Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности уверенности в себе у молодежи (возраст 16-20 лет)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Гендерные особенности уверенности в себе у молодежи (возраст 16-20 лет) 7
1.1 Определение понятия «уверенность в себе» 7
1.2 Влияние гендерных особенностей на «уверенность в себе» в возрасте 16-20 лет 13
Глава II. Гендерное особенности самоотношения у молодежи (возраст 16-20 лет) 18
2.1 Определение понятия «самоотношения» 18
2.2. Влияние гендерных особенностей на «самоотношение» в возрасте 16-20 лет 21
Глава III. Экспериментальные исследования гендерных особенностей уверенности в себе, у молодежи (возраст 16-20 лет) 23
3.1 Организация методов исследования 23
3.2 Анализ результатов исследования 38
3.3 Обсуждение результатов 45
Заключение 49
Список литературы 51
Приложения 54
Введение:
Данная исследовательская работа определена сложившейся социальной сложной ситуацией в России, развитием экономики, образования, науки, культуры, межнациональных взаимоотношений и многого другого, что влияет не только на формирование ценностных отношений молодежи к себе, но и на их адаптационное поведение, с внешним миром, государством, обществом, людьми. В кризисные периоды внимание социума устремлено к молодежи, так как видят в них будущее и развитие, в том числе молодежь максимально работоспособна и включена в деятельностное поле. Молодежь — это сила общества, энергия, нерастраченных интеллектуальных и физических сил, требующих выхода, за счет этих сил жизнь общества может быть прогрессировать, в связи с чем, изучение современного молодежи представляется значимым. В данный период жизни молодежь находится на этапе развития личностного, профессионального и духовного роста, формирование личности и их жизненных планов на дальнейшую жизнь, в следствии чего проходит множество психологических и социальных изменений в различных направлениях. Это все в совокупности создает гонку за достойное место в обществе каждого из них. В следствии чего, для реализации данной цели требуется формирование своей личности, что включает в себя один из важных этапов — уверенность в себе. Данный этап в становлении, формировании личности у молодежи является таковым в связи с тем, что если отсутствует уверенность в себе, то возникает ряд проблем: сложность трудоустройства после окончания средних профессиональных учебных заведений; не могут выполнять социально-профессиональную роль; снижается чувство ответственности; лишается возможности творчески самовыражаться; высказывать свое мнение и позицию в тех или иных вопросах; приводит к сложности выработки собственной и самостоятельной модели поведения; социально-психологическим проблемам, нерациональность в самооценке и отношении с окружающими; ухудшение здоровье и духовно-нравственное благополучие. Так же, не маловажный этап в формировании личности являются гендерные особенности. Реализация развития гендерной особенности личности, выраженной в процессе гендерной социализации, является одним из основ становления гендерной идентичности, как представителя одного пола. Это связано с тем, что социокультурное понимание индивидом своей гендерной роли влечет за собой выбор того, как и какими способами будет формироваться его личность, в том числе, формирование его характеристики, черт поведения и прочее. В связи с чем, мы можем утверждать, что для формирования личности у молодежи в возрасте 16-20 лет уверенность в себе и определение и понимание своей гендерной идентичности играет не мало важную роль, что влечет за собой не малые последствия, как для самого человека, так и для общества в целом.
Актуальность данной темы явно видна. Ее значимость в жизни человека и общества, находится в центре внимания как узких специалистов и ученых, так и общества в целом.
Проблеме развития личности на этапе обучения в вузе, колледже посвящены фундаментальные и прикладные исследования К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.А. Вербицкой, Н.И. Вьюнова, Э.Ф. Зеера, И.А. Зимней, Е.И. Исаева, И.Б. Котовой, JI.C. Подымова, Б.А. Сосновского, Н.Ф. Талызиной, А.С. Чернышева и др.
Несмотря на то, что вопрос о половых различиях достаточно популярен в психологической науке последнего времени и представлен многочисленными работами (Т.В. Бендас (2000), Р.А. Березовская (2001), С.В. Зверева (2006), И.С. Клецина (2004), А.В. Кудинов (2005), С.И. Кудинов (1999), С.С. Кудинов (2009), JI.C. Махакова (2007), Е.Н. Мухиярова (2007) и др.), специальных исследований гендерных особенностей личности, ее структуры в отечественной психологии не проводилось. Качественно новым образом должна решаться задача развития и использования человеческого потенциала, как уверенность в себе, который изучался ведущими исследователями педагогики и психологии: Р.Бернсом, У.Джемсом, И.С.Коном, А.А.Налчаджян, А.Б.Орловым, С.Р.Пантилеевым, Л.М.Поповым, Н.И.Сарджвеладзе, В.В.Столиным, Е.Т.Соколовой, З.Фрейдом, К.Хорни, Р.Х.Шакуровым, Э.Эриксоном, К.Юнгом и другими. Большая часть исследований уверенности в себе разрабатывалась на материале социальной и педагогической психологии. Изучение уверенности школьников и студентов в себе и своих знаниях в соотношении с успеваемостью. Основные данные отражены в исследованиях Ж.М. Бизук, З.В. Бойко, Е.В. Жатько, Е.В. Кочневой, Т.Д. Корчагиной, Н.Ю. Молостовой, Ю.М. Орлова, A.M. Прихожан, Б.И. Рзаева, В.Г. Ромек, М.А. Селиверстовой, Е.А. Серебряковой, O.A. Федосенко и др.
Проблематика данного вопроса заключается в том, что не известно влияет ли пол на уверенность в себе у молодежи. В связи с чем в ходе данной работы мы постараемся это выявить.
Объект данного исследования – уверенность в себе молодежи.
Предмет данного исследования – гендерные особенности уверенности в себе.
Цель данного исследования является изучить гендерные особенности уверенности в себе у молодежи (возраст 16-20 лет).
Задачами данного исследования является:
— теоретический анализ литературы по теме исследования;
— выбор методов исследования;
— изучение гендерных особенностей уверенности в себе.
Гипотеза: существует взаимосвязь между принадлежностью к гендеру и уверенностью в себе.
Эмпирическая база исследования: студенты государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга №26» в возрасте 16-20 лет.
Практическая значимость данного исследования заключается в то, что она сможет определить для психологов и педагогов, в первую очередь, влияет все же в этом возрасте их половая принадлежность на уверенность в себе. В том числе данное исследование будет полезно для социологов, сформируется понимание, в данной направленности и стоит ли более глубинно и тщательно изучать вопрос уверенности в себе в призме гендерной особенности.
Заключение:
В ходе исследования нам удалось выяснить, что понятие уверенности в себе рассматривалась исследователями при помощи описания разнообразных явлений психики. В частности, в данное широкое понятие входят несколько особенностей человеческой психики. А именно принятие самого себя, способность к самовыражению, постоянная высокая самооценка и другие. В качестве основы уверенности выступает самостоятельно выработанное стабильное положительное отношение человека к своим способностям, умениям и навыкам. Но несмотря на многочисленные исследования четкого и единого определения данного понятия нет. Каждый исследователь в своей работе ссылается на те аспекты, которые ему близки.
При этом все ученые пришли к общему мнению, что на формирование уверенности в себе оказывают влияние огромное количество факторов, как внешних, так и внутренних. Одним из таких факторов являются социальные роли, которые приписываются женщинам и мужчинам в обществе. Поэтому и формирование уверенности в себе имеет гендерные особенности. Особое влияние они оказывают именно в подростковом возрасте, поскольку в данный возрастной период формируется у детей представление о себе, как о мужчине или женщине. По этой же причине гендерные характеристики существенно влияют и формирование самоотношения.
Для выявления гендерных особенностей уверенности в себе у молодежи в возрасте от 16 до 20 лет, нами было проведено исследование, в котором приняли 60 студентов государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения города Москвы «Колледж Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга №26». Из них было 30 парней и 30 девушек.
Диагностика уверенности в себе у молодых людей проводилась по двум методикам: тест уверенности в себе В.Г. Ромека и тест-опросник самоотношения, разработанный В.В. Столиным.
В ходе эмпирического исследования мы провели сравнительный анализ уровня сформированности уверенности в себе у юношей и у девушек. Результаты исследования по методике В.Г. Ромека показали, что у юношей в возрасте от 16 до 20 лет уверенность в себе и социальная смелость выше, чем у девушек того же возраста. Инициатива в социальных контактах у них находится на одинаковом уровне.
Анализ по критерию Манна-Уитни показал, что различия в уровнях выборок можно считать не существенными.
Результаты исследования по методике В.В. Столина показали, что гендерных особенностей нет в формировании следующих факторов: глобальное самоотношение, аутосимпатия, самоуверенность, отношение других, самопоследовательность и самоинтерес. А самоуважение и самопонимание у юношей выше. При этом самоинтерес представлен у девушек более высоким показателем. Тогда как юноши более склонны к самообвинению.
Взаимосвязь уверенности в себе и самоотношения, рассчитанная при помощи коэффициента корреляции Стьюдента-Пирсона является слабой. При этом у юношей теснота корреляционной связи намного слабее.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Гендерные особенности уверенности в себе у молодежи (возраст 16-20 лет)
В данной главе мы рассмотрим определение, понимание и значимость «уверенности в себе». В том числе, как влияет гендерные особенности на формирование уверенности.
1.1 Определение понятия «уверенность в себе»
В данном ритме жизни, который протекает в современном обществе требует от человека ответственности, постоянной деятельности, повышения своих навыков, умений, знаний. Так же не нужно забывать и о том, что нам диктует само общество. А именно, что нужно постоянно повышать свои личностные качества в том числе, в которые входит уверенность в себе. Все существующие СМИ открыто демонстрируют, что успеха в той или иной сфере деятельности могут лишь уверенные в себе люди. Успешность приравнивают к такому качеству как уверенности в себе. Если сделать опрос или просто задать вопрос о том, как люди понимают, что человек уверен в себе, то они буду сначала описывать его внешние успехи (качественная и дорогая одежда, речь и т.д.), так как внешние аспекты – это показатели внутреннего состояния человека, а внутреннее состояние человека формируется в ходе развития человека, как личности. Остро встает вопрос уверенности в себе в подростковый и студенческий период. Так как именно в это время происходит выстраивание взаимоотношения коммуникации с социумом: активно ищут свое место в обществе; развиваются более стремительно психические функции; происходит становление личности. Человек начинает пробовать себя в новых ролях, по-другому выстраивать взаимоотношения с окружающим миром [11, 384]. Если у человека отсутствует такое качество как уверенность в себе, то он у него возникают проблемы личного и профессионального характера, решение такой человек принимает боле медленно неуверенно, постоянно сомневается. Все это в комплексе влияет на отношение окружающих к человеку. Его воспринимают, как неудачника, что также подрывает самооценку. Для подростка уверенность в себе значимо, так как от данного свойства личности зависит формирование всех ее сторон и эмоциональной сферы человека, развитие способностей, обучаемости, готовности воспринимать и усваивать информацию [7, 65-73].
Люди отличаются друг от друга по степени уверенности в себе. Один и тот же человек в разных ситуациях может чувствовать и вести себя уверенно в разной степени. Причины этого различия некоторые психологи видят в наследственности и характере [33], другие считают, что неуверенность в себе – результат научения и индивидуальной истории подкреплений и наказаний [34], третьи объясняют неуверенность следствием влияния окружения и выученной беспомощностью [35]. Не последнюю роль в развитии неуверенности в себе играют эмоциональные переменные – стыд, страх и вина [37].
На основе своего клинического опыта, в ключе бихевиорального подхода, А. Сальтер выделил и описал шесть характеристик здоровой и уверенной в себе личности.
1. Открытое, спонтанное и подлинное выражение в речи всех испытываемых чувств. Уверенный человек чувства «называет своими именами» и не заставляет партнера по разговору догадываться, что же именно за чувство скрывается за его словами. Во-вторых, чувства уверенный в себе человек выражает спонтанно, то есть в тот момент, когда они возникли. В-третьих, уверенный человек говорит именно о тех чувствах, которые он испытывает. Он не стремится скрыть или «смягчить» проявления своих как позитивных, так и негативных чувств.
2. Далее Сальтер говорит об экспрессивности и конгруэнтности поведения и речи, что означает ясное проявление чувств в невербальной плоскости и соответствие между словами и невербальным поведением.
3. Умение противостоять и атаковать, проявляющееся в прямом и честном высказывании собственного мнения, без оглядки на окружающих, также характерно для уверенного поведения.
4. Уверенный в себе человек не стремится спрятаться за неопределенными формулировками. Чаще, чем другие люди, уверенные в себе, используют местоимение «Я».
5. Им не свойственно самоуничижение и недооценка своих сил и качеств, они способны без стеснения выслушивать похвалу в свой адрес, а также хвалить других людей.
6. Способность к импровизации, т.е. к спонтанному выражению чувств и потребностей, также характерна уверенным в себе людям.
С точки зрения Сальтера, уровень уверенности в себе довольно легко может корректироваться тем, что уверенное поведение поддерживается и подкрепляется другими людьми. В своей практической работе Сальтер добивался впечатляющих результатов тем, что просил своих клиентов последовательно придерживаться правил, следующих из названных им характеристик. Такое «поведенческое инструктирование» в сочетании со специальными программами подкрепления широко используется в современной поведенческой психотерапии [33].
Однако дальнейшие исследования показали, что иногда причины неуверенности в себе выходят далеко за рамки чисто поведенческой неумелости или поведенческого дефицита. Один из учеников и сотрудников Сальтера – Джозеф Вольпе в процессе своей работы обнаружил, что существенную роль в возникновении неуверенности играет социальный страх, испытываемый человеком в ситуациях взаимодействия с другими людьми. Однажды возникнув, социальный страх прочно ассоциируется с определенными социальными ситуациями и затем подкрепляет сам себя. Страх «вхождения» в ситуацию снижает шансы на успех, а неуспех в свою очередь усиливает страх. Страх создает почву для неудач в вызывающих его социальных ситуациях, а неудачи еще больше подкрепляют страх. Таким образом, страх и связанное с ним поведение выучивается, автоматизируется, поддерживается и воспроизводится, распространяясь на смежные социальные ситуации.
Социальный страх проявляется в самых различных формах и в самых разных ситуациях. Джозеф Вольпе подробно описал страх критики, страх быть отвергнутым, страх оказаться в центре внимания, страх показаться неполноценным, страх начальства, страх новых ситуаций, страх предъявлять претензии или не суметь отказать в требовании, страх не суметь сказать «нет». В той или иной степени, эти страхи, конечно, знакомы любому человеку. Проблема неуверенных в том, что у них социальный страх становится доминирующим чувством, блокирующим их социальную активность [36].
В 1971 году Арнольд Лазарус подвел некоторый промежуточный итог, отметив мультимодальный характер уверенности в себе. С его точки зрения, уверенность в себе включает три компонента, взаимодействие которых приводит к общей уверенности. С его точки зрения, уверенность – это способность индивида предъявлять претензии и добиваться их удовлетворения. Для этого необходимо позволять себе иметь эти претензии, осмеливаться их предъявлять во взаимодействии с другими людьми и обладать для этого соответствующими навыками. На вопрос о том, какие именно навыки будут «соответствующими», Лазарус также дал такой ответ. С его точки зрения, для формирования уверенности необходимо всего лишь четыре навыка:
— умение открыто говорить о своих желаниях и требованиях,
— умение сказать «нет»,
— умение открыто выражать позитивные и негативные чувства,
— умение устанавливать контакты, начинать и заканчивать разговор.
Таким образом, к началу 70-х годов ХХ века сформировалось представление об уверенности как о комплексной характеристике человека, включающей в себя определенные эмоциональные (страх и тревожность), поведенческие (дефицит навыков социального поведения) и когнитивные компоненты [32].
Так же есть еще и другие точки зрения, понимания уверенности в себе.
Рюдигер и Рита Ульрих под уверенностью в себе понимают особенность человека давать запросы и предъявлять требования при взаимодействии с окружающим миром, в том числе добиваться их реализации.
Так же к уверенности в себе относят и умение разрешать себе иметь эти запросы и требования, проявлять их, не смотря на социальных страх и умение осуществлять их через социальные навыки – в представлении В. Вендландта и Х.В. Хеферта
Понятие уверенности в себе изучали, при исследованиях «Я»-концепции. Выделены три вида, которые связаны с уверенностью:
— самосоответствие (или соответствие качеств и способностей субъекта его целям и мотивам по В. В. Столину, а также соответствие «Я»-реального и «Я»-идеального по К. Роджерсу).
— внутреннее согласие и интеграция элементов «Я»-концепции, ощущение постоянного единства собственного «Я».
— оценка уровня собственных способностей по сравнению с остальными людьми.
Не совсем каждая, а только очень специфическая и определенная «Я»-концепция способна создать чувство уверенности в себе. Когда понимание представлений человека о себе имеет отчетливую иерархию, высокую интеграцию, когда в ней нет внутренних и внешних противоречий, – тогда зарождается уверенность, являющаяся качеством целостной личности, считает Зиновьева.
Платформой уверенности является постоянное позитивное отношение личности к своим способностям, умениям и навыкам, которые проявляются в касающихся его социальных ситуациях и которые предполагают его личное участие, так считает В. Ромек.
«Уверенность в себе – свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей. Основой для формирования такого рода оценок служит достаточный поведенческий репертуар, позитивный опыт решения социальных задач и успешного достижения собственных целей (удовлетворения потребностей). Для формирования уверенности в себе важен не столько объективный жизненный успех, статус, деньги и т.д., сколько субъективная позитивная оценка результатов собственных действий и оценки, которые следуют со стороны значимых людей. В структуре уверенности в себе можно выделить три важнейших компонента:
— общую уверенность в себе – положительная оценка своих способностей и навыков;
— социальную смелость – антитеза социальным страхам, выражающаяся в положительном эмоциональном фоне, который сопровождает любые, в том числе и новые, социальные контакты;
— инициативу в социальных контактах – готовность к подобным контактам» [22, 132].
Уверенность в себе вырабатывается при наличии адекватной и разнообразной обратной связи при преобладании положительного подкрепления удачных попыток осуществления личных целей индивидуума. Положительные оценки других людей по отношению к индивиду преобразуются в процессе социализации в позитивные самооценки своих способностей и навыков.
В том или другом проявлении проблему уверенности в себе можно выявить почти в любой психологической теории, связанной с психологией личности. Понятие «уверенность» имеется в большей части языков мира, причем в кое-каких из них даже бывает несколько слов для обозначения данного качества индивида.
Таким образом, уверенность в себе рассматривалась при помощи описания разнообразных явлений психики. Это и принятие самого себя, и способность к самовыражению, и постоянная высокая самооценка. В качестве основы уверенности выступает самостоятельно выработанное стабильное положительное отношение человека к своим способностям, умениям и навыкам. Так же можно сказать, что единого определения, понимания и значения «уверенности в себе» до сих пор так и не выявлено. Существующие определения имеют общие и различные черты, но при этом каждый исследователь данной темы работает и ссылается на те определения и понимания, которые им близки в понимании данного значения.