Курсовая с практикой на тему Гендерная идентичность личности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 4
Глава I. Теоретические подходы к проблеме гендерной идентичности личности 7
1.1 Понятие гендерной идентичности и ее структурные компоненты 7
1.2 Особенности формирования гендерной идентичности 14
1.3 Психологические особенности юношеского возраста 17
Выводы по I главе 22
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей гендерной идентичности в юношеском возрасте 24
2.1 Описание и особенности выборки и методов исследования особенностей гендерной идентичности в юношеском возрасте 24
2.2 Представление и анализ исследования особенностей гендерной идентичности в юношеском возрасте 28
Выводы по II главе 37
Заключение 40
Список литературы 43
Приложение 46
Введение:
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что половая идентичность считалась исключительно биологическим фактором, но к середине XX века, гендерная идентичность стала рассматриваться как культурная составляющая индивида, что дало определенный толчок к современным гендерным исследованиям, которые стали фокусировать свое внимание исключительно на психологических и культурных факторах, которые и послужили базисом для исследования гендерной идентичности.
Гендерная идентичность является одной из самых существенных из всех социально-ролевых идентичностей личности, связанных с общим психологическим развитием личности, показателем психического здоровья, условием единства личностных проявлений. Она существенно влияет на формирование и структурирование самоопределения в личностном и социально-психологическом смысле и является неотъемлемой и важной составляющей Я-концепции личности. Так же гендерная идентичность непосредственно связана с осознанием, переживанием человеком себя представителем определенного гендера. Как личностное образование гендерная идентичность определяет самосознание и регулирует гендерное поведение личности в социуме. Особое значение приобретает изучение гендерной идентичности в юношеском возрасте, поскольку достижения ими положительной, зрелой гендерной идентичности выступает необходимым условием полноценного развития их личности, успешной социализации и выбора дальнейшего жизненного пути и сферы профессиональной деятельности. Отсюда повышается актуальность изучения особенностей гендерной идентичности и ее компонентов в юношеском возрасте.
В юношеском возрасте кризис идентичности, типичен для этого периода, сложности ролевого выбора могут вызывать деформацию гендерного развития личности. В юношеском возрасте происходит становление интимно-личностной сферы, профессиональное самоопределение, также в этом возрасте конкретизируются и закрепляются гендерные установки, оказывающие влияние на представления о содержании и исполнении гендерных ролей, постепенно она принимает ведущую роль, являясь важным фактором, способствующим вхождению человека в культуру и социальное пространство в качестве уникальной личности.
Именно поэтому актуально выявить особенности развития гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Проблема исследования: каковы особенности гендерной идентичности личности в юношеском возрасте?
Цель исследования: проанализировать особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Гипотеза исследования: структурные компоненты гендерной идентичности, которые включают в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты будут отличаться у девушек и юношей.
Объектом исследования: выступает гендерная идентичность.
Предмет исследования: особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте.
Задачи исследования:
1.Изучить основные подходы к понятию «гендерная идентичность личности».
2. Выявить структурные особенности гендерной идентичности.
3. Проанализировать особенности формирования гендерной идентичности в юношеском возрасте.
4. Эмпирическим путем сравнить структурные особенности гендерной идентичности у юношей и девушек.
Методологическую основу: исследования составили идеи о гендерной идентичности в различные возрастные периоды жизни.
Идеи Р. Столлера о разделении биологического и культурного понятий «пол» и «гендер»: где пол, является предметной областью биологии и физиологии, а гендер рассмотрен как предметная область психологии, социологии и культурно-исторических явлений.
С учетом этого, актуальны его идеи о структурных особенностях гендерной идентичности: первичные представления о своем биологическом поле (половая идентичность), осознание своей роли (полоролевая идентичность), выбор сексуального партнера (сексуальная ориентация).
Идеи И.С. Кона об особенностях становления и развития гендерной идентичности в различные возрастные периоды. Гендерная идентичность в юношеском возрасте, согласно автору, это важный период становления гендерной идентичности, именно в этом возрасте происходит активное освоение и осознание своих отношений с окружающими людьми, познание самого себя и уточнение своего полового самосознания в структуре «Я».
Идеи В.С. Мухиной о половой идентификации, как третьем звене в структуре самосознания личности, которая состоит из единства самосознания, мотивов поведения, поступков в обыденной жизни человека, причисляющего себя к определенному полу и принимающего на себя предписанную традициями соответствующую половую роль, а также телесную представленность в позах, жестах, движениях.
Выборка исследования: В исследовании принимали участие 20 человек (10 девушек и 10 юношей) в возрасте 18-19 лет.
Основными методами работы стали: анализа научной литературы по теме исследования, описание, обобщение и систематизация основных подходов, исследование (тестирование, диагностика: тест «Кто Я?» М. Куна и Т. Макпартленда (в модификации Т.В. Румянцевой), методы математической статистики (U-критерий Манна-Уитни).
Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что основные выводы о структурных различиях гендерной идентичности у юношей и девушек, могут быть использованы в практической деятельности психологов, и других специалистов, работающими с лицами юношеского возраста в практической деятельности и в учебном процессе.
Заключение:
Проведенный анализ литературы позволил определить следующее:
1. Гендерная идентичность – это аспект самосознания, описывающий восприятие и переживание человеком себя как представителя определенного пола. Она рассматривается в литературе как результат гендерной идентификации, изучается как механизм гендерной социализации. Многообразие определений понятия гендерная идентичность сказалось при моделировании исследователями ее структурных вариантов. С одной стороны она содержит в себе содержательный аспект: «Я-концепция» (Э. Эриксон) – индивидуальные личностные черты, с другой – процессуальный аспект: формирование жизненных планов и перспектив (И.С. Кон).
2. Структурные особенности гендерной идентичности представляют собой: первичные представления о своем биологическом поле (половая идентичность), осознание своей роли (полоролевая идентичность), выбор сексуального партнера (сексуальная ориентация).
Структура гендерной идентичности может быть раскрыта через содержательный, эмоциональный и конативный компоненты, в каждом из которых в ходе возрастного развития происходят качественные, закономерные изменения.
3. В своем становлении гендерная идентичность проходит ряд этапов: первичная гендерная идентичность, что позволяет ребенку отнести себя к определенному полу; осознание необратимости пола и усиления дифференциации поведения и установок; вторичная гендерная идентичность – формирование поведенческих и характерологических качеств, которые соответствуют определенной пола, зрелой гендерной идентичности. Особенно значимыми в процессе вторичной гендерной идентификации являются отношения с родителями, значимыми взрослыми и сверстниками.
4. Юношеский возраст, это важный период становления гендерной идентичности, именно в этом возрасте происходит активное освоение и осознание своих отношений с окружающими людьми, познание самого себя и уточнение своего полового самосознания в структуре «Я». Гендерная идентичность в этом возрасте активно развивается: происходит познание себя, своих отношений с окружающими людьми, уточнение своего полового самосознания в структуре «Я» (И.С. Кон).
Именно в юношеском возрасте происходит усвоение специфики ролей мужчин и женщин, выбор сексуального партнера определенного пола (Р. Столлер)
В юношеском возрасте происходит самосознание своего пола, на основании которого основываются мотивы поведения, поступки юноши и девушки принимают на себя предписанную традициями соответствующую половую роль, а также телесную представленность в позах, жестах, движениях (В.С. Мухина).
Овладение половой ролью является очень важной задачей. Именно поэтому, необходимо исследовать структурные особенности гендерной идентичности в юношеском возрасте.
5. В практической части исследования проведено сравнение структурных компонентов гендерной идентичности у девушек и юношей.
Было выявлено, что в юношеском возрасте, происходит самосознание своего пола, на основании которого основываются мотивы поведения и поступки (хороший друг, ответственный, трудолюбивый, руководитель, независимый), юноши и девушки принимают на себя предписанную традициями соответствующую половую роль (дочь, сын, будущая мама), а также телесную представленность (начитанная, нежная, сильный).
Анализируя частотность той или иной категории следует отметить, что в целом испытуемые получили схожие результаты: семейное положение, профессиональные роли. Полученные результаты, представленные в этом ракурсе идентичны подходу И.С. Кона. Действительно, в этом возрасте происходит активное освоение и осознание своих отношений с окружающими людьми (межличностные отношения), познание самого себя (профессиональные и социальные роли), уточнение своего полового самосознания в структуре «Я» (феминные характеристики и маскулинные характеристики).
Касаясь характеристик, следует отметить, что у девушек преобладают именно феминные черты, а в группе юношей преобладают маскулинные. Что опять тождественно подходу И.С. Кона, о том, что гендерная идентичность в этом возрасте активно развивается: происходит познание себя, своих отношений с окружающими людьми, уточнение своего полового самосознания в структуре «Я».
Если у девушек, наиболее выражен аффективный компонент, что говорит о высоком уровне «Я-отношении», т.е. девушки дают высокую оценку своих психологических черт и особенностей ролевого поведения в соответствии с эталонными моделями феминности. То есть полученные нами результаты полностью подтверждают подход Р. Столлера, что именно в юношеском возрасте происходит усвоение специфики ролей мужчин и женщин, выбор сексуального партнера определенного пола.
В группе юношей преобладают профессиональные роли, нейтральные характеристики.
С помощью U-критерия Манна-Уитни было выявлено, что существуют достоверные статистические различия между юношами и девушками в когнитивном компоненте, аффективном компоненте и поведенческом компоненте. Тем самым, мы доказали гипотезу исследования, согласно которой структурные компоненты гендерной идентичности, включающие в себя когнитивный, аффективный и поведенческий компоненты отличаются у девушек и юношей.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические подходы к проблеме гендерной идентичности личности
1.1 Понятие гендерной идентичности и ее структурные компоненты
Теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы, посвященной проблеме гендерной идентичности показал, что современные авторы признают, что гендерная идентичность является одной из существенных характеристик личности на протяжении всей жизни и влияет на формирование личностной Я-концепции.
Феномен идентичности традиционно связывают с именем Э.Эриксона , ведь именно в его работах эта категория приобрела самостоятельный научный статус, хотя истоки научных представлений об идентичности найдены в работах Фрейда, в выводах У. Джемса, идеях К. Ясперса. Ученые обращают внимание на множественность понятий, отражающих тематику идентичности («самость», «Я-система», «действующее Я», «Я», «самоидентичность» «эгоидентичнисть», «самоидентификация» и т.п.). Кроме того, понятие идентичности рассматривается как синоним «Я-концепции» .
Также введено понятие «Я-идентичности», которое охватывает несколько аспектов:
1) осознание временной протяженности, при котором Я охватывает прошлое, которое принадлежит ему, и стремится в будущее, осуществляя значимые выборы всех возможных путей развития личности;
2) определение идентичности в терминах тождества себе;
3) соответствие Я-идентичности функциональной единства, то есть элементам, благодаря которым индивид узнает и отличает себя от других.
В то же время отмечается, что множественность смыслов понятия идентичности определяется множественностью теоретических парадигм его