Семейное право Курсовая с практикой Юриспруденция

Курсовая с практикой на тему Формы устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1 Усыновление (удочерение) 6
Глава 2 Опека (попечительство) над несовершеннолетними 14
Глава 3 Приемная семья, патронат 18
Заключение 22
Список использованных источников 24

 

  

Введение:

 

Ученые, общественники и политики едины во мнении – сиротство на протяжении последних десятков лет остается острейшей социально-экономической и психолого-педагогической проблемой России и всего мира. По данным правительства РФ, на сегодняшний день в России проживает около 475 тыс. детей-сирот, хотя около 85% из них находится на воспитании в приемных семьях [25].
Проблемы детей сирот остаются актуальными независимо от сокращения их численности.
Российское законодательство предусматривает четыре возможности устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека (попечительство), приемная семья (патронатная семья для ряда субъектов), которая рассматривается как вид возмездной опеки, и устройство в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В отличие от политики советского периода, в современной России приоритет отдается различным формам семейного устройства, что постепенно приводит к сокращению доли детей, находящихся в учреждениях различных типов, то есть деинституционализации сиротства.
Согласно новой редакции 123 статьи Семейного кодекса российской Федерации (далее СК РФ) [2], дети передаются в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только временно, на период до их устройства на воспитание в семью.
Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ [1] – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи. Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.
Глава 18 СК РФ [2] определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот. Главы 19-21 СК РФ [2] определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.
Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159[5]. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688[7], который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.
Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве» [6]. Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации.
В свете существующей проблемы сиротства в России государственная социальная политика направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на предотвращение случаев оставления детей без родительской опеки. Наиболее эффективным инструментом в данном случае считается профилактика социального сиротства органами опеки и попечительства. Она включает в себя психологическую, педагогическую, социальную, правовую, медицинскую, образовательную и иную помощь семьям, имеющим и не имеющим факторов риска неблагополучия.
Объект настоящей работы заключается в рассмотрении общественных отношениях, которые возникают по поводу устройства детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.
Предмет исследования: современные формы устройства детей, такие как усыновление (удочерение), опека (попечительство), приемная семья, замещающая семья, детские дома, приюты и т.д.
Цель исследования: изучение разновидностей форм устройства детей, анализ, сравнение, изучение правовых основ.
Для разрешения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
• Рассмотреть понятие сиротства в России;
• Рассмотреть такие формы устройства детей как усыновление (удочерение), опека и попечительство;
• Проанализировать практику устройства детей в приемные семьи или детские дома семейного типа;
• Рассмотреть патронат.
При написании работы использованы такие нормативно – правовые акты, как Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральные законы РФ. Кроме этого использованы научная литература – учебники по дисциплинам гражданского, семейного права, методические пособия; интернет-ресурсы.
В настоящее время существует множество социальных проблем, решение которых положительно влияет на развитие общества в целом. Так проблема устройства и социализации детей-сирот в современной России с каждым годом приобретает особую степень важности и решения. Изучением данной проблемы занимаются многие ученые и научные деятели. Теоретические основы организационно-правового регулирования деятельности органов опеки и попечительства в РФ заложены в трудах таких известных в данной области правоведов, как: А.Г. Гойхбарг, Е.Г. Азаровой, А.Д. Джабраиловой, О.А. Кабышева, И.М. Кузнецовой, А.М. Нечаевой, К.И. Скловского, Л.Ю. Михеевой, О.Ю. Косовой, Р. Мурзина, Л. Шохиной. Социальный аспект исследования данной проблемы рассматривался в публикациях А.С. Воронина, И. Дементьевой, В. Озерова.
Методы исследования: анализ литературы и нормативно-правовых документов.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках изученной темы мы можем сделать следующие выводы:
1. Понятие сиротства в России. На предварительном этапе исследования нами была изучена психологическая, социологическая и педагогическая литературу, посвященную описанию социально-психологических особенностей воспитанников сиротских и интернатных учреждений. Была изучена литература, касающаяся социальной ситуации развития детей-сирот и воспитанников интернатных учреждений; особенностей психологического развития детей, воспитывающихся в учреждениях для детей-сирот; особенностей самооценки и личностной идентичности воспитанников; особенностей социализации и социализация воспитанников сиротских учреждений.
2. Формы устройства детей как усыновление (удочерение), опека и попечительство. Применяются в целях содержания, воспитания и образования несовершеннолетних детей, а также для защиты их прав и интересов. Опека устанавливается над детьми, не достигшими 14 лет, попечительство – над детьми с 14 до 18 лет. Как правило, подбор кандидатуры опекуна или попечителя производится органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, этот же орган контролирует осуществление опеки, условия проживания ребенка, расходование денежных средств, выделяемых в интересах ребенка.
3. Практика устройства детей в приемные семьи или детские дома семейного типа. Передача ребенка в приемную семью на воспитание осуществляется на основании договора между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В договоре оговаривается размер оплаты труда приемных родителей, размер денежных средств на содержание ребенка, срок, на который ребенок передается в семью. Общее число детей в приемной семье не должно превышать 8 человек. Между приемными родителями и детьми не возникают алиментные и наследственные правоотношения. Дети, находящиеся на воспитании в приемной семье, сохраняют все права и льготы, полагающиеся детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.
4. Патронат. Одна из новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Осуществляется не во всех регионах РФ, только там, где имеются специализированные службы по устройству детей, с которыми патронатные воспитатели заключают договор. Такие службы называются уполномоченными организациями органов опеки и попечительства. На основании договора ребенку оказывается любая требующаяся помощь: юридическая, психологическая, социальная. Для патронатного воспитания могут передаваться как дети с установленным юридическим статусом, так и дети сразу после изъятия из неблагополучной семьи. Патронатные воспитатели проходят специальную подготовку, получают за свой труд заработную плату в соответствии с договором.
Из всех перечисленных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на мое мнение, наиболее оптимальной является усыновление. Только в этом случае ребенок приобретает все права и обязанности родного. Во всех остальных случаях таких правоотношений не возникает, за детьми сохраняются личные имущественные и неимущественные права, гарантированные законодательством РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, такие как право на жилье, льготы и т.п.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Усыновление (удочерение)

В Российской Федерации приоритетным является воспитание детей в семьях. Так, разработаны и внедрены правила усыновления детей в России. Эта мера связана с появлением у сторон прав и обязанностей по отношению друг к другу. Нормы, регулирующие порядок приема ребенка в семейство, закреплены в главе 19 Семейного кодекса РФ (СК)[2], а также в иных законодательных и подзаконных актах.
Под усыновлением или удочерением подразумевается помещение малолетнего в семейство на правах родного.
В настоящее время сложилась непростая демографическая ситуация в большинстве регионов Российской Федерации. По различным источникам, рождаемость составляет менее 1,5 ребенка на одну российскую женщину, что не обеспечивает прирост населения и свидетельствует о вымирании населения страны. В связи с этим, необходимо создать надлежащие стимулы и условия для выхода из сложившейся ситуации, для поддержки роста рождаемости, а также разработать эффективные программы поддержки материнства, детства и семьи. Нельзя переоценить социальную значимость усыновления. Давая возможно восполнить отсутствие собственных детей, усыновление укрепляет семью, при этом ребенок получает поддержку, заботу, все то, что способствует нормальному развитию личности ребенка. Одновре­менно усыновление дает возможность обеспечить ребенку содержание и воспитание и удовлетворить естественные потребности в отцовстве и материнстве людям, которые по каким-либо причинам не могут иметь собственных детей. Но, несмотря на преимущества усыновления нельзя говорить о том, что по своему удельному весу усыновление является лидером семейного устройства детей. Более того, семейно-правовой литература не дает сделать вывод об однозначном понятии усыновления. В учебной литературе советского периода чаще всего встречается именование усыновления как «акта» усыновления. Глубокие иссле­дования отсутствовали, что обуславливало отсутствие четких выводов и аргументов о содержании понятия усыновления. Усыновление тракто­валось неоднозначно, во-первых, как юридический факт, во-вторых, как институт семейного права, и, в-третьих, как правоотношение [14, c. 122].
С юридической точки зрения, прежде всего, усыновление рас­сматривается в объективном смысле, то есть в качестве правового института – системы семейно-правовых норм, которые регулируют отношения между усыновителем и усыновленным. Но учитывая тот факт, что усыновление охватывает не только вопросы взаимоотношений между вышеназванными субъектами, но и определяет условия и порядок передачи в семью усыновителей детей, оставшихся без попечения родителей, можно говорить о том, что законодательство об усыновлении носит комплексный характер. Вступление решения суда об усыновлении в законную силу влечет возникновение отношений различной отрас­левой принадлежности: гражданско-процессуальные, административно-правовые и семейно-правовые. Как уже неоднократно отмечалось, согласно Семейному кодексу РФ усыновление (удочерение) — приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей [16, cт. 124]. С точки зрения правовой охраны детей, оставшихся без попечения родителей, оно предстает как наиболее предпочтительная в сравнении с другими форма устройства, в связи с тем, что отношения, возникающие между усыно­вителями и усыновленным, в правовом регулировании максимально приближено к регламентации, касающейся отношений, основанных на кровной связи. Усыновленные дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным детям и их потомству приравниваются в личных неимущественных, имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению [16, cт. 137]. Следовательно, для усыновленных детей устанавливаются наиболее надежные юридические гарантии защиты имущественных и личных интересов.
Действующий Семейный кодекс РФ легального определения усыновления также не дает, по смыслу закона, в настоящее время усыновление должно рассматриваться, во-первых, как одна из форм воспитания и во-вторых как приоритетная форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей [16, cт. 124]. Однако, понятие усыновления можно найти в региональных нормативно правовых актах, например в Законе Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в томской области»[7] в статье второй содержится следующее понятие: «усыновление (удочерение) — форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью, устанавливаемая в судебном порядке и обеспе­чивающая возникновение между усыновителями и усыновленными таких же прав и обязанностей, которые существуют между родителями и их родными детьми» [12, cт. 2].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы