Зарубежная литература Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Гендерные модели в творчестве Урсулы Ле Гуин

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ 5
1.1. Истоки понятия «гендер» 5
1.2. Разнообразие толкований понятия «гендер» в современной гуманитаристике 13
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГЕНДЕРНОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ХАЙНСКОГО ЦИКЛА 16
2.1. Типология героев Хайнского цикла: путь к формированию личности 16
2.2. Механизмы формирования личности в Хайнском цикле 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

  

Введение:

 

Научно-фантастическая литература, признанным классиком которой является американская писательница Урсула Ле Гуин, занимает видное место в современном литературно-художественном процессе. Ее бурное и еще далеко не завершенное вторжение в художественное пространство, начавшееся во второй половине ХХ века, выдвинуло целую плеяду талантливых писателей, чье творчество, завоевавшее широкое признание читателей, в определенной степени потеснило большую (высокую) литературу и снова поставила на повестку дня вопрос о роли и назначении искусства, о природе эстетических ценностей и о иерархических отношениях «массовой литературы», к которой сразу же была отнесена научная фантастика, и литературы высокой.
Актуальность исследования обусловлена, с одной стороны, необходимостью поэтикального осмысления особенностей построения произведений научной фантастики и, в частности, исследования закономерностей организации художественного мира в произведениях Урсулы ле Гуин.
Объект исследования: произведения У. ле Гуин.
Предмет исследования: особенности реализации гендерной проблематики в произведениях У. ле Гуин с точки зрения его характерных и устойчивых элементов и их функционирования в формально-содержательном континууме.
Цель исследования: анализ особенностей реализации гендерной проблематики в произведениях У. ле Гуин, что позволяет постановку и решение следующих конкретных задач:
выявление и систематизация характерных признаков современного изучения гендерной проблематики;
анализ их функционирования в формально-содержательном континууме современной дискурсивной практики;
изучение структуры рассказов и романов У. ле Гуин;
определение закономерностей гендерной проблематики в произведениях У. ле Гуин.
Методологической основой исследования являются принципы системно-целостного анализа с использованием элементов историко-культурного, социокультурологического и структурно-стилистического методов.
Практическая значимость результатов работы заключается в возможности их использования в дальнейшем изучении творчества У. ле Гуин и поэтики мировой фантастики в целом.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами. Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрено понятие гендера как ключевое для современной гуманитаристики. Вторая глава посвящена анализу особенностей гендерных интенций в произведениях Хайнского цикла. В заключении подведены итоги исследования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Все творчество Ле Гуин подчеркнуто синтетично, ею создан особый образно-поэтический, философски осмысленный мир, который очень трудно анализировать по частям, — в каждом новом произведении этот мир лишь поворачивается к читателю одной или другой своей гранью. Писательница — прирожденный, даже воинствующий диалектик. Недаром древнекитайский символ-иероглиф даосизма — “инь и янь”, две сопряженные в окружность запятые, светлая и темная — незримо витает над страницами ее книг, а герои не устают повторять, что “настоящий путь — всегда возврат”. Возврат не механический, не экклезиастов ветер, приходящий на круги своя, но постоянное самоотрицание, преломление в себе своей противоположности, восхождение на новый виток спирали.
“Спиралевидная” структура в большинстве книг Ле Гуин, где почти всегда присутствует путешествие — кольцо, возвращающее героя к исходному месту обновленным.
Внутреннее единство книг Урсулы Ле Гуин обусловлено ее философской концепцией. Писательница считает, что существует некое направленное движение в системе мироздания и системе мышления, связанное с носителем разума во Вселенной, на всех его качественных “стратах” — индивидуальной психологии, социокультуры, галактической цивилизации как целого. Выражено это движение в центростремительных процессах единения, взаимопонимания, взаимообращения, а в социальном, философском, этическом планах противостоит любым формам духовной энтропии — косности, догматизму, изоляции, ксенофобии.
Контакт в понимании Урсулы Ле Гуин значительно отстоит от моделей типа “воевать-торговать”, разрабатывавшихся западными фантастами. Для писательницы это не решение тривиального вопроса “друзья или враги”, но мучительный, чреватый трагическими противоречиями процесс поиска мостиков между двумя системами мышления, двумя историями, двумя культурами. Главная цель посланца — протянуть руку помощи другой расе, которая в силу различных обстоятельств поставлена на край гибели. И для этого ему мало “сторонних”, априорных суждений — чтобы сделать правильный вывод, а затем и выбор, надо глубоко изучить и понять чуждый мир, его обитателей. Местом действия может быть Земля или другая планета, главным героем — посланец или абориген, но основное противопоставление “человек — чужая культура” присутствует неизменно. Таковы ранние романы Ле Гуин — “Мир Роканнона” (1966), и “Город иллюзий” (1967).
Образ Роканнона из одноименного романа У. ле Гуин является типичным в плане выражения авторской позиции. Он хорошо вписывается в либеральные ценности капиталистического общества. Он не пацифист, зло с его точки зрения должно быть наказано не словом, а делом. В то же время как ученый он уважительно относится ко всем народам, которые населяют бесконечные миры космического пространства, и заботится о своих «братьях меньших», т. е. слугах. Герой никому не навязывает свои решения, но как-то так получается, что к его мнению прислушиваются и всячески стремятся ему помочь. Поступки Роканнона находятся на той грани, за которой он не просто несет ответственность или делает выбор в этически непростой ситуации, но и собственными руками создает историю на основе тех идеалов, которые защищает.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ФЕНОМЕН ГЕНДЕРА В СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

1.1. Истоки понятия «гендер»
В 70-е годы ХХ века в мире (сначала в США, а впоследствии – в Канаде, Великобритании, Нидерландах, скандинавских странах, Австралии, Италии, Франции) появляются исследования культурной антропологии и социологии, раскрывающие понятие «гендер», различающее понятия «sex» (пол) и «gender» (род, пол). По мнению А.М.Фесенко, эти работы основывались не только на доказательствах биологических различий между мужчинами и женщинами, но и на их разделении по социальным ролям, формам деятельности, различиям в поведении, ментальным, эмоциональным характеристикам [4].
Исследования в области культурной антропологии убедительно доказали: то, что в одном обществе считается характеристикой женщин, в другом может быть характеристикой мужчин. Таким образом, впервые гендерная роль перестает рассматриваться как проявление предустановленной природы, а выделяется как система ожиданий адекватного поведения.
При этом гендер рассматривался не как естественный пол, а как социально-культурный конструкт. Отсюда следует, что некоторые характеристики женщин, например, эмоциональность, склонность к самопожертвованию, ориентированность на семью и детей, является не природными чертами, а характеристиками, сформированными определенным типом общества. Понятия «женственность» и «мужественность» обусловлены культурой и являются многозначными [12].
Позже, в начале 80-х годов, гендерная наука проникает в исследовательские программы восточноевропейских государств. Как показывает зарубежная литература, в англоязычных источниках для определения понятия «пол» исследователи используют два понятия: «sex» и «gender».
Термин «sex» употребляется чаще и, как отмечает Д.Лорбер, означает пол как биологическую категорию (сочетание генов и гениталий или дородовый, подростковый и взрослый гормональный набор). Вместе с тем, этот термин употребляется и как социальная категория, фиксирующая предназначение индивида в обществе с его рождения, основанное на типе гениталий. Относительно понятия «gender», то, как отмечает Д.Лорбер, оно стало научным термином благодаря развитию теоретических основ феминизма, а несколько позже – гендерных исследований [9].
По мнению зарубежных ученых, труд антрополога Г.Рубин «Обмен женщинами» был одним из первых, где обосновывались терминологические различия между понятиями «гендер» и «пол»[14]. Исследовательница ввела в научный оборот понятие поло-гендерной системы и определила ее как совокупность договоренностей, благодаря которым общество превращает биологическую сексуальность в результат активности человека.
Необходимость повторного определения понятий «пол» и «гендер» доказала Р.Унгер. Так, биологическому полу (sex) она противопоставляет социальный пол (gender). Кроме того, исследовательница предложила использовать понятие «sex» лишь для выделения биологических половых различий, тогда как понятие «gender» советует использовать для описания тех аспектов (психологических, социальных и культурных), которые можно отождествить с нормами, ролями, чертами, стереотипами, присущими тем, кого в обществе называют мужчиной или женщиной [12].
В дальнейшем понятие «гендер», которое трактуется как социокультурный пол, в отличие от биологического, начали использовать ученые, ставшие сторонниками дифференциации содержания терминов «пол» и «гендер» в понятийно-терминологических аппаратах педагогики, психологии, социологии, экономики, антропологии и др. Таким образом, именно благодаря феминистским исследованиям и развитию социально-конструктивистского подхода к изучению общественных явлений (80-е годы), состоялась окончательная дифференциация понятий «sex» (биологический пол) и «gender» (социально-культурный конструкт).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы