствует норме. Студенты мужского пола имеют очень низкие баллы по шкале
искренность, что говорит об их большей открытости и правдивости при ответах на
вопросы.

— Студентам-женщинам характерны
высокие баллы по шкалам косвенная агрессия и раздражение. Студентам-мужчинам,
характерны высокие баллы по шкалам раздражение и обида. Можно
утверждать, что выбор стратегии поведения в конфликте напрямую зависит от гендера.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава
1. Теоретический анализ проблем конфликта психологической науки 1.1.
Исследование стратегий конфликтного поведения психолого-педагогической
литературы Начало
исследования феномена конфликта восходит к древней философии. Однако зарождение
конфликтологии как специальной отрасли научного знания относится ко второй
половине XIX в. и связанно с именами немецких философов и социологов К. Маркса
и Г. Зиммеля. Понятие «конфликт» введено в научный оборот немецким
философом и социологом Г. Зиммелем.

Существуют
различные определения понятия конфликта. Конфликт (от латинского conflictus —
столкновение) – противостояние сторон.

В философии
конфликт рассматривается как «частный случай противоречия, его запредельное
обострение» [33, C. 321].

В социологии — это
«процесс или ситуация, в которой одна сторона находится в состоянии
противостояния или скрытой борьбы с другой, поскольку ее цели воспринимаются
как противоречащие собственным» [39, C.197].

В психологии
конфликт — это «столкновение противоречивых взглядов, не совместимых друг с
другом точек зрения, интересов, норм и форм поведения» [31, C.185].

В отечественной и
зарубежной литературе данная проблема активно исследуется, разрабатываются
проблемы типологии, возникновения, контроля и разрешения конфликтов.

Существует две
традиции рассмотрения конфликта.

Первая считает его
ненормальным состоянием системы (Платон, Ж.- Ж. Руссо, И. Кант, В. С. Соловьев,
Э. Дюркгейм, Т. Парсонс).

В теоретической
модели Э. Дюркгейма [11], Т. Парсонса [32], Н. Смелзера [34], уделявших
основное внимание проблеме стабильности, гармоничного развития общества,
конфликту приписывалась дезорганизационная функция и он рассматривался как
признак болезни, как выражение «отклоняющегося поведения», «дисфункций»,
разрушающих «общие ценности» и ведущих к нарушению «равновесия» социальной
системы. Поэтому социальный конфликт признавался негативным и нежелательным.

Другая традиция
признает конфликт закономерным фактором социального развития (Аристотель, Т.
Гоббс, Г. Гегель, К. Маркс, М. Вебер, Р. Дарендорф и др.) и акцент ставится на
других его функциях: социальный конфликт рассматривается как источник
преобразования социальных систем, предпосылка прогресса.

Л. Козер [24], Р.
Дарендорф [9], К. Боулдинг [42] и др. (концепция позитивно-функционального
конфликта Л. Козера, конфликтной модели общества Р. Дарендорфа, общей теории
конфликта К. Боулдинга), заложившие основы современной конфликтологии, не
только подчеркивают функции социального конфликта как фактора совершенствования
общества, стимулятора прогресса, но и как фактора, способного «при определенных
условиях выполнить роль позитивного средства интеграции и стабилизации
социальных групп, институтов и социальной системы в целом».

В
конфликтологической парадигме сейчас присутствует понимание противоречивой
сущности конфликта, выполняющего, по мнению американского социолога Л.Э. Козера
[24], и позитивную, и негативную функции.

По мнению К.
Боулдинга [42], конфликт знаменует собой осознанные и созревшие противоречия и
столкновение интересов.

Балика З.С. [4]
считает, что конфликт — это выражение столкновения интересов, целей, мнений,
действий, отражающихся в поведении индивидов, социальных групп, социальных
общностей. Конфликты выступают как «неизбежные и даже необходимые, так как они
представляют собой одно из проявлений всеобщего закона единства и борьбы
противоположностей». Автор на уровне общества выделяет два основных типа
социальных конфликтов: конфликты, не ведущие к кардинальным изменениям
социальной системы, и конфликты, ведущие к возникновению новой социальной
реальности. Конфликты и первого, и второго типа на уровне общества выступают
как системное качество многовекторных внутриличностных конфликтов, конфликтов
между индивидами, социальными группами, социальными общностями.

Обычно в
организационном конфликте выделяют 4 стадии его развития: предконфликтная
стадия, конфликтная стадия, стадия разрешения конфликта и постконфликтная
стадия.

Предконфликтная
стадия — это стадия накопления и обострения противоречий из-за расхождения
интересов и ценностей субъектов взаимодействия. На этой стадии конфликт
существует в латентной форме [14].

Конфликтная стадия
— характеризуется конфликтным поведением, т.е. действиями, направленными на
противоборство с намерениями, целями, интересами противоположной стороны.
Стадия конфликтного поведения характеризуется максимальным использованием силы
участников конфликта, применением ими всех ресурсов борьбы. Однако на стадии
конфликта может произойти перелом, в случае, если произойдёт «переоценка
ценностей», т.е. изменение представлений об оппоненте, его целях, облике. Тогда
«фаза переоценки ценностей» может стать «фазой выбора» программы поведения,
состоящей из 3 альтернатив:

1) достижение
своих целей за счёт другой группы, т.е. доведение конфликта до предела;

2) снижение уровня
напряжённости за счёт частичных уступок, что переведёт конфликт в латентную
форму;

3) поиски способов
полного разрешения конфликта [17].

Третья стадия конфликта — разрешение конфликта,
осуществляется путём изменения объективной ситуации, давшей начало конфликту, а
также изменениям субъективного образа ситуации

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы