Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Геймификация как метод повышения мотивации к обучению на уроках по русскому языку

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 7

1.1. Характеристика учебной мотивации 7

1.2. Строение мотивации учения 12

1.3. Использование методов геймификации на уроках русского языка 15

Выводы по первой главе 20

ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ГЕЙМИФИКАЦИИ КАК МЕТОДА ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ОБУЧЕНИИ НА УРОКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 21

2.1. Программа эмпирического исследования: методы и критерии анализа 21

2.2. Описание системы работы педагога направлена на формирование мотивации учебной деятельности школьников на уроках русского языка 25

2.3. Анализ опытно-экспериментальной работы по формированию мотивации учебной деятельности на уроках русского языка 33

Выводы по второй главе 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 41

ПРИЛОЖЕНИЕ 43

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Современная система образования является социальным институтом, на который возложены задачи не только по передаче подрастающему поколению знаний и прежнего опыта, однако и задачи, которые связанные с формированием полноценной, во всех отношениях, личности, которая способна к творческому мышлению, которая осознает себя субъектом деятельности.

В тоже время школа призвана сформировать в учениках систему качеств, которые способствуют их будущему саморазвитию, самореализации, которые обеспечивают их состоятельность и успешность в жизни.

Мы считаем, что ключ к решению поставленных заключается в формировании и развитии сферы внутренних мотивов учащегося к учебной деятельности в общем.

Мотивация к учению является той гранью личностных качеств, способствующей осуществлению учебной деятельности учащимся не по принуждению, а из осознания важности и необходимости этого процесса, понимания его смысла и значимости для будущего саморазвития, самореализации и самоутверждения в жизни.

Однако зачастую в образовании, мотив к учению вырван из общей иерархии мотивов учебной деятельности и рассматривается педагогами обособленным, самостоятельным, не зависимым от других мотивов. Хотя существует много мотивов, которые предшествуют по иерархической лестнице мотивации к учению. А главенствующий мотив – это мотив к самоутверждению.

Исходное состояние проблемы. Изучение мотивации и ее формирование является двумя сторонами одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика.

Изучение мотивации заключается в выявлении ее реального уровня и возможных перспектив, а так же зоны ее ближайшего развития. Результаты изучения становятся основой для планирования процесса формирования.

В тоже время в процессе формирования мотивации вскрываются ее новые резервы.

Формирование мотивации было бы неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых целей и мотивов учения.

На самом деле формирование мотивов учения является созданием в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и будущего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Учитель при этом не занимает позицию наблюдателя за стихийно складывающейся и развивающейся мотивационной сферой учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных методов и приемов.

Учебная мотивация является частным видом мотивации, который включен в деятельность учения.

Выявлено, что учебная деятельность побуждается иерархией мотивов, которые имеют различное происхождение и различную психологическую характеристику.

Одни из них являются познавательными мотивами, которые заложены в ней самой, связанные с процессом и содержанием учебного процесса.

Иные, т. н. социальные мотивы учения, пусть и лежат вне самого учебного процесса, но способны существенно влиять на его результат.

Они порождаются всей системой существующих отношений между ребенком и окружающим миром, связаны с потребностями в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении, в желании занять определенное место в системе социальных отношений.

Данные мотивы побуждают учебную деятельность при помощи сознательно поставленных целей.

Основываясь на закономерностях формирования мотивации, можно вывести закономерность формирования мотивации к учению: мотивация к учению будет тем выше, чем результативней проектная деятельность влияет на самоутверждение учащихся.

Повышение мотивации посредством игровых элементов и называется геймификацией (игрофикацией). В процессе игры приобретается опыт, развивается умение работать в команде. Значимость использования игровых технологий в образовании трудно переоценить. Игре как важной части дидактического процесса уделяли много внимания В. Сухомлинский, А. Макаренко, Я. Корчак, а также множество других ученых. Энциклопедия образовательных технологий определяет игру как «вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением». Игра интересна в любом возрасте, потому что помогает облегчить процесс обучения, носит творческий характер, увлекает соперничеством и состязательностью, тем самым участник игры получает удовлетворение не столько от результата, сколько от самого процесса. Методика преподавания языковых дисциплин не исключает внедрения нестандартных элементов, и это позволяет нам разнообразить учебный процесс и прививать, поддержать интерес к языку и его составляющим.

Объект исследования – процесс повышения мотивации к обучении.

Предмет исследования – использование метода геймификации на уроках по русскому языку.

Цель исследования – изучить особенности геймификации как метода повышения мотивации к обучению на уроках по русскому языку.

Гипотеза – повышении мотивации к обучению на уроках по русскому языку будет наиболее успешно при использовании метода геймификации.

Задачи исследования:

1. дать характеристику учебной мотивации;

2. изучить строение мотивации учения;

3. рассмотреть особенности использования методов геймификации на уроках русского языка;

4. провести экспериментальную работу с использованием геймификации как метода повышения мотивации к обучении на уроках по русскому языку.

Для решения поставленных задач в исследовании использовались следующие группы методов:

1. Теоретические: теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические:

— анкетирование (Н.Г. Лусканова «Анкета для оценки уровня школьной мотивации»).

— наблюдение.

3. Интерпретационные (графические методы обработки данных; качественный анализ результатов исследования).

Эмпирическая база исследования. Исследование проводилось с учащимися 6 и 9 классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 1» г. Волгограда. Общее количество испытуемых составило 16 человек.

Структура курсовой работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы из 18 источников, приложения. Общий объем работы составляет 40 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, важную роль для формирования мотивационной готовности к обучению имеет развитие познавательной потребности ребенка, а именно интерес к собственно познавательным задачам, к овладению новыми знаниями и умениями.

Произвольность деятельности и поведения обеспечивает соподчинение мотивов – способность ребенка подчинять свои импульсивные желания, осознанно следовать поставленным целям.

В этой связи возникают и формируются новые моральные мотивы – чувство долга и ответственность.

Можно предположить, что для создания позитивной мотивации учения на уроке, основные действия учителя могут быть следующими:

— организация живого диалога между детьми, чтобы выявить общий уровень усвоения учебного содержания;

— оказание помощи учащимся при включении в работу;

— создание ситуаций, которые стимулируют интерес к изучению нового учебного материала;

— использование в начале урока только трех типов высказываний – похвалить ученика, направить или уточнить, заново объяснить то, что не понято.

Данная система действий будет обеспечивать позитивный настрой, формирование позитивной мотивации и готовность школьников к новым познавательным действиям.

Повышение мотивации посредством игровых элементов и называется геймификацией.

Приемы геймификации служат не только учебным, но и воспитательным целям: ученик учится преодолевать различные трудности, возникающие у него в поведении, в общении с окружающими; на уроке создается определенный комфорт, благоприятная творческая атмосфера, душевная радость. Безусловно, не каждую тему можно и нужно облекать в «костюм» игры, игровые приемы должны быть дозированными и вариативными, чтобы не наскучить, не вызвать привыкание, но именно игра способна сделать скучное увлекательным, избегаемое — желанным, а трудное — простым.

Игровые технологии при правильном их использовании, грамотном включении в учебный процесс могут стать эффективным средством активизации деятельности учащихся на уроках русского языка. «Игры помогают не только проявлять способности, но и совершенствовать их», — писал К. Д. Ушинский. Игровые формы могут быть использованы как элемент урока, они легко подбираются по тематическому принципу для каждого раздела школьного курса. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний (в начале урока или перед началом изучения новой темы); «разминки», необходимой по ходу урока; контроля в конце учебного занятия. В игровой форме может пройти и целый урок (я не придерживаюсь какой-то определенной классификации и называю свои уроки по-разному: уроки-конференции, аукционы, диспуты, путешествия, КВНы, экзамены и т. д.). Однако, по сути, все это можно назвать уроком в форме игры.

Применяя на уроках игровые технологии, мы наблюдаем следующие результаты у учеников:

формируются такие качества личности как терпение, настойчивость, ответственность, любознательность, стремление к познавательной деятельности;

вырабатывается умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

создается положительный морально — психологический климат в классе для развития личности учащихся;

повышается уровень развития коммуникативных навыков обучающихся;

в каждом классе выделяется группа обучающихся, у которых наблюдается высокий уровень сформированности устойчивой мотивации познания;

развивается наблюдательность, умение видеть необычное в знакомых вещах.

Таким образом, игровые технологии в учебном процессе обладают большими возможностями для дальнейшего формирования и активизации у обучающихся умений и навыков творческой, мыслительной, познавательной деятельности.


 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТИМУЛИРОВАНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1. Характеристика учебной мотивации

Мотивация учения представляет собой частный вид мотивации, включенной в деятельность учения.

На сегодняшний день учебная мотивация трактуется с разных точек зрения. Так, А.К. Маркова, Т.А. Матис, А.Б. Орлов, в рамках своих исследований, под мотивом учебной деятельности понимают некую направленной индивида на определенные аспекты учебной деятельности, которые связаны с внутренним отношением к ней. А, Г.Н. Хамедова отмечает, что мотивация учебной деятельности является опосредованным внутренними и внешними факторами процесса побуждения индивида к учебной деятельности для достижения образовательных целей.

При этом, учебная мотивация может быть определена рядом специфических требований, таких как:

• образовательная система, в рамках которой она проявляется (образовательное учреждение: школа, колледж, вуз и т. п.);

• непосредственно процесс организации образовательного процесса;

• наличием неких субъективных особенностей индивида (пол, возраст, анамнез, уровень интеллектуального развития, амбиции, уровень выраженности самооценки, социальный статус и т. д.);

• наличием неких субъективных особенностей педагога (уровень квалификации, удовлетворенность профессиональной деятельностью, взаимодействие с учениками и т. д.);

• спецификой учебного предмета.

Таким образом, анализ литературы продемонстрировал, что самой изученной является мотивация учения школьников. Меньше внимания исследователи уделили изучению учебно-профессиональной мотивации студентов.

Анализ научной литературы позволил выделить несколько видов и характеристик мотивов учебной деятельности.

Л.И. Божович под мотивом учебной деятельности понимает процесс побуждения, который характеризует личность учащегося. В рамках своего похода, Л.И. Божович отмечает различность силы влияния мотива на различных возрастных этапах. На каждом возрастном этапе какой-либо мотив носит первостепенный характер, в то же время, на следующем возрастном этапе, он может уходить на второй план. При этом он делит мотивы на 2 основные категории :

• связанные с содержанием учебной деятельности (познавательные мотивы, которые порождаются самой учебной деятельностью и обеспечивают потребность в интеллектуальном развитии и деятельности, связанные с овладением новыми навыками и умениями);

• связанные со взаимоотношением ребенка с окружающей средой, с окружающими его взрослыми и сверстниками.

При этом важно отметить, что второй социальный мотив затрагивает и еще ряд исследователей в своих работах, например, В. Апельта, А.К. Марковой, П.М. Якобсона. Данный факт связан с тем, что, не смотря на тот факт, что данные мотивы лежат как бы за пределами учебной деятельности, но напрямую связаны с процессом удовлетворения потребности учащегося в общении с другими людьми, в их оценке и одобрении. Все это оказывает влияние на желание занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

А.К. Маркова, в своих работах, трактует мотив, как некую направленность учащегося на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением учащегося к ней; выделяет две группы психологических характеристик учебных мотивов. К первой группе относятся содержательные мотивы, связанные с характером самой учебной деятельности. К данной группе относят самостоятельность возникновения или проявления; обобщенность, осознанность, доминирование в структуре мотивации; действенность, степень, распространения на несколько учебных предметов .

Ко второй группе относят динамические качества, которые, в первую очередь, связаны с психофизиологическими особенностями ребенка и проявляются в устойчивости мотива, его силе и выраженности; быстроте возникновения, эмоциональной окраске.

Также, А.К. Маркова выделяет и социальные мотивы. При этом, в рамках своей концепции А.К. Маркова отмечает, что социальные мотивы могут иметь различные уровни: широкие социальные мотивы, (долг, ответственность, понимание социальной значимости учения), узкие социальные или позиционные мотивы (стремление занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение). А также, А.К. Маркова, особое внимание уделяет описанию мотива социального сотрудничества, которые направлены на выработку определенных способов взаимодействия индивида с социумом.

В. Апельт в своих работах, описывая значимость социального мотива, особое внимание уделяет поступкам, которые свидетельствуют о понимании учащимся общей значимости учения, о готовности поступиться личными интересами ради общественных. Мотивы социального сотрудничества, согласно В. Апельту, состоят в желании общаться и взаимодействовать с другими людьми, в проявлении инициативы и бескорыстия при помощи товарищу, в стремлении анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем и товарищами по классу, а также совершенствовать их

В рамках исследований социального мотива П.М Якобсон выделяет три основные группы:

а) отрицательные мотивы, имеющие связь с осознанием определенных в неудобств и неприятностей, возникающих в случае, если учащийся не будет хорошо учиться;

б) социальные мотивы, которые основаны на чувстве долга, обязывающем получить образование, в том числе профессиональное, и стать полноценным гражданином, полезным для своей семьи, общества, страны, соответственно – открывающие путь к личному благополучию;

в) положительный тип мотивации, который носит наиболее продуктивный характер и связан с самим процессом учебной деятельности. В последнем случае учащийся получает удовлетворение от получения и роста своих знаний при освоении нового материала, познавании нового.

В свою очередь, Н.Н. Власовой выделила 2 плана мотивации — произвольный, возникающий самостоятельно, и непроизвольный, формируемый извне психолого-педагогическими средствами.

Изучение подходов к анализу мотивации учебно-профессиональной деятельности был неполным без более детального рассмотрения классификации, разделяющей мотивы деятельности учения на внешние и внутренние. При этом надо отметить, что на мотивацию учения накладывают свой отпечаток мотивации факторы, проявляющиеся в процессе выбора профессии и профессионального становления. В рамках выбора профессии и профессионального становления А.И. Зеличенко и А.Г. Шмелев выделили систему внешних и внутренних мотивационных факторов. Так, к внешним мотивационным факторам относят:

— факторы давления – рекомендации; советы; указания со стороны других людей; требования объективного характера (служба в армии, материальное состояние семьи); индивидуальные объективные обстоятельства (уровень интеллектуального развития, состояние здоровья);

— факторы притяжения-отталкивания – примеры со стороны непосредственного окружения человека, со стороны других людей; обыденные эталоны «социального успеха» (престиж, предрассудки);

— факторы инерции, которые включают в себя ряд стереотипов существующих социальных ролей (семья, неформальные группы); привычные занятия, которые возникли под влиянием тех или иных педагогов и предметов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы