Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности переживания одиночества в старшем школьном возрасте
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение …………………………………………………………………………….3 Глава 1.
Теоретические основы изучения одиночества у подростков ………..…………………………………………………………………………….…….4 1.1. Одиночество
как психологический феномен………………………………………..4
1.2. Психологическая
характеристика подросткового возраста ……………………14
1.3. Основные подходы к
исследованию одиночества в подростковом возрасте……………………………………………………………………………………………….16 Глава 2.
Эмпирическое исследование гендерных различий
в восприятии одиночества у подростков
……………………………………………………………………
2.1.
Описание и обоснование методов исследования гендерных различий в восприятии
одиночества у подростков………………………………………………..21
2.2.
Анализ результатов исследования гендерных различий в восприятии одиночества у
подростков……………………………………………………………………………30 Заключение…………………………………………………………………………39 Список
литературы………………………………………………………………..41
Введение:
Современная нестабильная в мире
социальная ситуация, усиление компьютеризации всех сфер деятельности,
глобализация, а также интенсивные изменения в культурной, и других областях
влияют на самосознание, ценностный мир человека и структуру его межличностных отношений.
Это закономерно приводит к росту числа людей, переживающих одиночество. Не
обошло это и подростков старшего возраста.
В российском обществе в настоящее
время наблюдается динамика роста численности подростков, которые находятся в
состоянии социального одиночества, что приводит к депрессии, конфликтности,
препятствует установлению доверительных отношений, формирует негативный тип
самовосприятия и приводит к ощущению психологического надрыва, душевного
расстройства.
Проблема одиночества в течение длительного
времени привлекала внимание многих писателей-философов (А. Камю, Ф. Ницше, Ж.
П. Сартр и др.) и психологов (А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм, К. Хорни, Э.
Эриксон, Н. Е. Покровский и Г. В. Иванченко и др.). Ими были рассмотрены
психологические предпосылки возникновения этого чувства и высказаны
психотерапевтические пути его преодоления, показано сложное содержание феномена
одиночества. Кроме того, большая часть исследований посвящена взрослой
категории людей, а не подростков.
Проблема одиночества в подростковом
возрасте рассматривалась такими авторами, как Е.Н. Осин и Д.А. Леонтьев, Я.
Купершмидт, K. Сигда, M. Веглер и К. Седикидес.
Особый интерес представляет изучение
переживания одиночества в гендерном аспекте, поскольку гендерные нормы могут
оказывать влияние на его восприятие, оценку приемлемости т.д. Этот аспект был
изучен Петровой А. А., Селивановой Е. А.,
и Третьяковой О. А.
Несмотря на практическую значимость
данной информации, проблема гендерных особенностей переживания одиночества
старшими подростками изучена недостаточно. Это и определило актуальность нашего
исследования.
Целью
работы является выявление гендерных особенностей восприятия
одиночества в старшем подростковом возрасте.
Объект
исследования: одиночество у старших подростков.
Предмет
исследования: гендерные особенности переживания одиночества в старшем
подростковом возрасте.
Цель
исследования конкретизируется в следующих задачах:
1. Изучить теоретические основы изучения одиночества у подростков как
психологического феномена;
2. Определить психологическую характеристику подросткового возраста;
3. Провести эмпирическое исследование гендерных различий в восприятии одиночества у подростков;
4. Описать и обосновать методы исследования гендерных различий в восприятии одиночества у подростков;
5. Провести анализ результатов исследования гендерных различий в восприятии одиночества у подростков.
Гипотеза нашего
исследования состоит в том, что подростки старших классов, принадлежащие к
разному гендеру, по разному переживают одиночество.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ литературы по выбранной теме
2. Методы эмпирического исследования
В
исследовании принимали участие 117 школьников (48 мальчиков, 69
Заключение:
Фрагмент текста работы:
Глава 1
Теоретические основы изучения одиночества у подростков
1.1
Одиночество как психологический феномен Поскольку человек является существом
социальным, то его невозможно представить без взаимодействия с окружающим
миром, с социумом, с другими людьми. Однако, неотъемлемой частью человеческого
существования является и одиночество, представляющее собой не только внутреннюю
проблему определенного человека, но также и общественную проблему. Обычно
именно общество образует начальную причину нарушения коммуникации и погружения
личности в состояние одиночества. «Одиночеством является состояние,
представляющее собой переживание «разорванности» отношений с миром, состояние
индивида, который ощущает себя изолированным от окружающего мира «[1].
В современном обществе, полном
конкуренции, социального давления и соблазнов, современные подростки попадают в
сложную ситуацию, что приводит к проблемам с их психологическим здоровьем. Они
постепенно проходят период духовного становления в жизни и выходят из периода
психологической неуверенности в более цивилизованную, сознательную стадию. Это
новый этап индивидуального развития учеников, и, на первый взгляд, кажется, что
подростки становятся более продвинутыми и совершенными существами, переходящими
во взрослую жизнь. В этот период жизни впервые человек получает максимальное
развитие по содержанию и форме, проявляя большую «гуманизацию» и
«цивилизованность». Однако этот период — один из самых тяжелых в жизни и
характеризуется колебаниями, взлетами и падениями, а также конфликтами.
Известно, что изучением проблемы
одиночества занимаются представители разных социальных и гуманитарных наук:
социологи, философы, психологи.
Если говорить об истории осмысления
феномена одиночества в ходе развития науки, то следует признать, что примеры
обсуждения этой проблематики можно проследить уже в эпоху Античности. Карл
Густав Юнг отмечал, что в античной мифологии можно проследить связь между
фигурой Прометея и одиночеством. К. Юнг полагал, что огонь, присвоенный
Прометеем, позиционировал побуждение к просвещенному познанию самого себя [29].
Рассматривая миф о Сизифе, философ-экзистенциалист А. Камю также характеризовал
вышеозначенного мифологического героя как подлинное олицетворение одиночества.
Равно как и Прометеем, мифологическим героем Сизифом было утрачено
покровительство как со стороны богов, так и поддержка и помощь со стороны
людей. При этом экзистенциальный аспект мифологии одиночества Сизифа
заключается в его стойкости и внутренней свободе. Он превознесся выше тех
людей, которые ощущают себя одинокими, но не признают этого [14]. Напротив,
Аристотель, своим творчеством фактически подводящий итог развитию
древнегреческой философии, в трактате «Политика» отмечал, что человек не может
существовать вне общества; по его мнению, человек и государство составляют
единое целое. Обособленность людей, считал он, ставит под угрозу безопасность
государства и общества [19].
В эпоху Нового времени Г. Лейбниц считал, что
в основе мира лежат монады, представляющие собой духовные субстанции —
независимые и замкнутые, в связи с чем ей не нужны внешние воздействия.
Пожалуй, признак одиночества можно отнести и к монадам [18]. В свою очередь, Г.
Гегель полагал, что одиночество заключается в потере связи субъекта как с самим
собой, так и с социальным миром [12].
Социология, философия, психология,
искусство второй половины XIX века по-своему отразили свершившийся факт:
«Человек одинок. Вера в прогресс и налаживание гармоничных межличностных
отношений – миф». Последующее развитие мира лишь актуализировало смысл этого
вывода. XX век становится веком индивидуалистов, разобщенных одиночек, людей,
лишенных идеалов, людей, не понимающих смысла любви к ближнему.
Развитие демократии в Европе, да и в
современной России с ее принципами свободы предпринимательства (в самом широком
смысле этого слова) и свободы в выборе идеологии узаконили отчуждение. И
свобода личности – мечта предыдущих веков, – обернулась драмой. Мы все поняли,
что мы одиноки, и каждый из нас существует не в мире, и не в социуме, а
параллельно с миром и социумом.
Конечно, существует разница между
добровольным уединением мудреца или художника и одиночеством, как состоянием,
внушающем страх.пребывания наедине с самим собой, страх невольной изоляции
пленника, страх остракизма, страх, порожденный ностальгией, тоской по дому,
тоской по кому-то, горем из-за потерянного дома или человека, скукой,
замкнутостью, аномией, сознанием бесцельности существования, осознанием своей
непохожести на других, страстью к перемене мест и переживанием различных форм
депрессии. Иными словами, страх перед различными состояниями души, описываемые
понятием одиночества. Одной из интересных задач, связанных с изучением феномена
одиночества, является попытка проследить его истоки.
Одной из интересных задач, связанных
с изучением феномена одиночества, является попытка проследить его истоки. Уже
на уровне мифологической культуры возникает легенда о том, что каждый из нас
лишь половинка некогда единого существа, каждый из нас несчастен и одинок, и
каждый из нас обречен на вечный поиск своей второй половины, своего альтер-эго.
Но судьба жестока к человеку, и обретение счастья как результата этого поиска
практически невозможно [1].
Наука о человеке, изучающая
природные корни его происхождения, признает, что то, что кажется нам сугубо
человеческим переживанием, имеет свои аналоги и корни среди животных, и что
биологические корни существенны [2]. Есть много данных, свидетельствующих о
том, что животные очень страдают, будучи изолированными. Собаки, наученные
повиноваться одному хозяину, могут зачахнуть и умереть от тоски, если их
разлучить с хозяевами.
Признавая, что истоки одиночества
коренятся в природе человека, мы все-таки обязаны признать, что пробуждение и
прогрессирующее развитие этого состояния обостряются осознанием социального
несовершенства, ограниченностью мировоззрения окружающих нас людей, их
элементарными необразованностью и равнодушием и нашей ответной реакцией на
несовершенство мира и человека рядом.
В истории изучения социо-культурных
причин одиночества существует на сегодняшний день восемь теоретических
подходов: психодинамическая теория, феноменологическая теория,
экзистенциалистская теория, социологическая теория, интеракциононистская
теория, когнитивная теория, интимистская теория, системная теория. Не ставя
перед собой в данном исследовании задачу дать детальный анализ каждой из
вышеупомянутых теорий, отметим, на наш взгляд, самое важное. Все они являются
обобщением многочисленных клинических и социологических практик и доказывают,
что подавляющее большинство социально-активных индивидов постоянно переживают
состояние одиночества. Правда, эти переживания имеют различную степень глубины,
от дискомфорта непонимания другим, другого или самого себя, до восприятия мира
как враждебного, бессмысленного, внушающего страх, злобного начала и полного
отказа жить в этом мире или вместе с этим миром.