Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности тревожности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 4

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ
.. 7

 

1.1.
Понятие тревожности в психологии. 7

1.2.
Факторы формирования и проявление тревожности в поведении и деятельности. 10

1.3.
Гендерные исследования тревожности в психологии. 12

Выводы по 1 главе. 15

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ
ТРЕВОЖНОСТИ.. 16

 

2.1.
Организация и этапы эмпирического исследования. 16

2.2.
Результаты исследования. 19

2.3.
Рекомендации по оптимизации тревожности мужчин и женщин. 20

Выводы по 2 главе. 22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ25

ПРИЛОЖЕНИЯ.. 28

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема тревожности и способы преодоления тревоги
в деятельности человека рассматривается как одна из стержневых областей
современной психологии. Интерес российских психологов к изучению тревожности
значительно возрос в связи с резкими изменениями в жизни общества, порождающими
неопределенность и непредсказуемость будущего и, как следствие, переживания
эмоционального напряжения, тревоги и тревожности. Чем выше уровень, тем выше требования, предъявляемые к личности и ее
эффективности. Но высокая тревожность дезориентирует как деятельность, так и
приводит к психологическому неблагополучию.
Яркий пример такого
эмоционального напряжения – это
ситуация в мире, связанная с пандемией.

Доказательством научного интереса к проблеме тревожности являются
многочисленные исследования как зарубежных (А. Адлер, З.
Фрейд, Ч.Спилбергер, Г. Селье, К. Хорни
), так и отечественных авторов (Ф.Б. Березин, В.В. Бойко, В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М.
Прихожан, Ф. Риман, Ю.Л. Ханин
).

Актуальным
является и вопрос раскрытия темы тревожности в гендерном аспекте. Этот аспект важен, чтобы эффективно
оказывать помощь. Если тревожность имеет ярко выраженную гендерную принадлежность, то и психологическая помощь
должна формироваться с учетом этого фактора.

Цель исследования: выявить гендерные особенности
тревожности личности.

Объект
исследования
: тревожность
личности.

Предмет исследования: гендерные
особенности тревожности личности.

Гипотеза: существуют
гендерные особенности тревожности личности, а именно — у женщин тревожность
выше, чем у мужчин.

Задачи
исследования:

1. охарактеризовать понятие тревожности в
психологии;

2. выявить факторы формирования и описать проявление
тревожности в поведении и деятельности;

3. рассмотреть
гендерные исследования тревожности в психологии.

4. организовать и
провести эмпирическое исследование;

5. проанализировать результаты исследования
тревожности мужчин и женщин;

6. разработать
рекомендации по оптимизации тревожности мужчин и женщин.

Теоретической основой исследования явились
работы зарубежных авторов — А. Адлер, З. Фрейд, Ч.Спилбергер, Г. Селье, К.
Хорни; отечественных авторов — Ф
Ф.Б. Березин, В.В. Бойко,
В.Р. Кисловская, В.С. Мерлин, А.М. Прихожан, Ф. Риман, Ю.Л. Ханин.

Методическая основа
исследования
: теоретический анализ и обобщение научной литературы по теме
исследования, тестирование, качественный и количественный сравнительный анализ,
методы математической статистики.

Методики
психодиагностики и статистики
:

1.           
Методика «Шкала реактивной и личностной
тревожности» (Ч.Д. Спилбергер, адаптация Ю.Л. Ханина)»;

2.           
Математико-статистическая
методика сравнительного анализа.

Теоретическая
значимость исследования:
данная работа может внести
вклад в исследование тревожности мужчин и женщин.

Практическая
значимость
исследования заключается в том, что полученные данные могут быть
использованы психологами при работе с тревожностью, позволят составить
дифференцированные психокоррекционные программы по снятию (или, по крайней
мере, смягчению) высоких степеней личностной тревожности. В результате будет
иметься реальная возможность для профилактики
эмоционального благополучия и  психического
здоровья.

Эмпирическая база исследования: 50 человек, в т.ч.
25 мужчин и 25 женщин. Возраст респондентов 25 — 35 лет.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование не подтверждает
выдвинутую нами гипотезу о существовании гендерных особенностей тревожности
личности, а именно — у женщин тревожность выше, чем у мужчин.

Наше исследование было посвящено актуальной
проблеме, пониманию гендерной тревожности как индивидуальной психологической
особенности.

Теоретический
анализ проблемы показал следующее.

Было установлено и сформулировано определение
тревожности, основываясь на мнения исследователей и психологов. Тревожность –
это черта личности, а страх – это просто эмоциональная реакция на витальную
опасность. Выделили понятие страха, тревоги и стресса, для понимания их различий.

Выделены факторы возникновения и развития
тревожности — социальные, психологические и биологические, к которым относят
нейрохимические, физиологические, психоэмоциональные особенности и состояния человека.
Психологические факторы возникновения тревожности включают детские переживания,
стиль семейного воспитания, внешнее социальное окружение.

Изучены исследования
гендерной тревожности, представляющие собой две большие группы: исследования по
половозрастным различиям и по гендеру. Исследования по половозрелым различия
составляют самую большую группу. Исследования по гендеру проводились редко,
из-за чего их мало. Результаты исследований особенностей тревожности
противоречивы, так как в одних исследованиях подтверждалось, что у женщин
тревожность выше, в других – это опровергалось.

В эмпирическом исследовании были определены гендерные
особенности ситуативной и личностной тревожности («Шкала реактивной
(ситуативной) и личностной тревожности» Ч.Д. Спилбергера — Ю.Л. Ханина):

— ситуативная тревожность имеет низкий
уровень у мужчин и у женщин (tкр.=2,68 при р ≤0,01 и tкр=2,01 р≤ 0,05);

— личностная тревожность имеет средний
уровень у мужчин и женщин (tкр.=2,68 при р ≤0,01 и tкр=2,01 р≤ 0,05).

В заключении следует отметить,
что необходимо развивать эту тему в науке психологии, чтобы получить точный
ответ, существуют ли гендерные особенности тревожности или нет различий по
гендеру, а на тревожность
влияют факторы социальные, психологические и
биологические.



 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ ФЕНОМЕНА ТРЕВОЖНОСТИ

 

1.1. Понятие тревожности в психологии

 

Рассмотрим определения понятий «тревога»,
«страх» и «тревожность» в психологии.

Тревога — переживание эмоционального
дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, предчувствием грозящей
опасности [6].

Понятие «тревога» было введено в психологию
З. Фрейдом в 1925 г., разводившим конкретный страх и неопределенный,
безответный страх — тревогу, носящую глубинный, иррациональный, внутренний
характер [24].

На определенном этапе развития науки понятие
«страх» и «тревога» были синонимами. В частности, З. Фрейдом были выделены три
формы страха [24]:

а) «Свободный страх», то, что называется
angstbereitschaft «страхом ожидания» или «общей боязливостью». Лица, страдающие
этим страхом, всегда предвидят из всех возможных ситуаций самую страшную.
Склонность к такому ожиданию страха встречается у многих людей, которых нельзя
назвать больными. Их считают слишком боязливыми или пессимистами, но необычно
высокая степень «свободного страха» имеет отношение к нервному заболеванию,
которое З. Фрейд назвал «неврозом страха».

б) Страх в форме фобий — furcht — связанный с
определенными ситуациями или объектами: страх одиночества, темноты, животных и
т.д. Обе формы страха: свободный и в форме фобий, — независимы друг от друга.
Один не является высокой степенью другого, они встречаются вместе в виде
исключения и то, как бы случайно.

в) Невротический страх — проявляется в потере
связей между страхом и угрожающей опасностью. Это может быть проявление
свободного страха, непонятного для окружающих и больного. Этот страх
встречается при многих заболеваниях (истерических, шизоидных и т.п.) —
патологический уровень страха, разрушающий психическое здоровье человека. И
действительно, в тревоге и страхе есть много общего.

Понятие «страх» и «тревога» не являются
синонимами, но они могут использоваться как взаимозаменяемые в тех случаях,
когда речь идет о реактивной, ситуативной тревожности. Страх и тревога —
относительно эпизодические реакции, но они имеют свои аналоги в форме более
устойчивых психических состояний: страх — в виде боязни (боязливости), а
тревога — в виде тревожности.

Тревожность — индивидуальная психологическая
особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным
переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновениях [2].

З. Фрейд утверждал, что тревожность и неврозы
порождаются ввиду противоречия между биологическими потребностями и общественными
запретами [24].

А. Адлер предполагал, что основу
происхождения неврозов составляют ситуации, в которых в большей или меньшей
степени человек испытывает чувство тревоги.

Источниками тревожности выступают: фобии, страх к жизни, страх к трудностям
и неспособности их преодоления или страх индивида, ввиду каких-либо
индивидуальных особенностей, не достичь признания в обществе [1].

Проблема тревожности получила дальнейшее
развитие в работах К. Хорни, Э. Фромма и Г.С. Салливана [21].

Г. Салливен и К. Хорни рассматривают
тревожность не только как свойство личности, но и как фактор, определяющий
дальнейшее развитие индивида. Если человек с раннего возраста растет в
асоциальной неблагоприятной среде, то чувство тревожности становится его
«жизненным спутником» [21].

Э. Фромм рассматривает тревожность как
проблему психического дискомфорта, возникшего в процессе исторического развития
общества.

К. Роджерс имеет другой подход к рассмотрению понятия тревожности.
Личность он представляет, как результат освоения общепринятых форм поведения и
мышления.

Главное противоречие личности и понятие
тревожности К. Роджерс выводит через соотношение двух систем личности:
сознательная и бессознательная. В случае, если наблюдается полное согласие
систем, человек находится в хорошем расположении духа, он доволен собой и
умиротворен. В случае «конфликтного состояния» между сознательным и
бессознательным, возникают беспокойство и тревожность [20].

А.М. Прихожан указывает, что тревожность —
это «переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности» [17].

B.C. Мерлин рассматривает тревожность, как
склонность человека к переживанию состояния тревоги и один из основных
показателей индивидуальных различий и субъективных проявлений неблагополучия
взаимодействия личности с окружающей средой [13].

По мнению Р.С. Немова, тревожность
определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного
беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [16].

В приведенных определениях родовыми понятиями
являются «отрицательное эмоциональное состояние», «свойство человека»,
«индивидуально-психологическая особенность»; а существенными признаками следует
считать часто повторяющиеся состояния тревоги, беспокойства, страха, причем,
неадекватные обстановке, социальной ситуации, в которой оказывается человек.

Таким образом, можно сформулировать
определение тревожности так — это индивидуальная
психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и
интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его
возникновениях.
Тревожность – это черта личности, а
страх – это просто эмоциональная реакция на витальную опасность.
Тревога –
это временное состояние переживания неизвестной опасности. Стресс – это
адаптационный синдром.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы