Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психодиагностика

Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности совладания со стрессом у студентов 3го курса очной формы обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей совладания со стрессом у студентов 3го курса очной формы обучения 5

1.1. Понятие совладающего поведения в психологической литературе 5

1.2. Гендерные особенности совладания со стрессом 9

1.3. Особенности совладания со стрессом в студенческом возрасте 13

Список литературы 20

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В современном мире на психическое здо-ровье человека оказывают большое негативное влияние различные факторы, как внутренние, так и внешние. Прежде всего, это личные проблемы, слож-ные жизненные ситуации, физические заболевания, высокий уровень кон-фликтности в обществе и т.д. Наиболее подвержены их влиянию студенты. Вступая во взрослую жизнь, они только учатся самостоятельно решать про-блемы, делать сложный выбор, преодолевать трудности. С легкостью справ-ляться с непредвиденными обстоятельствами не позволяет еще богатый жиз-ненный опыт, неустойчивое положение в обществе, материальная нестабиль-ность, переживания, связанные с учебной деятельностью, часто выступают в качестве основных причин стрессов и нервных расстройств, преодолеть ко-торые не всегда удается эффективно.

Исследованию проблем защитного и совладающего поведения на сего-дняшний день посвящено большое количество работ зарубежных и отече-ственных авторов. Активно ведутся исследования в области динамики разви-тия копинга (Е.А. Скиннер, М.Дж. Циммер-Гембек и др.). Однако целостное представление об особенностях развития защитного и совладающего поведе-ния в юношеском возрасте представлено слабо.

На третьем курсе у студентов развивается академический интеллект, рефлексия, самоконтроль, когнитивные способности. Поэтому в арсенале способов преодоления стресса у третьекурсников развивается механизм пси-хологической защиты «рационализация», связанный с установлением логи-ческих связей, и когнитивная копинг-стратегия «придание смысла» как пере-осмысление сложившейся ситуации. По мнению Э. Ф. Зеера, успешность прохождения этого этапа во многом определяется оптимистическим настроем студентов. Поэтому особая роль отводится эмоциям, что подтверждается склонностью студентов 3-го курса к использованию копинг-стратегии «опти-мизм». Преобладающий защитный механизм «проекция», имеющий эмоцио-нальную основу, более популярен среди студентов 3 курса, чем среди дру-гих курсов. Он заключается в приписывании собственных эмоционально не-приемлемых качеств и переживаний другим людям с целью самопринятия. Эмоциональные копинг-стратегии оказывают положительное влияние на успеваемость студентов третьего курса.

Гендерная идентичность — осознание личностью своей связи с культур-ными определениями мужественности и женственности [7]; принадлежности к той или иной социальной группе на основе полового признака [17]. Иногда в понятие гендерной идентичности включают аспект, связанный с психосексу-альным развитием и формированием сексуальных предпочтений. Отсюда возникает проблема исследования, связанная с тем, что еще недостаточно изучены взаимосвязи гендерной идентичности личности и особенностей пре-одоления стресса.

Цель исследования: изучение гендерных особенностей совладания со стрессом у студентов 3го курса очной формы обучения.

Задачи:

1. Изучить понятие совладающего поведения в психологической лите-ратуре;

2. Определить гендерные особенности совладания со стрессом;

3. Выяснить особенности совладания со стрессом в студенческом воз-расте.

Методы исследования: общенаучный, индуктивный, формирование вы-водов на основе анализа, обобщения, классификации, изучение источников литературы по теме исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы гендерных особенностей совлада-ния со стрессом у студентов 3го курса очной формы обучения

1.1. Понятие совладающего поведения в психологической литера-туре

На протяжении всей жизни человек сталкивается с трудностями. Поми-мо возрастных кризисов, проблем развития и экстремальных событий, эти трудности связаны с повседневной жизнью. Для того чтобы реализовать свои усилия, человеку необходимо иметь представление об условиях, возможно-стях и способах преодоления повседневных трудных ситуаций и, что нема-ловажно, требуется умение применять эти способы. Для этого необходим накопленный опыт жизни человека.

Для достижения успеха в деятельности человек учитывает большое ко-личество факторов, решает все более сложные задачи, включается в новые социальные и межличностные отношения. Все это требует актуализации пси-хологических ресурсов человека.

Психологические ресурсы человека — это потенциальные способности человека, которые представляют собой способы или действия, направленные на преодоление стресса. Основными характеристиками психологических ре-сурсов являются значимость, мотивация, осознанность и целенаправленное использование [3].

Проблема механизмов психической регуляции, призванных защищать внутренний мир личности от негативных влияний окружающей действитель-ности, была поднята в психологии еще 3. Фрейдом. Описывая психологиче-ские защиты, Фрейд впервые отметил их роль в снижении напряжения, воз-никающего в сознании. Фрейд первым отметил их роль в уменьшении напряжения, которое возникает, когда внутренние инстинктивные импульсы блокируются требованиями «Супер-Эго». Работы 3. Фрейда послужили толчком для развития учения о психологических защитах личности, которые обычно рассматривались как дезадаптивные, тормозящие или даже патоген-ные формы регуляции. Со временем хорошей альтернативой психологиче-ской защите в психологии стало понятие «копинг», которое по сути выпол-няло аналогичную функцию сохранения психики от чрезмерной перегрузки в результате разрешения стрессовых ситуаций, но носило добровольный и осознанный характер.

Понятие «копинг» вошло в научную психологию в середине XX века и понималось как активные способы защиты человека от психотравмирующих событий.

Следует отметить, что идея копинга была предложена X. Хартманом в 1950 году при описании механизма формирования психологических защит. Автор заметил наличие других (незащитных) реакций человека на стресс, но не обозначил их соответствующим термином.

Существуют разные мнения о том, кто первым ввел термин «копинг». В психологической литературе можно найти несколько версий. По одной из них, понятие ввел американский психолог А. Маслоу, согласно концепции которого, копинг-поведение направлено на преодоление трудных ситуаций рациональными средствами и противопоставляется экспрессивному поведе-нию. Согласно другой — термин был введен Л. Мерфи при изучении способов преодоления детьми кризисов развития. По мнению Л. Мерфи, копинг — это переработка угрожающей ситуации и попытки создать новую. По третьей версии, понятие «копинг» было введено Г. Хартманом и понималось как «мирное» разрешение внутренних и внешних конфликтов.

По четвертой версии считается, что авторами понятия «копинг» явля-ются Р. Лазарус и С. Фолкман, которые подчеркивали сознательный харак-тер стратегий совладания со стрессовыми нагрузками в отличие от психоло-гических защит. Именно с этого момента понятие «копинг» стало широко ис-пользоваться в изучении стресса: под ним понималась сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для смягчения стрессового воздействия. К концу XX века понятие «копинг» стало активно использо-ваться для изучения поведения человека в любых ситуациях, оцениваемых им как трудные или угрожающие [16].

Копинг-поведение осуществляется с помощью копинг-стратегий на ос-нове копинг-ресурсов. Под копинг-ресурсами понимаются характеристики социальной среды и человека, которые дают возможность успешной адапта-ции к стрессам. Копинг-стратегии рассматриваются как способы взаимодей-ствия человека с проблемной (стрессовой) или кризисной для него ситуацией [18].

Стресс — это индивидуальная реакция человека на физическое или пси-хическое напряжение, которая является безусловным физиологическим ре-флексом. Стресс может быть как разрушительным (дистресс), так и полезным (эу-стресс): эу-стресс прибавляет энергию, дистресс может проявляться в ви-де психических расстройств, бессонницы, головной боли и других заболева-ний.

В регуляции психических состояний в стрессовой ситуации важную роль играют особенности личности и нервной системы. Человек с сильной нервной системой обладает лучшей переносимостью, большей устойчиво-стью в стрессовых ситуациях, в отличие от человека, имеющего слабую нервную систему. Мы также нашли доказательства того, что оптимистичные люди способны сохранять критичность и контроль, более устойчивы в слож-ных ситуациях [4].

Самооценка также имеет большое значение. Человек с низкой само-оценкой в трудной ситуации проявляет более высокий уровень тревожности. Он старается избегать трудностей, склонен подчиняться ситуации, действует менее энергично, так как считает, что у него очень низкие способности спра-виться с ситуацией [9].

Л.И. Кобылянская выделяет следующие ресурсы копинг-поведения в стрессовых ситуациях: жизнестойкость, независимость и локус контроля [11].

Копинг-стратегии играют главную роль в разрешении трудных ситуа-ций.

С. Фолкман и Р. Лазарус предложили первую дихотомическую класси-фикацию копинг-стратегий:

— эмоционально-фокусированные стратегии;

— проблемно-фокусированные стратегии.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы