Курсовая с практикой на тему Формы и способы защиты прав граждан в сфере социального обеспечения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на социальное обеспечение 5
1.2. Сущность форм и способов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения 9
2. ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ФОРМ И СПОСОБОВ ЗАЩИТЫ ПРАВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 13
2.1. Административная защита права на социальное обеспечение 13
2.2. Судебная защита права на социальное обеспечение 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 27
Введение:
Российская Федерация является социальным государством, политика которого ориентирована на формирование условий, гарантирующих свободно развитие и достойную жизнь каждого человека.
В Конституции России в общем виде отражаются целевые задачи и установки, с решением которых связано гарантирование достойных условий жизни для всех членов социума и формирование справедливых и равных возможностей для развития каждого человека. Достижение этих целей является содержанием социальной функции государства, которая реализуется в рамках его социальной политики на основании организационного и нормативного механизмов.
Социальная политика, ориентированная на осуществление конституционных утверждений по обеспечению свободного развития и достойной жизни общества и человека, является довольно широкой категорией. Значимым системообразующим ее компонентом считается социальное обеспечение, которое представляет собой системный общественный, правовой и государственный институт, который является формой распределения имущественных благ для удовлетворения жизненно важных личных потребностей нуждающихся в том членов социума. Социальные отношения, которые возникают в связи с предоставлением данных имущественных благ, является предметом права социального обеспечения.
Выплаты и услуги, помощь по системе социального обеспечения получают десятки миллионов российских граждан. Достаточно вспомнить, что только число пенсионеров в стране достигает 40 млн. человек, а страховое обеспечение распространяется на всех лиц, работающих по трудовым договорам. Российское законодательство о социальном обеспечении, как неоднократно отмечалось специалистами, страдает непоследовательностью, разобщенностью, нестабильностью, наличием коллизий правовых норм. Следствием этого является отсутствие единообразия в правоприменительной практике, а зачастую и ее противоречивость, что, в свою очередь, влечет поток жалоб со стороны граждан, которые считают нарушенным их конституционное право на социальное обеспечение. Защите (восстановлению) нарушенных прав граждан в сфере социального обеспечения уделено явно не достаточное внимание в научной литературе. На основе всего сказанного выше можно заключить, что тема курсовой работы является достаточно актуальной на сегодняшний день.
Цель данной курсовой работы рассмотрение форм и способов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения.
В соответствии с целью в работе предполагается решить ряд следующих задач:
— изучить сущность и содержание конституционного права граждан России на социальное обеспечение;
— охарактеризовать понятие форм и способов защиты прав граждан в сфере социального обеспечения;
— проанализировать особенности процедуры существующих в России способов защиты права на социальное обеспечение;
— на основании проделанной работы сформулировать соответствующие выводы.
Объектом данной курсовой работы являются социальные отношения в области защиты прав граждан в сфере социального обеспечения. Предметом исследования является социальное обеспечение граждан и защита их прав.
Методологическую основу исследования составляют следующие методы познания: исторический, сравнительно-правовой, статистический, аналитический, документальный.
Структура работы включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и список использованной литературы.
Заключение:
На базе всего сказанного выше можно заключить, что социальное обеспечение является одним из способов распределения доли валового внутреннего продукта посредством предоставления населению материальных благ для выравнивания их личных доходов при наступлении социальных рисков с использованием средств целевых финансовых источников на условиях и в объеме, строго нормируемом государством, обществом, с целью поддержания их социального полноценного статуса.
В процессе исследования мы сделали вывод, что значимость государства в осуществлении конституционного права на социальное обеспечение крайне велика. Наиболее убедительным аргументом эффективности социальной политики в области социального обеспечения выступает формирование действительных, а не декларируемых условий достойной жизни любого человека. Лишь в данном случае Россия имеет право именоваться государством социальным.
На сегодняшней стадии экономического состояния государства данная перспектива видится достаточно отдаленной, что, в сущности, дискредитирует Конституцию государства, нормы которой считаются нормами непосредственного действия.
Защита прав в сфере социального обеспечения — это законодательно утвержденная система мер предотвращения, устранения нарушений данных прав, а также установления ответственности за случившиеся нарушения тех лиц, которые обладают полномочиями по обеспечению беспрепятственной реализации этих интересов и прав. Можно выделить такие способы защиты прав в сфере социального обеспечения:
– защиту в судебном порядке (осуществляемую органами суда и прокуратуры в рамках гражданского процессуального законодательства после нарушений прав граждан на социальное обеспечение);
– защиту в административном порядке (рассмотрение обращений граждан относительно незаконности принятых решений в вышестоящие органы).
С целью исполнения международных обязательств Российской Федерации в сфере социального обеспечения и повышения результативности внесудебных способов защиты требуется создание такого органа, который бы стал средством правовой защиты при нарушении прав граждан в сфере социального обеспечения и содействовал бы ликвидации нарушений прав граждан при осуществлении соответствующего вида социального обеспечения на внутригосударственном уровне. Создание подобного органа в Российской Федерации, выступающего как специальный внутригосударственный способ правовой защиты, даст возможность максимально полно защищать права российских граждан, значительно уменьшить количество их обращений в Комитет по экономическим, культурным и социальным правам, а следовательно, и количество претензий и замечаний, высказываемых в отношении нашей страны.
Формирование эффективного механизма защиты основных свобод и прав является актуальной проблемой правовой науки, значимым аспектом которой является вопрос о мерах, способах и формах защиты как о некоем наборе инструментов, которые призваны обеспечить конституционные права населения.
Сформулированные тезисы в равной степени применяются к характеристике инструментария охраны в праве социального обеспечения. В данной правовой отрасли выделяются такие формы, меры и способы защиты, которые являются привычными, и существование которых обуславливается конституционными основами российской государственности.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВ В СФЕРЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1. Понятие и содержание конституционного права граждан на социальное обеспечение
В гл. 2 Конституции РФ, которая посвящается свободам и правам гражданина и человека, провозглашается: каждому гарантировано социальное обеспечение по возрасту, в случае заболевания, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в других случаях, устанавливаемых законодательством. Редакция ч. 1 ст. 39 Конституции РФ, определяющая указанные положения, немного отличается от редакций множества других статей упомянутой главы Основного Закона, где поименованы права российских граждан – на жизнь, на личную неприкосновенность и свободу, на свободное распоряжение собственными способностями к труду, выбор профессии и рода деятельности, на жилье, на образование и пр.
Другими словами, в отличие от двадцати пяти случаев перечисления прав граждан (в ст. 20, 22, 26,27, 30-34, 37 и иных) в ст. 39 Основного Закона о праве каждого на социальное обеспечение напрямую не говорится.
Вероятно, именно данное обстоятельство и использование в ст. 39 словосочетания «гарантировано социальное обеспечение» позволило некоторым специалистам говорить о том, что право на социальное обеспечение не относится к конституционным правам.
При этом высказывается суждение, что конституционный принцип, согласно которому Конституция России обладает прямым действием, а свободы и права гражданина и человека являются непосредственно действующими (ч. 1 ст. 15 и ст. 18), к этому праву не применяется, в силу чего в ч. 1 ст. 39 говорится только о программной части Конституции РФ, которая должна являться ориентиром для законодателя.
Данное право представляет закрепляемый в Основном Законе РФ и гарантированный каждому комплекс свобод и прав, который включает в себя право на получение благ, как в натуральном, так и в материальном выражении, в случае снижения или утраты доходов, инвалидности, старости, временной нетрудоспособности и в иных, установленных федеральным законодательством случаях.
Можно выделить и иные аспекты права гражданина на социальное обеспечение, указывая на то, что его необходимо рассматривать и в качестве юридической гарантии, которая обеспечивает возможность осуществления принадлежащего ему права на достойный уровень жизни и социальную защиту, и в качестве основного конституционного права, дающего гражданину возможность удовлетворить свои потребности и интересы, и в качестве своеобразного средства реализации и защиты данных потребностей и интересов.
Сущность конституционного права на социальное обеспечение заключается в том, что данное право материально гарантировано государством: человек в случае наличия оговариваемых в национальном законодательстве условий может получить обеспечение либо социальные услуги со стороны государства. При негосударственной форме подобного обеспечения гражданину предварительно необходимо вложить собственные денежные средства, а пенсионные выплаты на их основе он может получить в дальнейшем из негосударственного фонда в случае наступления соответствующих страховых ситуаций.
Обобщая все, сказанное выше, а также с принятием во внимание современных взглядов исследователей на социальное обеспечение в целом и на значимость для социального обеспечения норм Конституции, охарактеризуем ст. 39 Основного Закона таким образом.
Эта статья относится к правоустанавливающим, в которых указаны только правомочия физических лиц. Применительно к подобным правоустанавливающим нормам в учебной литературе, как правило, говорится о том, что поведение второго субъекта (органа государства, учреждения или другого субъекта) регламентируется посредством позитивного предписания (обязывания). Данному субъекту предписано активное поведение по рассмотрению обращений граждан, проверке юридических фактов, оперативному оказанию социальных и медицинских услуг и т.п. Обязанности органов или учреждений государства закрепляются как в процедурных, так и материальных нормах.
В этой статье в укрупненном виде представляется система прав граждан России в случае наступления социально-значимых обстоятельств, указанных в ней. Согласно собственному содержанию конституционное право на социальное обеспечение является более широким, нежели субъективное право на социальное обеспечение.
Собственно конституционное право на социальное обеспечение выступает правовым основанием для законодательного внедрения новых разновидностей социального обеспечения, которые соответствуют меняющимся общественно-экономическим реалиям и нуждам общества, что, в свою очередь, приводит к возникновению субъективных прав граждан на новые разновидности социального обеспечения.
Если субъективные права на социальное обеспечение появляются и прекращаются, то их содержание может меняться в зависимости от разнообразных факторов, в частности, от изменений законодательства, то конституционное право на социальное обеспечение является более стабильной категорией.