Теория языка Курсовая с практикой Иностранные языки

Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности английского речевого этикета

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА 6
1.1 Понятие речевого этикета и его функции 6
1.2 Речевой этикет и речевая ситуация 8
1.3 Стереотипы проявления гендерного фактора в языке 12
ГЛАВА 2 СРЕДСТВА АКТУАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА 17
2.1 Разнополые диалоги 17
2.2 Однополые мужские диалоги 18
2.3 Однополые женские диалоги 19
2.4 Средства актуализации гендерных особенностей высказывания мужчины и женщины 21
Заключение 30
Список использованных источников 32
Приложение 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Введение:

 

Как известно, любой язык представлен фонетическим, грамматическим и лексическим материалом, а изучение языка заключается непосредственно в освоении данного материала путем овладения основными видами речевой деятельности. И хотя обучение школьников фонетическому, грамматическому и лексическому аспекту иностранного языка осуществляется в тесной взаимосвязи, исходя из физических, психологических и интеллектуальных особенностей детей данного возраста, можно утверждать, что процесс обучения английскому языку является для них основополагающим. Современная лингвистика демонстрирует возросший интерес к социальной обусловленности языка и речи. На основании многих социолингвистических исследований доказано, что в изучении влияния социальных характеристик на речь говорящего необходим учет не только факторов, обусловливающих развитие и функционирование языка в целом и мыслящихся как нечто достаточно внешнее по отношению к языку, но и таких социально-демографических параметров, как социальный статус, пол, возраст, образование говорящего. В рамках данной общей проблематики особенно актуальным представляется изучение речевого этикета – яркого лингвокультурного феномена, который играет важную роль в отражении национальной картины мира, сложного ассоциативного мышления того или иного этноса и пола, его культурных традиций и духовных ценностей. Существует ряд частных исследований, посвященных рассмотрению отдельных сторон данной темы. Так, Л.А. Кантер в своих трудах уделяет внимание использованию средств просодии в речи мужчины и женщины. В.В. Колесов занимается проблемами вариативного использования лексики мужчинами и женщинами на материале русского языка. Комплексный подход к данной теме был предпринят Р. Лакофф, однако отдельные ее положения были подвергнуты критике со стороны некоторых современных американских авторов, например, Б. Прайслер.
Актуальность избранной темы определяется значительным интересом к данной проблеме за рубежом и заметно возросшим интересом к данному комплексу проблем в отечественной лингвистике, что реально отражает важность разработки данной проблематики для понимания некоторых особенностей процесса коммуникации на современном этапе развития общества. 
  Объект исследования: исследование речевого этикета английского языка. 
Предмет исследования: изучение гендерных особенностей английского речевого этикета.
Цель исследования: анализ речевых стратегий коммуникантов в зависимости от пола.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи исследования: 
1. Определить влияние трех факторов (биологического, психологического, социального) на речевое поведение индивида;
2. Проанализировать речь мужчины и женщины с точки зрения прагматического и эмотивного аспектов; 
3. Рассмотреть средства проявления гендерных различий в ходе коммуникации. 
Научная новизна работы заключается в критическом осмыслении выдвигаемых исследователями положений и собственной трактовке материала.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в том, что оно развивает ряд важных положений, не затрагивающихся или недостаточно разработанных ранее, и поэтому может внести определенный вклад в науку о языке. 
Практическая значимость исследования заключается в том, что его основные положения могут быть использованы в теоретических курсах и семинарах по лексикологии и стилистике, а также на занятиях по стилистической интерпретации текста. Материал исследования может быть использован при написании курсовых и дипломных работ.
Теоретическую базу составляют туды отечественных и зарубежных ученых-лингвистов, а именно Б. Прайслер, Р. Лакофф, X. Липе, Б, Гавранека, Ш. Балли, О.С. Ахматова, С.М. Вул, И.В. Гюббенет, Ю.Д. Дешериев, ЛЛ, Крысин, Т.Б. Крючкова, Т.И. Шевченко и др.
Материалом исследования послужили-словари, статьи, аудиозаписи, художественные литературные произведения. Всего было проанализировано 50 источников. 
Процессе работы использовались следующие методы исследования: общенаучные — обобщение, анализ, описание, сравнение и синтез; специально-лингвистические-описательный метод, стилистический метод, структурный метод. Специфика объекта и предмета, а так же поставленных задач обусловлена использованием комплексной методики включающей-лингвостилистический анализ подготовленной и спонтанной коммуникации, метод сравнительного анализа, количественный метод для определения количественных показателей употребления слов той или иной части речи, того или иного речевого отрезка.
Структура работы определена логикой цели и задач. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка научной и справочной литературы, список интернет источников, приложения. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы были рассмотрены теоретические основы гендерных особенностей речевого этикета. Это дает возможность выявить индивидуально-психологические особенности как женщин, так и мужчин.
Речевая деятельность тесно связана с культурой общение. Разговаривая с коллегами, друзьями, знакомыми следует соблюдать нормы и правила, принятые в том или другом обществе. То есть, в повседневной жизни, в частности в общении, человек имеет дело с речевым этикетом, который определяют, как систему словесных формул, употребляемых в ситуациях, которые множество раз повторяются в повседневности:
приветствие, прощание, приглашение, благодарность и т. д.
Итак, для того, чтобы владеть искусством общения, быть учтивым и вежливым, недостаточно лишь знать правила общение, необходимо их соблюдать. К тому же, следует употреблять различные этикетные формулы, которые присущи той или иной речи, являются ее речевыми стереотипами, а также уместны в определенной разговорной ситуации.
Английский речевой этикет имеет свою специфику, которую следует знать не только для того, чтобы умело владеть английским языком но и для того, чтобы в процессе общения, вести себя тактично и произвести впечатление воспитанного и образованного человека.
Наиболее характерной чертой английского и американского этикета является частое употребление благодарности в разнообразных жизненных ситуациях
Следует отметить, что условные гендерные различия мужчин и женщин состоят в следующем:
У женщин на психологическом уровне отмечается различия
— на физическом, когнитивном, поведенческом уровнях,
— имеют преимущественно долговременную память;
— развито наглядно-¬образное мышление,
-доминирует– склонность к выполнению действия по шаблону;
— пристрастие к монологу и повествованию.
У мужчин отмечается анализ зрительных образов, форм и структур предметов;
– имеют преимущественно кратковременную память;
– обладают абстрактным мышлением;
– более оптимистичны, открыты;
– более четкое визуальное восприятие пространства.
Учет гендерного аспекта вносит коррективы в процесс коммуникативной деятельности и модифицирует выбор языковых средств и форм общения.
Различия в мужской / женской коммуникации не столь значительны, не проявляют себя в любом речевом акте и не свидетельствуют, что пол является определяющим фактором.
Итак, подводя итог вышесказанного, следует отметить, что языка женщин как константного образования не существует. Речь может идти лишь о типичных чертах мужской и женской речи и выявленных тенденциях употребления речевого этикета мужчинами и женщинами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА
1.1 Понятие речевого этикета и его функции

При знакомстве с культурой и бытом чужого народа первое, что поражает, наряду с отличиями в материальной культуре, – это особенности поведения в стандартных ситуациях общения. И неслучайно, что в трудах этнографов, когда речь идет о различиях одного народа от другого, прежде всего, упоминаются «странные» обряды, обычаи и привычки. Очевидно, именно различия правил поведения в подобных ситуациях стимулировали тот интерес к бытовым народам, который стал одним из основных объектов изучения в этнографии. Первые этнографические описания касались правил общения, причем речь шла еще не об этикете, а о нравах и обрядах.
Для более глубокого осмысления понятия этикета, попробуем выяснить его значение в лексикографических источниках и в трудах ученых, которые делали попытки его истолковать с разных позиций.
Так, французское слово étiquette имеет два значения:
1) «ярлык», «этикетка», «надпись» и
2) «церемониал», «этикет», заимствованные из голландского языка (sticke), которое сначала означало колышек, к которому привязывалась бумажка с названием товара, позже-и сама бумажка с надписью. На основе значения «надпись» развилось более узкое значение «записка с обозначением последовательности протекания церемониальных действий» и далее – «церемониал».
Еще в начале XX в. под этикетом в русском языке понимали «наклеиваемый ярлык на бутылки и обертки товаров, с обозначением названия, торговца и производителя», то есть основное значение, которое закрепилось за этим понятием связывалось со словом этикетка [7].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы