Курсовая с практикой на тему Функционирование нелитературной лексики в современной газете
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение. 3
Глава 1. Лингвистическая
характеристика нелитературной лексики. 7
1.1. Сущность, виды и
особенности нелитературной лексики. 7
1.2. Предпосылки проникновения
нелитературной лексики в современный русский язык. 13
Глава 2. Анализ тенденций
использования нелитературной лексики в современных газетных изданиях. 18
2.1. Особенности
функционирования нелитературной лексики в молодежных СМИ на примере издания
«Наша молодежь». 18
2.2. Специфика использования
нелитературной лексики в общенациональных изданиях на примере изданий
«Комсомольская правда», «Российская газета» 22
Заключение. 27
Список использованной литературы.. 30
Введение:
Общее развитие лексического состава любого языка
осуществляется как единство двух основных противоположных по своей
направленности процессов: с одной стороны, пополнение лексического состава
новыми лексическими единицами и расширение значений имеющихся в языке единиц и,
с другой – выпадение из языка устаревших или лишних лексических единиц и
сужение значения употребляемых лексем. При этом отмирание слов и словесных
значений происходит более медленно и постепенно, чем появляются новые слова и
значения. Отсюда следует, что в течение всего исторического периода активного
функционирования языка его лексический состав непрерывно увеличивается. При
этом он неоднороден по различным признакам, в т.ч. и по особенностям
употребления. Конечно же, значительная доля лексики является литературной и
используется повсеместно, в т.ч. в различных видах СМИ. В то же время,
национальный русский язык включает и нелитературные лексические слои, среди
которых отдельные исследователи выделяют просторечие, диалектизмы, профессионализмы,
жаргонизмы и сленг, нецензурную лексику и т.д.
В основном, в словарь современного русского языка входит
общеупотребительная литературная лексика, но все чаще в ее состав проникают
отдельные лексические единицы из разных групп узко применяемой нелитературной
лексики. Для этого на современном этапе
есть все предпосылки. Прежде всего, этому способствует массовая информатизация
общества, которая усиливает межличностную коммуникацию. Сегодня каждый может
прокомментировать ту или иную публикацию в сети Интернет. Благодаря этому в
комментариях под одной статьей мы можем встретить описание ситуации с точки
зрения представителей разных групп населения, разных регионов страны. Все чаще
свою позицию освещает молодежь и, традиционно, пользуется при этом собственной
лексикой, часто наполненной молодежными жаргонизмами, сленгом. Так нелитературная
лексика проникает, прежде всего, в Интернет-среду.
Кроме того, популяризации нелитературной лексики способствует
и распространение ее в художественной литературе. Тогда как в художественных
произведениях прошлых веков мы встречаем больше архаизмов и диалектизмов, то
современные писатели активно используют сленгизмы и жаргонизмы с целью
приблизить мир своих литературных произведений к мировоззрению современной целевой
аудитории. В результате нелитературная лексика все чаще встречается на
страницах прозы и поэзии. Обычно в художественных произведениях всегда есть
место узко применяемой лексике, ведь она помогает изобразить те или иные
персонажи, более полно охарактеризовать их образы.
Уже следующим этапом проникновения нелитературной лексики
является ее использование не только в художественной литературе, но и на
страницах СМИ. Сегодня отдельные составляющие нелитературной лексики начинают
использовать журналисты. Конечно же, диалектизмы чаще используются в местных
изданиях, тогда как в общенациональных СМИ они обычно отсутствуют.
Жаргонизмы, сленгизмы, арго чаще встречаются в публикациях
интервью, при передаче прямых слов участников
репортажей и т.д. Лишь отдельные журналисты и издания практикуют свободное
употребление такой нелитературной лексики в своих материалах.
С учетом вышесказанного,
актуальным является изучение особенностей функционирования нелитературной
лексики в современных
Заключение:
Проведенное исследование научной литературы позволило
охарактеризовать нелитературную лексику как отдельный лексический слой современного языка. При этом
нелитературной предложено называть лексику, которая представлена в
ненормативном, необработанном виде. Наиболее часто под данную трактовку
попадают жаргонно-арготические слои лексики, в частности жаргон, арго, сленг.
При этом понятия жаргона и сленга настолько тесно связаны, что зачастую
используются исследователями в качестве синонимов.
Анализ научных источников позволил выделить характерные
особенности жаргона (сленга) и дать его определение как исторически
сформированного пласта неофициальной лексики, характерной преимущественно для
речи молодого поколения, который описывается непостоянством, эмоциональной
окраской, семантическим разнообразием и полифункциональностью. Основными функциями молодежного жаргона (сленга)
являются: коммуникативная, мировоззренческая, экспрессивная, эстетическая и
регулятивная функции.
История изучения
нелитературной лексики как языкового явления начинается еще в XVIII веке. В это
время распространение жаргонизмов было связано с формированием языка
студенчества, который отмечался характерной лексикой. Объектом лингвистических
исследований жаргонная лексика становится несколько позже. В девятнадцатом веке
были предприняты первые попытки ее изучения, но активные научные исследования
данной проблематики начались лишь во второй половине двадцатого столетия.
Современный этап научных исследований жаргона и сленга также характеризуется
активным всплеском интереса к данной теме. Причиной является массовое
распространение молодежного жаргона в результате компьютеризации и цифровизации
всех сфер общественной жизни. Результатом влияния данного фактора является
проникновение
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Лингвистическая характеристика нелитературной
лексики 1.1. Сущность, виды и особенности нелитературной
лексики В научной литературе на сегодня недостаточно точно
определена сущность нелитературной лексики. Большинство лингвистических
словарей не содержат определения данного термина. Также и многие исследователи
его не употребляют при характеристике лексического состава русского языка. При
этом обычно используют близкое по содержанию понятие – «лексика, ограниченная
сферой употребления» или «лексика ограниченного употребления». При такой
классификации к указанному слою лексики традиционно относят:
—
профессиональную и терминологическую лексику;
—
диалектную лексику;
—
жаргонно-арготическую лексику[1].
Поэтому в научных исследованиях зачастую и нелитературную
лексику рассматривают достаточно широко, включая в нее такие лексические группы
как профессионализмы, диалектизмы, вульгаризмы,
жаргонизмы, арго и сленг. При этом подчеркивается, что в литературный язык не
входят такие разновидности национального языка, как диалекты, социолекты и
просторечие[2].
Вместе с тем, присутствует в научной литературе и узкий
подход к пониманию сущности нелитературного слова, при котором к данной группе
лексики относят преимущественно только жаргонно-арготическую лексику. Поэтому
определение сущности исследуемого термина достаточно актуально. [1]
Фомина М.И. Современный русский язык. Лексикология. Учебник. – М.: Высшая
школа, 2001. – С.210. [2]
Воронцова Т.А. Культура речи. Учебное пособие. – Ижевск, 2011. – С.20..