Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности подростков.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования гендерных особенностей подростков 6
1.1 Возрастные особенности психологического развития подростков 6
1.2 Анализ понятия «гендер» 14
1.3 Особенности гендерной социализации в современных условиях 22
Глава 2 Эмпирическое исследование гендерной идентичности в подростковом возрасте 25
2.1 Цели, методы и процедура исследования 25
2.2 Описание и анализ полученных результатов 29
Заключение 36
Список литературы: 39
Введение:
Актуальность исследования гендерных особенностей современных подростков обусловлена, с одной стороны, постоянно меняющейся социально-экономической ситуацией в нашей стране, детерминирующей трансформацию гендерного порядка, а с другой – социально-психологическими особенностями самих подростков \, которые делают ее наиболее уязвимой социальной группой, подверженной существенному влиянию гендерных стереотипов.
По оценкам ряда исследователей, в современном мире наблюдается так называемая «глобальная ломка» традиционной системы разделения труда, отношений власти между мужчинами и женщинами, что закономерно ведет к определенной трансформации отношений между полами. Кроме этого, многочисленные исследования последних лет обнаруживают, что в процессе гендерной стереотипизации современной молодежи появляются определенные противоречия, асимметрия взглядов, которые и являются препятствием для развития прочных брачно-семейных отношений и могут негативно повлиять на демографическую ситуацию страны в целом.
Степень разработанности проблемы настоящего исследования состоит в том, что в современном представлении гендерные особенности весьма интенсивно и плодотворно изучаются как социологами и психологами, так и культурологами, экономистами, этнографами, лингвистами, исследующими разнообразные аспекты данного феномена.
В отечественной социальной психологии гендерные особенности достаточно системно изучаются в русле нескольких направлений: это изучение гендерной асимметрии в различных отраслях экономики, сфере профессиональной занятости; исследования безработицы и ее основных причин (Ю.Е. Алешина, С.Ю. Барсукова, М.Е. Баскакова); работы трансформаций гендерного пространства современной семьи, воздействия семейных отношений на развитие разнополых детей, супругов и т.д. (О.И. Арсенина, О.Ю. Артемова, М.Л. Бутовская); изучение конструирования определенных гендерных идентичностей с помощью практики их репрезентации в идеологически важных сферах общественного бытия (А.А. Альчук, О.А. Воронина, И.В. Грошев).
В современных работах изучаются также гендерные компоненты молодежной культуры и субкультуры (Н.А. Зубенко, Е.Л. Омельченко); установки в гендерных стереотипах студенческой и работающей молодежи (Н.В. Кивокурцева, Т.Е. Ломова.
Объект исследования – гендерные стереотипы.
Предмет исследования – особенности гендерных стереотипов у современных подростков.
Цель – выявить особенности изменений гендерных стереотипов у современных подростков.
В связи с поставленной целью были определены и конкретизированы следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ гендерных стереотипов.
2. Организовать эмпирическое исследование гендерных стереотипов у современных подростков.
3. Проанализировать результаты исследования и сформулировать выводы.
Гипотеза: Гендерные стереотипы у современных подростков значительно отличаются от традиционных гендерных моделей маскулинности-фемининности.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) метод тестирования;
3) методы количественного и качественного анализа результатов.
Методика исследования: опросник «Маскулинность и фемининность» С. Бэм.
Выборка исследования – 50 подростков в возрасте от 15 до 16 лет (по 25 человек юношей и девушек
Заключение:
В настоящее время объектом пристального внимания среди современных исследователей во многих науках и предметных областях пользуется глобальная проблема влияния гендерных стереотипов на социальное поведение и социализацию подростков.
В результате проведенного теоретико-эмпирического исследования особенностей гендерных стереотипов у современных подростков были решены поставленные цели и задачи.
Так, в ходе теоретического анализа были научно осмыслены такие понятия как гендер, гендерные стереотипы и их особенности. В настоящее время в современной науке нет пока единого подхода к определению такого феномена как гендерный стереотип, при этом несмотря на то, что данный феномен активно и систематически изучается как отечественными, так и зарубежными исследователями. Однако большинством современных исследователей – и отечественных, и зарубежных – гендер как основополагающая категория в структуре общественной личности трактуется как ведущий фактор психического здоровья и полноценного профессионального и личностного развития.
В общем гендер понимается как определенный социальный феномен, как некий конструируемый общественными, культурными и психологическими аспектами, достигаемый субъектом статус, как процесс и результат гендерной социализации, сформировавшуюся в коллективном и индивидуальном сознании комплексную систему представлений, установок, норм и моделей поведения, которые и дают возможность сразу отличать мужское и женское, а кроме этого, регулируют жизнедеятельность как индивида, так и социума в общем.
Гендерные стереотипы представляют собой систему стандартизированных и довольно стабильных во временном аспекте, имеющих эмоционально-оценочный характер, представлений об образах маскулинности и феминности (т.е. гендерные идеалы), статусно-ролевых позициях мужчин и женщин (т.е. гендерные диспозиции), моделях поведения и межличностных отношений (т.е. гендерные нормы), присущих им и приемлемых для них в контексте некоторого социокультурного пространства.
В современных условиях развития общества проблема социальной потребности в психологически зрелых, успешных и хорошо образованных людях занимает довольно важное положение.
За последние годы произошла огромная трансформация социальных институтов и общественных отношений. При этом существенно важным представляется переход экономики на рыночную модель, что в свою очередь оказывает влияние на формирование качественно нового поколения, меняет ценности и мотивы, установки и стереотипы, а также и саму поведенческую модель современной молодежи. Серьезные изменения в последние десятилетия наблюдаются и в особенностях гендерных стереотипов подростков и молодежи.
Нами было проведено эмпирическое исследование гендерных стереотипов среди подростков, в котором приняли участие 50 человек (25 юношей и 25 девушек). В результате проведенного исследования были получены следующие данные. Согласно данным, полученным по методике С. Бем было установлено, что вполне оптимально для современных подростков сочетать в себе гендерные характеристики обоих полов и проявлять те или иные качества в конкретных сложившихся условиях. Именно это положение и доказывают результаты настоящего исследования по этому опроснику, где и юноши, и девушки являются по своему психологическому полу – андрогинами и имеют черты как мужские, так и женские. Всего в результате исследования были выделены четыре группы по гендерным характеристикам: маскулинная, андрогинно-маскулинная, фемининная, андрогинно-фемининная, причем каждая группа представлена и юношами, и девушками.
В андрогинно-маскулинной группе в качестве наиболее значимых для личностной самоидентификации выделяются маскулинные качества, причем как юношами, так и девушками. Представители андрогинно-фемининной группы продемонстрировали явную тенденцию к смешению гендерных ролей и постоянному чередованию базовых гендерных характеристик. Важно отметить, что первое место в рейтинге занимает такая знаковая характеристика как «женственность», которая была выбрана как девушками, так и юношами. Представители маскулинной группы при выборе значимых качеств продемонстрировали явное сходство с андрогинно-маскулинной группой. В качестве наиболее значимых были выбраны сходные гендерные характеристики, вся вершина рейтинга представлена исключительно маскулинными качествами. Процент совпадений по гендерным характеристикам, находящихся на вершине рейтинга в двух подгруппах, составляет 70%, однако отмечаются и определенные различия. Например, только в андрогинно-маскулинной группе были выбраны характеристики «напористость» и «атлетичность», а только в маскулинной группе характеристик: «мужественность», «скрытность» и «способность защищать свои взгляды». Рейтинги гендерных характеристик фемининной группы соответствуют традиционным гендерным стереотипам женственности. Соотнесение этой группы с андрогинно-фемининной демонстрирует равное соотношение различий и сходств. Общее сходство гендерных характеристик составляет 60% (т.е совпадение в основном по фемининным характеристикам смешанной группы). Таким образом, можно сделать вывод, что при анализе выборки целесообразно включать такой фактор, как гендерные различия, а не просто половые. Данные доказывают, что различия между гендерными группами внутри однородной по половому признаку группы могут быть достаточно существенными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы исследования гендерных особенностей подростков
1.1 Возрастные особенности психологического развития подростков
В отечественной психологии основы фундамент для понимания тенденций формирования психики и личности в подростковом возрасте заложены в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Т.В. Драгуновой, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, Г.А. Цукерман и др.
Многие исследователи характеризуют данный период как кризисный, как период «нормальной патологии», указывая на его бурное протекание, трудность и для самого подростка, и для окружающих его взрослых.
Согласно концепции Выготского Л.С., относящего пубертатный период к числу стабильных: «…нам известно об этом возрасте и что характеризует его как период огромного подъема в жизни подростка, как период высших синтезов, совершающихся в личности.»
Главные постулаты, который являются фундаментом психологии подросткового возраста, содержатся в работах С. Холла «Взросление». Холл сформулировал представление о переходности, промежуточности подростничества, периода «бури и натиска».
К. Левин указывал на условную маргинальность подростка, проявляющейся в его положении между двумя культурами —миром детей и миром взрослых. Подросток уже не желает относить себя к сообществу детей, однако на может обрести достойного положения в культуре взрослых, сталкиваясь с противодействием со стороны действующей реальности, что является причиной возникновения состояния «когнитивного дисбаланса», размытость векторов, планов и целей на этапе трансформации «жизненных пространств».
Формирование личности подростка рассматривалось З.Фрейдом и А.Фрейд в рамках психоаналитической теории. На этапе подростничества