Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности проявления агрессии у студентов различных направлений подготовки
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ.. 5
1.1 Понятие гендера в психологии. 5
1.2. Проблема
агрессии в современной науке. 12
1.3.
Особенности развития в молодости. 22
1.4.
Эмпирический подход к изучению гендерных особенностей агрессивности 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ
ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У СТУДЕНТОВ РАЗНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
ОБУЧЕНИЯ. 32
2.1. Описание
и обоснование методов исследования агрессивного. 32
поведения
студентов социально-гуманитарного и физико-математического направления обучения. 32
2.2. Анализ
результатов исследования гендерных особенностей. 36
агрессивного
поведения студентов социально-гуманитарного и физико-математического
направления обучения. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 44
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: 46
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 51
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2. 56
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3. 61
ПРИЛОЖЕНИЕ № 4. 63
Введение:
Актуальность
темы исследования: в данный момент в обществе отслеживается тенденция, где
молодые люди все больше проявляют агрессию по отношению к другим людям. Это и
стрельба в школах и ВУЗах, групповые драки, оскорбления в общественных местах и
многое другое. Эти проблемы оказываются значимым фактором, затрудняющим мирное
сосуществование людей в различных сферах социальной жизни.
В
современном российском обществе так же существует множество точек напряжения и
потенциального конфликта. Ситуация с множеством ограничений и требованиями
соблюдать определенные правила приводит к противостоянию в мирном существовании
людей. В такой ситуации повышается вероятность
проявления агрессивного поведения людей, что неблагоприятном течении может
перерастать в деструктивные конфликты. В данной не простой обстановке
исследование проблемы агрессивного поведения молодежи становится актуальным не
только с научной, но и социальной позиции. Проблему агрессии и агрессивного поведения изучают очень давно и с разных
точек зрения. В зарубежной психологии этому феномену уделяли внимания следующие
ученые: 3. Фрейд, А. Адлер, Э. Фромм, А. Маслоу, А. Бандура, Дж. Доллард, JI. Берковиц,
А. Басс и др. В отечественной психологии проблему агрессии и агрессивного
поведения рассматривали такие ученые как Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович,
А.И.Захаров, Д. Майерс, Н.А. Волкова, И.А.Фурманов, А.А.
Любинская, Е.А. Рогов, М.П. Якобсон. Агрессивное поведение в гендерном аспекте
привлекает внимание множества ученых. На протяжении долго времени, считаясь,
прежде всего, маскулинным качеством. Таким образом, агрессивное поведение исследовалась
преимущественно на мужских выборках. Гендерные аспекты агрессивного поведения
стали предметом научного исследования лишь сравнительно недавно. К настоящему
времени в зарубежной и отечественной психологии накоплены многочисленные
сведения об особенностях агрессивного поведения мужчинами и женщинами (Л. Семенюк,
Т.Г. Румянцева и др.)
Однако,
в отечественных исследованиях последних лет основное внимание уделяется
изучению детской и подростковой агрессивного поведения, в то время как
гендерная специфика агрессивного поведения молодежи остается крайне мало
исследованной областью. Особый интерес представляет изучение агрессивного
поведения в контексте направлений подготовки студентов, получающих профессию в
вузе.
Заключение:
Наша
курсовая работа посвящена анализу проблемы гендерных особенностей проявления
агрессии у студентов различных направлений обучения. В результате выполнения
работы было установлено, что данная проблема в настоящее время чрезвычайно
актуальна в связи с увеличением случаев проявления агрессии.
В первой главе мы
установили, что гендер, в широком смысле, — это любые
психологические свойства, связанные с маскулинностью или феминностью, а, в узком
смысле, — это социально детерминированные роли, идентичности и сферы
деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а
от социальной организации общества.
Проявления
агрессивного поведения весьма многообразны, будучи схожими по внешним
признакам, могут иметь различные причины, мотивы возникновения и быть вызваны
различными внешними обстоятельствами. В своей работе мы использовали, как
рабочее следующее определение: агрессия — это форма поведения, направленная на
причинение вреда (ущерба) другому индивиду, не желающему подобного обращения.
Стоит
разделять понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия – это модель
поведения, а агрессивность — свойство
личности, готовность, предрасположенность к агрессивному реагированию.
Агрессивное поведение может быть обусловлено семейными, личностными, биологическими,
ситуативными и социальными причинами. Проявления агрессии зависят от гендерного
признака и выражаются в виде: физической, косвенной, вербальной агрессии,
негативизма, обиды и подозрительности, киберагрессии. Важно при описании гендерных
различий агрессии учитывать вид агрессивного поведения, а не только сравнивать
уровень агрессии мужчин и женщин.
Во второй главе описана программа экспериментального исследования с помощью
следующих методик:
1. Опросник агрессивности Басса —
Дарки (BDHI), стандартизированный А.А. Хваном, Ю.А. Кузнецовой, Ю.А. Зайцевым.
2. Тест А. Ассингера «Оценка агрессивности в
отношениях»;
По результатам
исследования выявлено, что что для студентов физико-математического направления
характерен высокий и средний уровень агрессивности и несдержанности. Студенты
социально-гуманитарного направления чаще демонстрируют средний и низкий уровень
агрессивности и несдержанности. Формы проявления агрессии зависят от возраста и
пола. Если молодые люди чаще прибегают к прямой, физической агрессии, то девушки
чаще используют косвенные формы. В целом девушки более сдержаны, нежели
мужчины, и имеют более низкий показатели по обобщенному уровню агрессивности.
В результате
выполнения данной курсовой работы мы достигли поставленной цели путем решения
исходящих из нее задач. Выдвинутая
нами гипотеза подтвердилась: существуют гендерные особенности в проявлении
агрессивности. Так, у молодых людей, независимо от направления, более высокий
уровень прямой агрессии, им свойственна физическая агрессия, девушки чаще
проявляют косвенную агрессию, обидчивость. Студенты физико-математического
направления, как менее направленные на взаимодействие типа «человек-человек»,
проявляют более высокий уровень агрессии, чем их коллеги социально-гуманитарной
направленности.
Фрагмент текста работы:
1.1
Понятие гендера в психологии
Термин «гендер» (англ. gender, от лат. gens – род) обозначает социальный
пол, то есть поведение, роль, идентичность, предпочтения, интересы, сферу
деятельности мужчины или женщины, зависящие не от биологических различий, а от
социальной организации общества. Читаем у Д.В. Воронцова: «Термин «гендер» в
социально-психологическом контексте обозначает социокультурные представления о
личности мужчин и женщин и индивидуальные когнитивные схемы в отношении
личности людей разного пола и разных сексуальных предпочтений»[1].
И.А. Курочкиной приводится следующее определение: «Гендер – это
совокупность социальных и культурных норм, которые общество предписывает
выполнять людям в зависимости от их биологического пола»[2]
Р. Дж. Столлер определяет «гендер», как «культурный и психологический
термин, относящийся к степени мужественности или женственности человека: у
нормального мужчины преобладает мужественность, а у нормальной женщины –
женственность».[3]
Автор отмечает: «Сегодня «гендер» понимается как одна из важных граней
социальных отношений и включает три группы характеристик: биологический пол,
поло-ролевые стереотипы, распространенные в обществе, а также «гендерный
дисплей» предписанные обществом нормы мужского и женского действия и
взаимодействия во всем многообразии их проявления».[4]
С. Кесслер и У. Маккенна говоря о «гендере», имеют в виду социальные и
культурные представления, индивидуальные когнитивные схемы, детерминированные
культурой представления личностных признаков, свойственных людям различного
пола. [5] Употребляя термин «гендер»
в широком смысле, имеют в виду любые психологические свойства, связанные с
маскулинностью или феминностью. В более узком смысле гендер означает социально
детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин,
зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации
общества.[6] [1] Воронцов Д. В. Гендерная психология общения / Д. В.
Воронцов., 2008. – с. 208. [2] Курочкина И.А. Проблема гендерно-половой идентичности:
учебное пособие / И. А. Курочкина, О. Н. Шахматова, 2014 – с. 206. [3] Курочкина И.А. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие / И. А. Курочкина,
О. Н. Шахматова, 2014 – с. 206. [4] Столлер Р. Дж.
Перверсия. Эротическая форма ненависти. М.: ERGO, 2016. – с. 228. [5] Курочкина И.А. Проблема гендерно-половой идентичности: учебное пособие / И. А. Курочкина,
О. Н. Шахматова, 2014 – с. 206. [6] Бутовская М.Л.
Антропология пола, 2013. – с. 256.