Курсовая с практикой Гуманитарные науки История искусств

Курсовая с практикой на тему Французский готический храм как иеротопия

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение …………………………………………………………….. 4

Глава I Храм как образ космоса или вселенной ………………… 7

1.1 Сакральные истоки архитектуры ……………………….. 7

1.2 Образ небесного Иерусалима в культуре ………………. 14

Глава II Готический собор, как образ небесного Иерусалима

или града Божьего …………………………………………

19

2.1 Синтез искусств в готическом соборе ..………………… 19

2.2 Шедевры Французской готики ………………………….. 28

Заключение ……………………………………………………………… 32

Список использованной литературы ……………………………….. 34

  

Введение:

 

Храмовые и религиозные постройки часто называют святыми местами. Архитектор Норман Кунси (англ. Norman L. Koonce) считал, что главная задача сакральной архитектуры — сделать «прозрачной границу между духом и материей, телом и душой». Американский медиевист, историк религии и специалист по церковной архитектуре Ричард Кикхефер (англ. Richard Kieckhefer) в своей книге «Теология в камне: церковная архитектура от Византии до Беркли» высказал мнение, что вхождение в церковь есть метафора вхождения в духовный мир, где происходит духовное общение. Он предполагает, что сакральное пространство может быть проанализировано тремя факторами, влияющими на духовный процесс:

1) продольное пространство подчеркивает процессию и возвращение сакраментальных актов;

2) пространство аудитории наводит на мысль, предполагает провозглашение и отклик;

3) а новые формы общего пространства, предназначенные для сбора и возвращения, в значительной степени зависят от минимизированного масштаба для повышения близости и участия в богослужении.

Российский ученый, историк, религиовед и теоретик искусства Алексей Лидов предложил совершенно новую концепцию создания сакральных пространств – иеротопию. Иеротопия (др.-греч. ἱερός и τόπος – священный и пространство) – это создание конкретных сакральных пространств, рассматриваемое как особый вид творческой деятельности, а также специальная область историко-культурных исследований, в которой выявляются и анализируются примеры данного творчества. Результатом иеротопического творчества как правило являются церкви и святилища, но могут быть также сакральные ландшафты, архитектурные комплексы, и даже города и страны.

Сакральная архитектура, несет не только функциональную и эстетическую нагрузку, но выполняет еще и семиотическую функцию, выступая средством сообщения в обоих смыслах данного слова: и как «предмет» социокультурного общения, и как знако¬вый комплекс, посредством которого происходит передача информации и связанных с ней эмоций, мнемонических содержаний, психологических установок и норм. В самом общем смысле сакральная архитектура служит формой фиксации, трансляции и презентации базисных культурных архетипов. Не только каждое отдельное сакральное сооружение, но и их совокупность, взаимная расположенность, а также их наименования и посвящения представляют собой специфические семиотические единицы. Сакральная иератопика городского пространства является особой темой для гуманитарных исследований.

Необходимо отметить, что сакральными функциями наделяются не только культовые сооружения; такие функции получают и другие архитектурные сооружения, занимающие свое место в освященной иеротопике обитаемого пространства. Всякое сакральное искусство основано на науке форм, или, иными словами, на присущей формам символике. Следует учесть, что символ не является только условным знаком. Благодаря определенному онтологическому закону он обнаруживает свой архетип; как заметил эзотерик, метафизик, специалист по индийской философии и искусству Ананда Кумарасвами , символ, в известном смысле, является тем, что он выражает. Именно по этой причине традиционная символика никогда не существует вне красоты: согласно духовному взгляду на мир, красота предмета – это не что иное, как прозрачность его экзистенциальных оболочек; искусство, достойное своего имени, прекрасно потому, что оно истинно. Кроме того, существуют сакральные места, где благодаря синтезу искусств и гармонии, происходит нечто особенное, труднопере¬даваемое. Особенно ярко это видно при архитектурно-художественном синтезе, ярким представителем которого являются сакральные культовые сооружения готической эпохи.

Актуальность курсовой работы заключается в том, что современная архитектура заимствует величественные образы аналогичные готическому собору из архитектуры древности, потому что в нашу эпоху духовного кризиса человек тяготеет к духовному содержанию и ему хочется жить в одухотворенной архитектурной среде; сейчас это очень важно, потому что после конструктивизма, функционализма архитектуры человеку захотелось более живого пространства.

Объектом исследования является средневековая архитектура французской готики. Предметом исследования выступает сакральная среда французского готического собора. Методы исследования в курсовой работе: семантика-семиотический анализ, исторический анализ, сравнительный анализ.

Цель работы заключается в выявлении художественных приемов созда¬ния сакральной среды и рассмотрении специфики иеротопии в готическом соборе Средневековья, для чего необходимо решить задачи:

• выявить сакральные истоки;

• определить способы выражения Небесного Иерусалима в культуре;

• рассмотреть специфику синтеза искусств во французской готике;

• проанализировать специфику иеротопии во французских соборах зрелой готики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

При рассмотрении сакральной среды французского готического собора, выступающей предметом исследования и средневековой готической архитектуры в целом, являющейся объектом исследования было выяснено, что образ развернутый в пространстве, фактически воплощен в многообразии пластических форм, определяющих сакральное пространство. Исследование выявило, что образы, именуемые в иеротопии пространственной иконой возникают при восприятии конкретного сакрального пространства как целого и порождащтся всей совокупностью их символических и образных компонент. Кроме того, стало очевидно, что благодаря синтезу искусств и гармонии, в качестве яркого примера пространственной иконы, проявляют себя именно готические соборы воплощающие аспект мистического тела человека, освобожденного от грехов, – его преображение светом Благодати. Свет же, преломленный цветными витра¬жами, более не отражающий грубый внешний мир, стал светом надежды и блаженства. Божественный Свет, ослепляющий сам по себе, благодаря витражам смягчается становясь Благодатью.

Как выяснилось во время исследования, в готическом соборе содружество искусств – архитектуры, живописи, скульптуры, пластики малых форм, объединенных вместе направлены на создание единой, глубоко эмоциональной атмосферы, благодаря чему вошедший в собор ощущает не подавленность, сдавливаемый хмурыми стенами романо-латинской аскетической сакральной архитектуры, а душевное ликование. Таким образом, сакральная архитектура, выступая средством визуальной презентации и трансляции аксиологических, историко-культурных и экзистенциальных смыслов, формирует специфическое коммуникативное поле, в котором пространство приобретает свойство своего рода мнемоническую и эмоциональную нагрузку.

 

Фрагмент текста работы:

 

1.2 Образ Небесного Иерусалима в культуре

Среди оседлых народов сакральное искусство – это, по преиму-щест¬ву, сооружение святилища, в котором будет «обитать» Божественный Дух, незримо присутствующий во Вселенной. Титус Буркхардт в своей работе «Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы» , пишет следующее: «По религиозным представ-лениям, святилище всегда распо¬ло¬жено в центре мира (отмечено мной), именно это и делает его свя¬тилищем, sacratum’ом, в подлинном смысле слова». С этим утверждением можно согласиться, лишь при поправке относительно того, что отнюдь не все святилища расположены в центре мира, а лишь центральные в дан¬ной религии и возможно в ее конфессиях. Например, в иудаизме таковым цент¬ром считался Храм Соломона в Иерусалиме, там же в Иерусалиме находится главная святыня христианства – Храм Гроба Господня. В исла¬ме все мечети мира ориентированы на первую мечеть – Каабу в Мекке, служащую киблой, в переводе с арабского – направлением или тем, что находится напротив‎. Но вернемся к понятию «святилища», где человек чувствует себя защищенным, защищенным от неопределенности пространства и времени, потому что это место есть дом божий, потому что Бог присутствует в этом месте, и он находится «здесь» и «сейчас». Сказанное находит выражение в планировке храма, а именно в нем выделяются основные направления координирующие пространство по отношению к его центру. Подобный план есть некий синтез мира: все то, что существует во Вселенной в непре¬рывном движении – сакральная архитектура переносит в постоянную форму. В космосе время превалирует над пространством; в конструкции храма время как бы преобразуется в пространство: великие ритмы види¬мого космоса, символизирующие основные аспекты бытия, разобщенные и рассеянные в результате становления, вновь собираются и закрепляются в геометрии здания. Таким образом, благодаря своей упорядоченной и неизменной форме храм представляет завершение мира, его вневременный аспект или конечное состояние, где все предметы покоятся в равновесии, пред¬шествующем их растворению в безраздельном единстве Бытия. Свя¬ти¬лище служит прообразом конечного преображения мира – преображения, которое символизирует в христианстве Небесный Иерусалим – Град Бога Живого, место обитания святых Божьих угодников, удостоившихся радости богообщения, вечного счастья, блаженства; место, где отсутствует грех, скорбь и печаль.

Сооружение святилища, как и сотворение души, имеет также и жертвенный аспект. Силы души должны удалиться от мира, если душа призвана стать вместилищем Благодати, и подобно этому материалы для строительства храма должны быть полностью изъяты из использования в миру и пожертвованы Божеству. Эта жертва необходима для возмещения за изначальную жертву божества. Во всяком жертвоприношении жертвуемая субстанция подвергается качественному преобразованию, в том смысле, что ее существование уподобляется божественному образцу. Это не менее очевидно в создании святилища. Наиболее яркий и известный тому пример это возведение храма Соломона в Иерусалиме в соответствии с планом, открытым его отцу Давиду. В Библии говорится, что во все то время, пока евреи кочевали и воевали с соседними народами, их Бог не хотел обитать в «Доме», а странствовал в походном храме – в Скинии. Царь Давид завоевав Иеруса¬лим, торжественно перенес туда Ковчег Завета, превратив свою столицу в святой город. Он намеревался соорудить на гора Мориа, в месте где происходило жертвоприношение Исаака Храм, однако, вняв словам пророка Нафана, оставил эту миссию своему сыну Соломону. Давид, завещая царство Соломону, оставив значительные приготовления произведенные за годы своего правления, передал разработанный совместно с Синедрионом план Храма, наказал ему его строительство. Соломон приступил к строительству Храма на четвертый год своего царствования.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы