Курсовая с практикой Педагогика/Психология Психология

Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности социально -профессиональной востребованности личности риэлтора

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1.
Научно-теоретические аспекты к изучению социально-профессиональной
востребованности личности. 7

1.1.
Основные концепции социально-профессиональной
востребованности личности  7

1.2.
Структурные и содержательные аспекты социально-профессиональной
востребованности личности. 11

1.3. Влияние гендера на специфику социально-профессиональной востребованности  16

2. Результаты исследования влияния гендерных
особенностей на социально-профессиональную востребованность (на примере
риэлторов) 27

2.1.
Организация и методы исследования. 27

2.2.
Результаты исследования. 29

2.3. Интерпретация полученных результатов. 44

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 49

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 53

  

Введение:

 

Актуальность
темы исследования. Пространство личностной и профессиональной востребованности
личности является одним из перспективных направлений в современных
исследованиях в области психологии, что позволяет приблизиться к пониманию
важных аспектов осуществления профессиональной деятельности.

Профессиональная
востребованность как социально-психологический феномен стало появляться в
научных исследования сравнительно недавно, и в основном отражает реалии
современного рынка труда.

Особенно
актуально изучение социально-профессиональной востребованности на гендерном
уровне и это связано с тем, что с одной стороны, недостаточным уровнем разработки
данной проблемы, с другой стороны – высокими запросами практики на разработку
данной научной тематики. В современном научном знании общепризнанным является
факт, что принадлежность к определенному полу является одним из значимых
параметров оценки личностью не только самой себя и окружения, но и влияет на
профессиональное развитие и становление личности как профессионала.

В
целом, в современной науке сложились некоторые аспекты исследования
профессиональной востребованности личности, которые были выпалены на стыке
социальной психологии, психологии труда и деятельностной психологии и гендерной
психологии.

В
рамках социальной психологии, предпосылки изучения социально-профессиональной
востребованности были изучены Е.В. Харитоновой, Л.Г. Дикой, А.Л. Журавлевым,
А.Б. Крупнейченко.

В
рамках психологии труда: В. А. Бодалева, Е. А. Климов, Т. М. Малкова, А. К.
Маркова, Ю. П. Поваренков и др.

В
рамках деятельностной психологии: А.Н. Леонтьев, Б.Ф, Ломов, С.Л. Рубинштейн.

В
рамках гендерной психологии: Е.Ю, Поачук, А.С. Ходасевич, И.Ф, Демидов, Д.Б.
Штрикова.

Несмотря
на то, что феномен социально-профессиональной востребованности рассматривался и
изучался в рамках многих психологических направлений, целостной развитие он
получил в исследованиях Е.В. Харитоновой, в которых были рассмотрены и выявлены
не только его содержательные особенности, но и структурные. Так же автором
представленная авторская методика, позволяющая исследовать данные феномен в
контексте профессиональной деятельности.

Основываясь
на результатах теоретического анализа, можно определить несколько противоречий:


между необходимостью комплексного подхода к изучению социально-
профессиональной востребованностью и недостаточной методологий для исследования
данного феномена,


между важностью исследования социально-профессиональной  востребованности личности и недостаточным
количеством проведения научных исследований в рамках гендерного подхода.

Таким
образом, можно обозначить проблему исследования: каковы особенности
социально-профессиональной востребованности личности  с учетом гендерных особенностей?

Объект исследование: социально-профессиональная востребованность личности.

Предмет исследования: влияние гендера на структурные и содержательные
аспекты социально-профессиональной
востребованности личности.

Цель исследования: определить влияние гендера на специфику
социально-профессиональной
востребованности личности.

Гипотеза исследования – предполагается, что уровень
социально-профессиональной востребованности личности зависит от гендера.
Уровень социально-профессиональной востребованности у женщин будет значительно
ниже, чем у мужчин.

Задачи:

1. изучить основные концепции
социально-профессиональной востребованности личности,

2.
определить структурные и содержательные аспекты социально-профессиональной
востребованности личности,

3. выявить влияние гендера на специфику социально-профессиональной
востребованности,

4. провести исследование влияния гендерных особенностей
на социально-профессиональную востребованность (на примере риэлторов).

Гипотеза исследования: считаем, что в структурном и
содержательном смысле понятие «социально-профессиональной востребованности
личности» будет отличаться у мужчин и женщин в условиях профессиональной
деятельности.

В написание теоретических положений исследования в основу
легли следующие идеи:

1. Специфика профессиональной деятельности и карьеры: Э.Ф,
Зеер, Е.А. Климов, Н.С. Пряжников, В.Д. Шадриков,  С.А. Дружилов, Э. Шейн.

2. Специфика гендера: С. Бэм, Ш. Берн, Е.А. Здравомыслова,
И.С. Клецина, И.С, Кон.

3. Концепция о «социально-профессиональной востребованности
личности»: Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько.

Для практической части исследования были отобраны
следующие методики:

«Многоуровневый личностный опросник» (А.Г.
Маклаков, С.В. Чермянин)

Определение
психологического пола личности по методике с Бэм (в модификации О.Г. Лопуховой)

Самооценка
профессиональной востребованности личности (Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько)

Основными
методами для проведения исследования выступили:

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ, обобщение и систематизация научной литературы
позволили нам выявить, что социально-профессиональная востребованность
– это сложная, динамическая, структурная категория, которая связана с аспектами
профессионального становления личности с ее индивидуально-личностным развитием
в тесной взаимосвязи с социальной средой и достижением личностного и
социального успеха. Вхождения индивида в
профессиональную реальность, рассматривается как осознание своего «Я» и поиск
наиболее адекватных групп профессиональной идентичности. Если социальные и
профессиональные рамки социально-профессиональной востребованности сужаются (реально или в представлении человека), соответственно
ограничивается пространство личностного роста.

Социально-профессиональная
востребованность имеет тесные взаимосвязи со структурой профессиональных образов, которые
включают представление о субъекте профессиональной деятельности,
профессионально важных качествах, мотивационных компонентах, требованиях к
личности по конкретной специализации. С другой стороны, образ профессии
содержит представление о содержании деятельности, а следовательно, о ее
объекте, целях, средствах, формах отдельных действий.

То есть структурными
особенностями социально-профессиональной востребованности
становятся: личностная, социальная и профессиональная составляющие.

Первый
уровень – микроуровень — это факторы, связанные непосредственно с личностью (мотивация,
принятие решений по смене ролей, проблемы профессиональной социализации).

Второй
уровень — мезоуровень — это факторы, связанные с требованиями личности и
организационной средой, влиянием других людей на профессиональное становление
индивида (планирование семьи, соотношение интересов семьи с интересами работы,
изменения наставничества в организации).

Третий
уровень – макроуровень — это факторы, отражающие внешние институциональные
влияния (особенности рынка, принадлежность к национальной субкультуре и др.)

Таким образом, социально-профессиональная
востребованность личности представляет собой интегративное качество личности, которая
включает когнитивные, эмоциональные, поведенческие характеристики личности и
определяет эффективность профессионального развития человека.

Было выявлено, что в сфере занятости существует
асимметричное размещение мужчин и женщин в профессиональной структуре: ряд
профессий являются практически либо мужскими, либо женскими. Гендерные различия
в ценностях, целях, самовосприятия, самоэффективности, имеющиеся проблемы в
экономической, культурной, социальной сферах, особенности гендерно-ролевой
социализации являются основными факторами социально-профессиональной востребованности. гендерные стереотипы продолжают быть существенным препятствием и для
женщин, и для мужчин в их социально-профессиональной
востребованности.

Основная
цель проводимого исследования – определить влияние гендерного аспекта на
социально-профессиональную востребованность

В
исследовании приняли участие 30 мужчин и 30 женщин, работающих в АН «Аякс»,
имеющие стаж более 5 лет (имеющие достаточный опыт работы)

Рассматривая показатели маскулинности – фемининности,
было выявлено, что  30% мужчин относятся к степени андрогинности.
И 70% имеют маскулинные черты. К маскулинным индивидам относятся люди с
выраженными традиционно мужскими качествами, такими, как честолюбие,
решительность.

Данные полученные при исследовании женщин
показало, что 50% относятся к андрогинной степени психологического пола, 50%
относятся к степени фемининности. К фемининным индивидам относятся люди с
выраженными традиционно женскими качествами, такими, как аффективность,
мягкость и тому подобное.

Итак, у женщин на среднем уровне выражены адаптивные
способности (АС), нервно-психологическая устойчивость (НПУ), коммуникативные
способности (КС), моральная нормативность (МН), года как у мужчин все показатели
находятся на высоком уровне.

Наибольшее
влияние на адаптивный потенциал имеют поведенческая регуляция, коммуникативный
потенциал и моральная нормативность, в которых акцент смещен на
социально-психологические характеристики и социальное развитие личности
(способность регулировать отношения с социальным окружением, социальное
одобрение, умение построить отношения с другими людьми, адекватное восприятие
предлагаемой социальной роли в обществе). Значительный процент низких значений
показателя «личный адаптивный потенциал» указывает на достаточно невысокий
развитии именно социальных характеристик респондентов, недостаточно развитые
способности к анализу социальной среды и своего места в нем.

Для
мужчин, которые составили выборку стандартизации опросника «Профессиональная
востребованность личности», характерны:


более высокие оценки профессиональной принадлежности (что свидетельствует о
интенсивнее переживания гордости за принадлежность к выбранной специальности и
профессионального круга);


высокий уровень оценок переживания профессиональной востребованности
(свидетельствует о менее приятных переживаниях, связанных с сомнениями в
возможности самореализации в выбранном виде профессиональной деятельности).

Для
женщин, свойственны:


более низкие оценки переживания профессиональной востребованности;


менее высокие оценки по шкале «профессиональная компетентность» (что
свидетельствует о больших сомнениях относительно свободного владения знаниями,
умениями и навыками, необходимыми для свободного выполнения

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Научно-теоретические аспекты к
изучению социально-профессиональной востребованности личности 1.1. Основные концепции социально-профессиональной востребованности личности Понятие
«востребованность» в каждой научной школе трактуется по-разному.

В психологии
труда под ним понимается фактор интеграции социума, профессии и личности и
связано с процессом трудовой деятельности в рамках карьеры и очень близко
связано с понятием профессионализм (В. А. Бодалева, Е. А. Климов).

В
социальной психологии под востребованностью понимается спрос на
профессиональную личность в рамках карьеры и профессиональных личностных
качествах специалиста. Например, у Н. Гура, востребованность рассматривается с
точки зрения представленности личности [6], у К.А. Абдульхановой-Славской – как
представление личности об отношениях к окружающим[1], М.Ф, Сафоновой –
личностная ценность, самоутверждение, личностная идентичность[23].

В
целом, востребованность определяется структурно как внешняя и внутренняя.

С
точки зрения внутренней составляющей, востребованность имеет три уровня:
когнитивный (человек определяет образы своей востребованности в рамках
значимости себя для других), эмоциональный (определяет значимость себя для
других), мотивационно-поведенческий (деятельность по соответствию между
желаемым и действительным и проявление значимости для другого).

С
точки зрения внешней составляющей востребованность состоит в соотношении «Я —
Другие». То есть реальное отношение других людей к себе, как личности и как
профессионалу.

В
целом, социально-профессиональная востребованность рассматривается как продвижение в иерархии организации, а достижение желаемых результатов
рассматривается как индивидуальное профессиональное достижение: социального
статуса, профессиональных достижений, признания и славы. Личностные особенности
позволяют человеку определить собственное место в рамках профессионального
развитии и становления, т.к. карьера позволяет осознать свое профессиональное
будущее, самовыражение, индивидуальные позиции.

В современных условиях социально-профессиональная
востребованность выступает ведущей сферой социальной
реализации личности. Анализ динамического взаимодействия личностной и
профессиональной реализации основывается на базовом положении гуманистической
психологии о естественном внутреннем стремлении к самосовершенствованию (А.
Маслоу, Г. Оллпорт, К. Роджерс, В. Франкл). При этом человек сравнивает себя с
другими и принимает определенные образцы, меры для самооценки. Соответственно
она строит перспективы собственной жизни и деятельности.

Наиболее концентрированно это направление представлено в
акмеологическом подходе, где социально-профессиональная востребованность предстает как жизненный проект человека по достижению вершин
самореализации. Акме – пик жизненного пути, момент наивысшего продуктивного
творчества и значимости созданных ценностей. Эта кульминация характеризует,
насколько человек состоялся как личность и субъект собственной жизни [3; 22;
62]. Поскольку реализация способностей активнее всего происходит в труде, в
фокусе акмеологии – становление профессионализма в различных сферах. Социально-профессиональная
востребованность предстает как осознанное постоянное
движение к осуществлению новых, более сложных замыслов, результаты которых
нужны не только человеку, но и обществу.

Акмеология и гуманистическая психология видят источник
достижений в зазоре между бытовым «Я» человека и его Высшим «Я», в котором
концентрируется общественный, профессиональный, творческий потенциал. Человек
предстает в трех взаимосвязанных аспектах – как индивид (природное существо),
личность (ансамбль отношений с обществом) и субъект деятельности (активный
деятель). Продолжительность и содержательный диапазон вершинного периода
является следствием предыдущей социальной ситуации развития: «от прожитой жизни
зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени
зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и
какой запас знаний, умений и навыков будут характеризовать его как субъект
деятельности» [23].

Сформированность одного блока катализирует становление
других качеств.

Наивысшим уровнем иерархической организации
психологических свойств личности считается индивидуальность (Б. Г. Ананьев[2],
А. Н. Леонтьев[17]), которой присущи автономность и неповторимость «Я».
Индивидуальность в социально-профессиональной востребованности формируется постепенно, проходя этапы адаптации, идентификации и
самореализации [6]. Становление социально-профессиональной
востребованности предполагает интериоризацию нормативной
модели профессии и формирование индивидуальной концептуальной модели
профессиональной деятельности – профессиональной идентичности [67].

Рассматривая социально-профессиональную
востребованность как непрерывный процесс
самопроектирования, Л. М. Митина выделяет три стадии, отличающиеся
особенностями самосознания [18]. На стадии самоопределения (сопоставления «я» и
«другого») происходит сознательный акт выбора, утверждения необходимости
собственных изменений. На стадии самовыражения субъект соотносит свое поведение
с мотивацией, которую реализует. На стадии самореализации актуализируется
творческое «Я», формируется жизненная философия, осознается смысл жизни и
общественная ценность человека.

Наиболее полно феномен социально-профессиональной востребованности
представлен в исследованиях Е.В. Харитоновой. Автор

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы