Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности проявления эмоционального интеллекта у студентов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Теоретические и методические аспекты изучения эмоционального интеллекта студентов 6
1.1. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности 6
1.2. Особенности эмоционального интеллекта: гендерный аспект 8
Глава 2. Эмпирическое изучение эмоционального интеллекта студентов 24
2.1. Программа, методы исследования, характеристика выборки 24
2.2. Обработка и анализ результатов 26
2.3. Обсуждение особенностей эмоционального интеллекта среди студентов 28
Заключение 31
Список литературы 33
Приложение А 35
Приложение Б 38
Введение:
Актуальность исследования
Такой феномен как эмоциональный интеллект становится интересным все большему количеству ученых, которые согласны с его существованием.
Также неоспоримыми являются важность и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как фактора, который способствует профессиональному и личностному росту субъекта, влияющего на его успешность.
Популярные в начале ХХ века интеллектуальные тесты, в современности применяются достаточно редко для отбора школьников в специализированные классы или соискателей на работу. При этом они были изначально разработаны именно с этой целью. Сейчас существует определенная потребность в новых подходах, для оценки успешности личности. Ответом на этот запрос стала концепция эмоционального интеллекта, активно развивающаяся в отечественной и зарубежной психологии.
Раньше интеллектуальную сторону человеческой жизни противопоставляли эмоциональной части индивидуума. На сегодня выяснен тот факт, что эмоция дает человеку возможность к успешной адаптации к условиям окружающей среды и соотносится к категории интеллекта. Эмоции и интеллект в своей практической направленности могут объединяться. Такая интеграция очень важна для гармоничного развития индивидуума.
Эмоциональный интеллект получил большую разработанность все-таки у зарубежных исследователей. К примеру: теория эмоционально-интеллектуальных способностей Дж. Майера, Д. Карузо, П. Саловея; теория эмоциональной компетентности Д. Гоулмена, некогнитивная теория эмоционального интеллекта Р. Барона. Они описывают достаточно интересные решения многих проблем эмоционального интеллекта, как теоретических, так и практических.
В отечественной психологии над этой проблемой работают такие ученые как: Г.Г. Гарскова, И.Н. Андреева, Д.В. Люсин, Э.Л. Носенко, Н.В. Коврига, О.И. Власова, Г.В. Юсупова, М.А. Манойлова, Т.П. Березовская,
А.П.Лобанов, A.C. Петровская и другие.
Проблема исследования заключается в том, что структура эмоционального интеллекта до конца не изучена в юношеском возрасте, а также роль социальных факторов в проявлении его особенностей. На сегодняшний день, ученые активно изучают эмоциональный интеллект среди взрослого населения. Но период юношества характеризуется существенными переменами в эмоциональной и мотивационной сфере личности с интеллектуальной точки зрения. Они требуют адекватного психологического сопровождения, а также коррекции и целенаправленности развития.
Цель исследования
Выявление сущности эмоционального интеллекта в юношеский период среди студентов женского и мужского пола, а также изучение его признаков, функций и особенностей проявления, учитывая внешние (социальное окружение) и внутренние (поло-ролевые и возрастные особенности) факторы.
Объект исследования
Эмоциональный интеллект среди студентов разной половой принадлежаности
Предмет исследования
Структура и сущностные признаки, особенности проявления и функции эмоционального проявления в студенческом возрасте
Задачи
1. Выявить общее и специфическое в подходах учёных к категории эмоциональный интеллект в отечественной и зарубежной психологии: рассмотреть эмоциональный интеллект личности, его сущностные признаки, функции.
2. Изучить структуру эмоционального интеллекта среди студентов, особенности его проявления и развития с учётом поло-ролевого и возрастного факторов.
3. Провести исследовательскую работу для сравнения уровня эмоционального интеллекта среди студентов разных половых принадлежностей.
Гипотеза
Основной гипотезой является предположение, что из-за активной эмансипации женщин, стирается граница между уровнями эмоционального интеллекта у мужчин и женщин.
Методы исследования
Среди методов исследования применялись такие: теоретические и практические. Из теоретических были использованы: абстрагирование, аксиоматический, анализ и синтез, индукция и дедукция, а также мысленное моделирование,
Теоретический анализ состоял также из изучения такой литературы как психология, социология, педагогика. Также в работе были зучены труды таких авторов как: Андреева И., Березовская Т., Берн Ш., Бреслав Г.М, Ильин Е.И., Шадриков В.Д. и другие.
Практическая часть состояла из таких методов исследования как «Методика оценки психической активации, интереса, эмоционального тонуса, напряжения и комфортности» Л.А. Курганского и Т.А. Немчина и методика оценки «эмоционального интеллекта» Н. Холла.
Работа включает: введение, 2 главы, 5 параграфов, заключение, список литературы и приложения. В работе 42 страницы. В первой главе рассмотрены и изучены теоретические данные, которые помогают изучить происхождение и понятие эмоционального интеллекта, а также его гендерные особенности. Во второй главе была проведена экспериментальная часть, целью которой было определить различия эмоционального интеллекта среди студентов девушек и парней.
Заключение:
При проведенном теоретическом и эмпирическом исследовании сущности эмоционального интеллекта, его структуры, признаков, особенностей проявления и функций, учитывая внешние и внутренние факторы, можно сделать определенные выводы.
Понятие «Эмоциональный интеллект» можно соотносить с такими понятиями как «интеллект» и «эмоции». Эмоциональный интеллект изучается относительно недавно, и еще в полной мере до конца не изучен. Среди подростков и студентов, данная сфера имеет очень скудные описания, так как результаты пока проводятся на зрелых личностях больше, хотя в переходной период эмоциональный интеллект имеет более сложную структуру. Сущностные признаки можно условно разделить на внешние («понимание эмоций») и внутренние («эмоциональная саморегуляция»). Основными функциями эмоционального интеллекта являются успешность в деятельности, и гармонизация процессов внутриличностных и межличностных взаимоотношений.
Также эмоциональный интеллект характеризуется поло-ролевыми особенностями, которые связываются с определенными общественными ролями, групповыми ожиданиями, тендерными установками и общественными нормами. Согласно проведенному исследованию, можно отметить, что хоть различие между уровнем эмоционального интеллекта среди парней и девушек не столь существенно, все же сред девушек этот показатель выше. Это связывается с тем, что признаки эмоционального интеллекта, которые нагружают фактор «понятие эмоций» (который в свою очередь состоит из: эмоциональной осведомленности, эмпатии и распознавания эмоций других людей) все-таки развиты лучше.
В юношеский период, развитие эмоционального интеллекта носит более количественный характер, чем качественный. Показатели развития эмпатии и навыков распознавать чувства других в этом возрасте проявляется с увеличением количества испытуемых, которые показывают большую степень выраженности данного признака эмоционального интеллекта.
При этом для девушек является характерным статистическое ухудшение возможности управлять контролировать свои чувства. Среди парней не было выявлено никаких статистически важных перемен в показателях общего эмоционального интеллекта. Также было выявлено, что эмоциональный интеллект в юношеском периоде важно целенаправленно развивать.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические и методические аспекты изучения эмоционального интеллекта студентов
1.1. Эмоциональный интеллект в структуре интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы личности
Ежедневно человек совмещает реальную жизнь и свое психологическое наследство, учитывая интеграции своего опыта. Изначально интеллектуальный аспект в жизни человека противопоставлялся эмоциям субъектов. Ныне признается, что эмоция помогает человеку успешно адаптироваться к условиям окружающей среды и соотноситься с категорией интеллект. Эти две сферы могут объединиться на практике. Это необходимо для полноценного и гармоничного развития индивидуума [1].
Ховард Гарднер, гарвардский психолог, смог прийти к такому открытию, что интеллект является не только знаниями, полученными при обучении. Совместно с командой, он определил понятие многостороннего интеллекта и дал ему описание. В его работах интеллект представляется в таких вариантах:
• Лингвистческий. Это те способности, которые связываются с чтением, письмом и иностранными языками
• Логико-математический. Это умение решать головоломки и цифровые задачи, которые помогают обеспечить высокий уровень IQ
• Визуально-пространственный. Это вариант образного мышления, который определяет способности в скульптуре, живописи, компьютерном дизайне и ориентирование в пространстве
• Телесно-двигательный. Этот вариант помогает определить навыки в плавании, вождении и т.д.
• Музыкально-ритмический. Основывается на музыкальном слухе
• Внутриличностный. Возможность к самопознанию, а также пониманию того, чего человеку хочется на самом деле, также это самооценка и самоопределение
• Межличностный. Это способности к общению и сотрудничеству с другими людьми, а также их чувствование и слышание