Курсовая с практикой на тему Гендерные особенности агрессивного поведения подростков
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Теоретические
основы проблемы гендерных особенностей проявления агрессивного поведения
подростков. 6
1.1. Понятие агрессивного
поведения. 6
1.2. Особенности проявления
агрессивного поведения у подростков. 13
1.3. Гендерные различия
проявления агрессивности у подростков. 18
Глава 2. Эмпирическое
исследование гендерных особенностей агрессивного поведения подростков. 23
2.1. Организация и методы
исследования. 23
2.2. Анализ результатов
исследования. 25
2.3. Программа коррекции
агрессивного поведения у подростков. 29
Заключение. 41
Список литературы.. 43
Приложения. 47
Введение:
В различных отраслях психологии
особое внимание уделяется подростковому кризису. Именно в возрасте 10-15 лет
ребенок пробует себя в новых социальных ролях, ищет свою индивидуальность,
сравнивает себя со сверстниками и взрослыми, что приводит к его понимание
гендерной роли. Проблема состоит в том, что в последнее время происходит
стирание границ между полами, что в свою очередь влияет на формирование
психологического пола подростка. Если традиционно считалось, что феминные черты
присущи только женскому полу (эмоциональность, физическая слабость, нежность,
зависимость, направленная на семью), а маскулинные — мужскому (активность,
физическая сила, опора, самодостаточность, агрессивность), то в настоящее время
совпадение физического и психологического пола не всегда реально. Поэтому
агрессия в современном мире довольно часто встречается у девочек-подростков,
что вызывает определенное общественное волнение.
Изучение агрессии
является распространенной темой в научных трудах психологов, философов,
социологов, которые стремятся выявить корреляцию данного феномена с различными
факторами. Стресс, высокий уровень тревожности, эмоциональное напряжение
напрямую взаимосвязаны с агрессивностью людей. Причинами данных фактов можно
выделить: постоянный информационный поток о насилии и происшествиях,
навешивание «ярлыков» на общественные группы, сложная экономическая и
политическая ситуация в мире и так далее.
Особое внимание при
изучении агрессии психологи уделяют подростковому возрасту. Именно в
пубертатный период происходит значимое развитие психической личности ребенка,
через рефлексию, самоидентификацию, формирование Я-концепции, понимание
гендерной принадлежности. У ребенка появляется ряд экзистенциальных переживаний
Заключение:
Агрессия представляет
собой определенные действия, причиняющие ущерб другому объекту. Понятия
агрессия и агрессивность не являются синонимичными, поскольку агрессивность
всегда субъективирована и может выражаться не только в прямых действиях, но и в
готовности индивида к их совершению, к агрессивному поведению в определенных
условиях и ситуациях.
Агрессивность как форма
поведения встречается у значительного числа подростков как отражение
недостаточной социализированности личности и отсутствия достаточно развитых
коммуникативных навыков в различных социальных ситуациях общения и
взаимодействия с другими людьми – сверстниками и взрослыми. Наиболее
значительным является системный подход к изучению феномена возрастной агрессии,
согласно которому в ее основе лежит врожденный оборонительный рефлекс, однако
его реализация в агрессивном поведении подвергается значительной трансформации
в процессе социализации подростка, в зависимости от складывающихся отношений с
окружающей социальной средой.
Для изучения психологического
пола и особенностей проявления агрессии подростков было проведено эмпирическое исследование.
После анализа результатом мы выявили, что девочки наиболее часто проявляется
косвенная агрессия, обида, вербальная агрессия, чувство вины. Девочки обладают ярко
выраженной сензитивностью, что в совокупности с рефлексией возрастного периода
может приводить к аутоагрессии и повышенному чувству вины. При этом они не
стремятся проявлять агрессию открыто, предпочитая перенос эмоций на
напоминающих раздражителя людей, но которые слабее их. Мальчики подвержены
негативизму, раздражению, подозрительностью и причинению вреда или ущерба
другому человеку с применением физической силы. Им свойственны обостренное
чувство взрослости и силы, которым не умеют управлять в конфликтных ситуациях.
Психологические особенности этой группы так же указывают на стремление к
авторитету и престижу, для них свойственно добиваться целей любыми способами,
поэтому усугубляется подозрительность.
В результате проведённого
эмпирического исследования выяснилось, что существуют различия в проявлении
агрессии между мальчиками и девочками, что было подтверждено U-критерием
Манна-Уитни. Это объясняется различием психологических полов групп: девочки
склонны к эмоциональному решению конфликта в виде каких-то вербальных средств,
при этом часто чувствуют себя виноватыми из-за непринятия гнева в их жизни. У мальчиков
подход включает в себя воздействие логикой и физической силой на обидчика.
Проведенное исследование
позволило выявить специфические особенности агрессивного поведения в
подростковом возрасте (уровни выраженности разных видов агрессии и особенности
проявления агрессивности), а также изучить данные особенности в рамках
гендерного аспекта. Это поможет создать программу коррекции различных форм агрессивного
поведения в подростковом возрасте в соответствии с индивидуальными, возрастными
и гендерными особенностями и эффективно осуществлять профилактику агрессивного
поведения подростков, учитывая их особенности. Список литературы
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические
основы проблемы гендерных особенностей проявления агрессивного поведения подростков 1.1. Понятие агрессивного
поведения
В последнее время
проблема агрессивного поведения стала предметом самого широкого научного
интереса. Хотя многие ученые пытаются предложить точные определения, проблемы и
различия во взглядах на используемую терминологию существенно различаются.
Одним из основных недостатков исследований агрессивного поведения является то,
что эта концепция недостаточно раскрывается. Разнообразными объяснениями и
примерами использования концепции агрессивного поведения может быть присутствие
широкого круга специалистов, каждый из которых рассматривает агрессивное
поведение как часть своей предметной области.
Агрессивность – это
устойчивая личностная черта, которая обеспечивает поведение, предназначенное
для причинения физического или психического вреда другому человеку или группе.
Агрессивное поведение – это одна из форм реагирования на неблагоприятные
жизненные ситуации и как способ защиты, сохранения личности, достоинства,
ценностей [16].
Агрессивное поведение
может быть немедленным, т.е. непосредственно нацеленным на раздражающий объект
или перемещенным, когда по какой-либо причине ребенок не может направить
агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для освобождения.
Поскольку агрессия, направленная вовне, осуждается, ребенок может выработать
механизм направления агрессии на себя (так называемая аутоагрессия –
самоунижение, самообвинение) [23].
Агрессивное поведение –
это акт, целью которого является причинение морального или физического вреда
другим [23].
По словам Л. Берковиц,
агрессивное поведение – это поведение, предназначенное для оскорбления или
нанесения вреда другому человеку или объекту [6].
Агрессивное поведение –
это, во-первых, внешне направленное действие, направленное на другого человека.
Как правило, это поведение носит кратковременный (переходный характер) и
варьируется в зависимости от характеристик ситуации или перехода одной ситуации
в другую [12].
Агрессивное поведение описывается
как:
а) действия как таковые
(наступление, атака, нападение);
б) действует против
конкретного объекта, в том числе лица, ставшего жертвой агрессии;
в) действия с учетом
ситуации – ее особенности, которые способствуют или провоцируют агрессивную
атаку.
По словам И.В. Жуйковой,
агрессия интерпретируется как враждебность, проявляющаяся в поведении человека
по отношению к другим людям, для которого характерно стремление причинять вред
и причинять им проблемы [15].
И.С. Зимина определил
агрессию как системную социально-психологическую черту, которая формируется в
процессе социализации личности, которая приобретает социализированный характер
по отношению к вовлеченным психологическим, биологическим и социальным факторам
или является деструктивной в случае нарушения социализации [17].
Агрессивное поведение, по
мнению исследователя, носит строго индивидуальный характер и считается
определенной структурно-функциональной организацией, определяющей
характеристики каждого агрессивного субъекта [29].
Общественные и
биологические науки пришли к выводу, что факторы окружающей среды, вероятно,
являются наиболее важным фактором, влияющим на формирование и развитие
агрессивного поведения. К ним