Курсовая с практикой Гуманитарные науки Литература

Курсовая с практикой на тему Формы рефлексии персонажей и их взаимосвязь с особенностями жанровой формы романа Констана Адольф

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕФЛЕКСИИ И ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ РОМАНА Б. КОНСТАНА «АДОЛЬФ» 5

1.1 Понятие рефлексии и специфика ее проявления в литературе 5

1.2 Жанровое многообразие романа Б. Констана «Адольф» 11

ГЛАВА 2. ФОРМЫ РЕФЛЕКСИИ ПЕРСОНАЖЕЙ В РОМАНЕ Б. КОНСТАНА «АДОЛЬФ» 15

2.1 Саморефлексия главного героя романа как способ раскрытия его внутреннего мира 15

2.2 Психологические особенности взаимоотношений героев романа 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27

  

Введение:

 

Произведения писателей-романтиков XIX входят в золотой фонд классической мировой литературы. Главный герой романтических произведений представляет собой архетип, наделенный свойствами, характерными для типичного представителя поколения их современников. Представители романтизма уделяли большое внимание изучению внутреннего мира человека, анализу его характера, мотивов поведения, мировоззрения и системы ценностных ориентаций. Они постулировали принципы морали как основу нравственного здоровья общества, защищали основу брака, как единственно приемлемую форму отношений между мужчиной и женщиной.

Психологическому раскрытию внутреннего мира героев способствует использование авторами различных форм литературной рефлексии. Это понятие уходит корнями в философию. Дж. Локк, Г. Лейбниц, Э. Кант, И. Фихте; Г. Гегель; Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др. рассматривали различные аспекты рефлексии человека. Логическое продолжение использование термина рефлексия нашло в литературе, психологии и других науках.

Литературное направление романтизма, как и творчество отдельных его представителей, подробно изучено как отечественными, так и зарубежными литературоведами XIX-XXI веков, сделан подробный анализ романтических произведений, проанализировано их художественное своеобразие.

В своей работе мы не претендуем на новизну исследования или его парадоксальность. Актуальность работы заключается в расширении научно-исследовательского представления о понятии и структуре процесса рефлексии в сфере литературоведческих исследований. Усиление роли рефлексии в интерпретации художественных текстов различных жанров, развитие смыслового анализа литературных произведений.

Цель исследования: Проследить связь рефлексии персонажей романа Б. Констана «Адольф» с особенностями жанровой формы.

Задачи исследования:

• — рассмотреть содержание термина «рефлексия»;

• — определить жанрообразующие признаки романа;

• — проанализировать рефлексию героев романа «Адольф»;

• — проследить связь рефлексии персонажей с жанровыми особенностями.

Объектом исследования – роман Б. Констана «Адольф».

Предмет исследования – рефлексия художественного текста.

Основные методы исследования: метод герменевтики, при помощи которого происходил анализ толкования скрытых смыслов, авторских коннотаций, сюжетных линий, связей между персонажами; метод структурного анализа, благодаря которому мы упорядочили концепцию изучения понятия рефлексии; лингвостилистический метод, позволяющий определить, как рефлексия героев выражается в тексте.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Согласно поставленной цели мы проследили связь рефлексии персонажей романа Б. Констана «Адольф» с особенностями жанровой формы произведения. В работе мы рассмотрели содержание термина «рефлексия», определили возможности использования данного приема в различных науках, проанализировали особенности различных форм рефлексии. Также мы рассмотрели жанровое своеобразие романа «Адольф» и использованные автором формы рефлексии главных героев.

В первом разделе работы было расширено научноисследовательское представление о понятии и структуре процесса рефлексии в сфере литературоведческих исследований. В частности, изучение происхождения рассматриваемого понятия привело к перенесению процесса рефлексии из плоскости философского знания в плоскость литературоведения. Дальнейшее изучение рефлексивности художественного текста позволит расширить возможности интерпретации произведений литературного творчества и укрепить связи литературоведения с другими науками, изучающими функционирование данного процесса.

В ходе исследования мы пришли к следующим выводам:

• Рефлексия является одним из приемов раскрытия внутреннего мира героя литературного произведения, к которому часто прибегали представители романтизма.

• Роман Б. Констана имеет свою жанровую специфику, которая заключается в отсутствии четких канонов и границ какого-то одного жанра. «Адольфа» вполне обоснованно можно отнести к разряду социально-психологических романов.

• Особый талант автора заключается в уместном применении авторской, читательской рефлексии, а также рефлексии героев романа. Авторская рефлексия направлена на усиление социальной значимости проблематики романа, а читательская рефлексия усиливает эмоциональный отклик на произведение.

Сверхзадача литературного социально-психологического произведения состоит в том, чтобы заставить читателя задуматься над освещённым кругом проблем, то есть заставить рефлексировать. В этом заключается взаиморефлексивность художественного текста: передать взгляды и воззрения автора читателю средствами литературного дискурса (персонажей, описаний, ремарок, сюжетных событий и внутренних монологов) Работа над выбранной темой помогла определить ценность рефлексии при анализе человеком собственного бытия и её связь с обществом; её связь с литературой несомненна, учитывая дидактичность литературного творчества, и выявление смыслов, заложенных автором, в процессе литературоведческой интерпретации приводит к более глубокому пониманию рассматриваемых в тексте проблем, которые относятся не только к литературоведческому, но также и к философскому знанию.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ РЕФЛЕКСИИ И ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ РОМАНА Б. КОНСТАНА «АДОЛЬФ»

1.1 Понятие рефлексии и специфика ее проявления в литературе

Понятие «рефлексия» имеет долгую историю применения в рамках философии (Дж. Локк, Г. Лейбниц, Э. Кант, И. Фихте; Г. Гегель; Э. Гуссерль, М. Хайдеггер и др.). Дж. Локк отмечал: «Под рефлексией… я подразумеваю то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы ее проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности» [13, стр. 155].

Рефлексия, с точки зрения Канта, связана с исследованием оснований познавательной способности человека. Кант выделил два типа рефлексии: логическую (сравнение представлений об окружающем мире) и трансцендентальную (сравнимые представления касаются познавательных способностей, рассудка или чувственности) [7, стр.247].

Философская рефлексия – это обращение назад с целью тщательного просмотра результатов работы человека в любой из его деятельностей. Раньше, без применения философской рефлексии, мудрецы пользовались элементарными отражениями эмоций, которые являлись естественными для всех людей. В итоге важно то, на что направлен и с какой целью взгляд мыслителя. Философская рефлексия резко отличается от повседневной. Во-первых, она направлена на совершенно другие объекты рассмотрения: культура, мировоззрение и так далее. Во-вторых, подразумевается иная технология мышления. Например, если взять такое чувство, как сомнение. В повседневной жизни человек подвергает сомнению что-то конкретное; то, в чём он не уверен. В философии же сомнению подвергается всё. Это необходимо для избавления от иллюзий.

Различают 5 форм рефлексии в зависимости от направленности сознания на ту или иную область психической деятельности [6, стр. 203]:

• Личностная рефлексия наиболее тесно связана с эмоционально-оценочной деятельностью. Эта форма осмысления внутреннего мира человека направлена на анализ значимых компонентов личности: целей и идеалов, способностей и возможностей, мотивов и потребностей.

• Логическая рефлексия – наиболее рациональная форма, которая направлена на познавательные процессы и связана с анализом и оценкой особенностей мышления, внимания, памяти. Данная форма рефлексии играет важную роль в учебной деятельности.

• Когнитивная рефлексия чаще всего наблюдается в сфере познания и обучения, но в отличие от логической, направлена на анализ содержания и качества знаний и их соответствие требованиям общества (учителей, преподавателей). Эта рефлексия не только помогает в учебной деятельности, но и способствует расширению кругозора, а также играет важную роль в адекватной оценке своих профессиональных способностей и возможностей карьерного роста.

• Межличностная рефлексия связана с осмыслением и оценкой наших отношений с другими людьми, анализом своей социальной деятельности, причин конфликтов.

• Социальная рефлексия – особая форма, которая выражается в том, что человек понимает, как к нему относятся окружающие. Он не только осознаёт характер их оценок, но и способен корректировать своё поведение в соответствии с ними.

Мы способны анализировать и свой прошлый опыт, и предвидеть возможное развитие событий, поэтому выделяют два вида рефлексии, связанные с временным аспектом оценочной деятельности [9, стр. 203]:

• Ретроспективная рефлексия – это осмысление того, что уже произошло, оценка своих поступков, побед и поражений, анализ их причин и извлечение уроков на будущее. Такая рефлексия играет важную роль в организации деятельности, поскольку, учась на своих ошибках, человек избегает многих проблем.

• Перспективная рефлексия – это предвидение возможных результатов действий и оценка своих возможностей при разных вариантах развития событий. Без этого вида рефлексии невозможно планирование деятельности и выбор наиболее эффективных способов решения задач.

Рефлексия изучается не только в философии, но и науковедении, педагогике, лингвистике, социологии, логике, психологии и других областях знания. К числу исследователей в области художественной рефлексии принадлежат Минц З. Г., Смирнов И. П., Левин Ю. И., Топоров В. Н., Лотман Ю. М. и др. Именно художественная рефлексия выделяется в конце ХХ века в работах Тюпы В. И., Бака Д. Г., в научных исследованиях современных учёных — Бабенко И. И., Ромашенковой Е. С., Даренского В. Е. и др.

Рефлексия в художественном тексте – это внутренний голос героя (персонажа), его мысли и осмысление пережитых событий и чувств, и голос рассказчика, который комментирует происходящие по сюжету события (либо как их участник, свидетель, либо как сторонний наблюдатель, либо как пересказчик из третьих рук) [20].

Обращаясь к литературному источнику, читатель обязательно встретит моменты, где автор уделяет ключевое внимание мыслям и психологическим проблемам своего персонажа. Сам герой, несмотря на то, что он придуман автором, всё равно является образом, который можно встретить в реальной жизни – со своими психологическими проблемами, гнетущими мыслями. Всё потому, что автор делает акцент на его характере и его чувствах. Рефлексия персонажа помогает читателю глубже познать героя, его мотивацию и поступки, он становится для нас живым и любимым героем из прочитанного произведения. Очевидно, что рефлексия литературная и рефлексия художественная – понятия одного ряда, т. к. направлены на осознание смысла и ценностно-эстетического мира художественного произведения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы