Курсовая с практикой на тему Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1 Усыновление (удочерение) 6
Глава 2 Опека (попечительство) над несовершеннолетними 14
Глава 3 Приемная семья, патронат 18
Заключение 22
Список использованных источников 24
Введение:
Ученые, общественники и политики едины во мнении – сиротство на протяжении последних десятков лет остается острейшей социально-экономической и психолого-педагогической проблемой России и всего мира. По данным правительства РФ, на сегодняшний день в России проживает около 475 тыс. детей-сирот, хотя около 85% из них находится на воспитании в приемных семьях [25].
Проблемы детей сирот остаются актуальными независимо от сокращения их численности.
Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов), которая рассматривается как вид возмездной опеки, и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отличие от политики советского периода, в современной России приоритет отдается различным формам семейного устройства, что постепенно приводит к сокращению доли детей, находящихся в учреждениях различных типов, то есть деинституционализации сиротства.
Согласно новой редакции 123 статьи Семейного кодекса российской Федерации (далее СК РФ) [2], дети передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только временно, на период до их устройства на воспитание в семью.
Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ [1] – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи. Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.
Глава 18 СК РФ [2] определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот. Главы 19-21 СК РФ [2] определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.
Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159[5]. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688[7], который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.
Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве» [6]. Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации.
В свете существующей проблемы сиротства в России государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки. Наиболее эффективным инструментом в данном случае считается профилактика социального сиротства органами опеки и попечительства. Она включает в себя психологическую, педагогическую, социальную, правовую, медицинскую, образовательную и иную помощь семьям, имеющим и не имеющим факторов риска неблагополучия.
Объект настоящей работы заключается в рассмотрении общественных отношениях, которые возникают по поводу устройства детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: современные формы устройства детей, такие как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, замещающая семья, детские дома, приюты и т.д.
Цель исследования: изучение разновидностей форм устройства детей, анализ, сравнение, изучение правовых основ.
Для разрешения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть понятие сиротства в России;
• Рассмотреть такие формы устройства детей как усыновление (удочерение), опека и попечительство;
• Проанализировать практику устройства детей в приемные семьи или детские дома семейного типа;
• Рассмотреть патронат.
При написании работы использованы такие нормативно – правовые акты, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ. Кроме этого использованы научная литература – учебники по дисциплинам гражданского, семейного права, методические пособия; интернет-ресурсы.
В настоящее время существует множество социальных проблем, решение которых положительно влияет на развитие общества в целом. Так проблема устройства и социализации детей-сирот в современной России с каждым годом приобретает особую степень важности и решения. Изучением данной проблемы занимаются многие ученые и научные деятели. Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в РФ заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: А.Г. Гойхбарг, Е.Г. Азаровой, А.Д. Джабраиловой, О.А. Кабышева, И.М. Кузнецовой, А.М. Нечаевой, К.И. Скловского, Л.Ю. Михеевой, О.Ю. Косовой, Р. Мурзина, Л. Шохиной. Социальный аспект исследования данной проблемы рассматривался в публикациях А.С. Воронина, И. Дементьевой, В. Озерова.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.
Заключение:
В рамках изученной темы мы можем сделать следующие выводы:
1. Понятие сиротства в России. На предварительном этапе исследования нами была изучена психологическая, социологическая и педагогическая литературу, посвященную описанию социально-психологических особенностей воспитанников сиротских и интернатных учреждений. Была изучена литература, касающаяся социальной ситуации развития детей-сирот и воспитанников интернатных учреждений; особенностей психологического развития детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот; особенностей самооценки и личностной идентичности воспитанников; особенностей социализации и социализация воспитанников сиротских учреждений.
2. Формы устройства детей как усыновление (удочерение), опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.
3. Практика устройства детей в приемные семьи или детские дома семейного типа. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Патронат. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.
Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на мое мнение, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Усыновление (удочерение)
В Российской Федерации приоритетным является воспитание детей в семьях. Так, разработаны и внедрены правила усыновления детей в России. Эта мера связана с появлением у сторон прав и обязанностей по отношению друг к другу. Нормы, регулирующие порядок приема ребенка в семейство, закреплены в главе 19 Семейного кодекса РФ (СК)[2], а также в иных законодательных и подзаконных актах.
Под усыновлением или удочерением подразумевается помещение малолетнего в семейство на правах родного.
В настоящее время сложилась непростая демографическая ситуация в большинстве регионов Российской Федерации. По различным источникам, рождаемость составляет менее 1,5 ребенка на одну российскую женщину, что не обеспечивает прирост населения и свидетельствует о вымирании населения страны. В связи с этим, необходимо создать надлежащие стимулы и условия для выхода из сложившейся ситуации, для поддержки роста рождаемости, а также разработать эффективные программы поддержки материнства, детства и семьи. Нельзя переоценить социальную значимость усыновления. Давая возможно восполнить отсутствие собственных детей, усыновление укрепляет семью, при этом ребенок получает поддержку, заботу, все то, что способствует нормальному развитию личности ребенка. Одновременно усыновление дает возможность обеспечить ребенку содержание и воспитание и удовлетворить естественные потребности в отцовстве и материнстве людям, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей. Но, несмотря на преимущества усыновления нельзя говорить о том, что по своему удельному весу усыновление является лидером семейного устройства детей. Более того, семейно-правовой литература не дает сделать вывод об однозначном понятии усыновления. В учебной литературе советского периода чаще всего встречается именование усыновления как «акта» усыновления. Глубокие исследования отсутствовали, что обуславливало отсутствие четких выводов и аргументов о содержании понятия усыновления. Усыновление трактовалось неоднозначно, во-первых, как юридический факт, во-вторых, как институт семейного права, и, в-третьих, как правоотношение [14, c. 122].
С юридической точки зрения, прежде всего, усыновление рассматривается в объективном смысле, то есть в качестве правового института – системы семейно-правовых норм, которые регулируют отношения между усыновителем и усыновленным. Но учитывая тот факт, что усыновление охватывает не только вопросы взаимоотношений между вышеназванными субъектами, но и определяет условия и порядок передачи в семью усыновителей детей, оставшихся без попечения родителей, можно говорить о том, что законодательство об усыновлении носит комплексный характер. Вступление решения суда об усыновлении в законную силу влечет возникновение отношений различной отраслевой принадлежности: гражданско-процессуальные, административно-правовые и семейно-правовые. Как уже неоднократно отмечалось, согласно Семейному кодексу РФ усыновление (удочерение) — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей [16, cт. 124]. С точки зрения правовой охраны детей, оставшихся без попечения родителей, оно предстает как наиболее предпочтительная в сравнении с другими форма устройства, в связи с тем, что отношения, возникающие между усыновителями и усыновленным, в правовом регулировании максимально приближено к регламентации, касающейся отношений, основанных на кровной связи. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению [16, cт. 137]. Следовательно, для усыновленных детей устанавливаются наиболее надежные юридические гарантии защиты имущественных и личных интересов.
Действующий Семейный кодекс РФ легального определения усыновления также не дает, по смыслу закона, в настоящее время усыновление должно рассматриваться, во-первых, как одна из форм воспитания и во-вторых как приоритетная форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей [16, cт. 124]. Однако, понятие усыновления можно найти в региональных нормативно правовых актах, например в Законе Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в томской области»[7] в статье второй содержится следующее понятие: «усыновление (удочерение) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспечивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми» [12, cт. 2].