Методика преподавания русского языка Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Формы и приемы работы с текстом

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

Глава 1. Методические аспекты изучения текста. 5

1.1. Понятие «текст», основные признаки текста и
структурные элементы.. 5

1.2. Текст как средство обучения речи. 15

Вывод по 1 главе. 19

Глава 2. Обучение работе с текстом на уроках русского
языка. 20

2.1. Формы и приемы работы с текстом. 20

2.2. Возможности использования форм и приемов
работы с текстом на уроке русского языка. 32

Вывод по 2 главе. 39

Заключение. 40

Список литературы.. 43

 

 

  

Введение:

 

Изучение
языка на современном этапе развития общества имеет огромное значение. Успешность
учащихся в жизни зависит от уровня владения языком, а личность ребенка
формируется по-разному. Современные учебно-методические комплексы по русскому
языку определяют связный текст как важнейшее средство обучения.

Текст – это
продукт речевой деятельности, основная единица общения, которую люди используют
в процессе речевого общения, текст является основной дидактической единицей,
основой для организации работы над речевой практикой обучающихся. Обучающиеся осваивают
систему многих языковых средств и правил общения на основе работы с текстом.

Как
свидетельствует статистика, учащимся не только пятого, но и старшего классов
трудно читать учебный текст, понимать, пересказывать, извлекать из него
необходимую информацию. Эти трудности при работе учащихся с текстом на уроке, а
особенно с текстом учебно-научным, имеющим лингвистическое содержание, требуют
внимания и методического реагирования. Работа, направленная на понимание
содержания текста, помогает ученикам осмыслить лингвистическую информацию как
основу будущей практической деятельности (анализ, классификация языковых
единиц), овладеть различными приемами, помогающими ориентироваться в тексте,
понять содержание и овладеть общепредметными навыками и приемами деятельности.

Неумение
работать с лингвистическим текстом может привести к непониманию языковых
процессов и явлений, низкому формированию речевых навыков, ошибкам в речи
учащихся, поэтому необходимо использовать приемы, которые помогут
оптимизировать процесс овладения лингвистическими знаниями и формирования
речевых умений.

Исходя из
вышесказанного, тема работы является актуальной.

Объектом
исследования выступает лингвистический текст на уроках русского языка.

Предмет
исследования: формы и приемы работы с текстом на уроках русского языка.

Цель исследования:
проанализировать содержание форм и приемов работы с текстом на уроках русского
языка.

Для
достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

¾             
изучить понятие «текст», основные признаки текста и
структурные элементы;

¾             
изучить текст как средство обучения речи;

¾             
проанализировать формы и приемы работы с текстом;

¾             
проанализировать возможности использования форм и приемов
работы с текстом на уроке русского языка.

Методической
основой исследования послужили работы И.Р. Гальперина [11], Н.С. Валгиной [9],
Н.Л. Тураевой [36], рассматривавших текст, как объект лингвистического
исследования, были изучены работы методистов Т.Е. Ембулаевой [14], Т.М.
Пахновой [29], Н.А. Ипполитовой [16], М.Л. Кусовой [20], М.М. Разумовской [30] и
т.д., определивших текст как основную дидактическую единицу.

В ходе
исследования были использованы следующие методы: анализа лингвистических и
лингвометодических источников, учебников по русскому языку, метод обобщения,
классификации.

Практическая
значимость работы состоит в возможностях использовать ее результаты в школьном
курсе русского языка.

Структура
работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.



 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

Развитие
связной речи учащихся является важнейшим аспектом обучения их родному языку.
Это одна из главных задач предмета «русский язык». Развитие речи является необходимым
условием для успешного усвоения учащимися учебного материала, для полноценного
общения учителя и ученика, школьника со школьником, а также для процесса
адаптации детей во взрослом мире. В последние годы в системе образования
произошли значительные изменения. Но ясно одно: во все времена основой обучения
является развитие основных видов речевой деятельности: умения осмысленно
воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), умения правильно,
точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и
письменной форме (говорить и писать).

Ведущей идеей
федерального компонента государственного образовательного стандарта по русскому
языку является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех
уровнях образования.

Обогащение
речи учащихся предполагает развитие их коммуникативных способностей. Это дает
учителю-словеснику реальную возможность научить детей эффективному речевому
общению и одновременно расширить культурный кругозор учащихся, совместить
обучение с эмоционально-нравственным воспитанием. Понимание этого является
основой, на которой строится обучение работе с текстом, умение составлять текст
и анализировать его.

Рассуждение –
это важный навык общения, который нужен каждому. В процессе овладения навыками лингвистического
анализа учащиеся понимают особенности понятия «текст», учатся правильно
составлять текст, конструировать собственную речь.

Анализ текста
– важнейшее условие формирования коммуникативных навыков. Умение анализировать
и правильно составлять текст играет важную роль в системе работы по развитию
связной речи учащихся. Через текст учащиеся знакомятся с национальной
культурой; уроки русского языка включаются в единый учебный процесс.

Для
исследователя проблема изучения анализа текста актуальна потому, что умение
рассуждать и делать выводы, а также связно выражать свои мысли, наконец, умение
правильно говорить является важной составляющей в развитии монологической речи
современных учеников.

Результаты
Единого государственного экзамена показывают, что необходимо разработать новые
подходы к обучению родному языку и систематический курс с ярко выраженной
речевой направленностью.

Упражнения на
уроках русского языка направлены в первую очередь на создание речевой ситуации,
которая естественным образом порождает идею и требует ее воплощения в речи. Это
требует строго организованной учебной ситуации, в которой все участники (как
преподаватель, так и обучающиеся)

¾             
начните с постановки цели и запомните ее до конца разговора;

¾             
придерживайтесь определенных правил обсуждения;

¾             
следить за оформлением своих заявлений;

¾             
завершение путем сравнения полученного результата с
поставленной в начале урока целью и восстановления хода рассуждений, то есть
фиксации способа получения результата.

В процессе анализа текста
обучающиеся должны:

¾             
определить языковые средства, которые участвуют в создании
образов, сюжетных и композиционных линий текста;

¾             
восстановить авторское намерение, то есть идею;

¾             
создавать собственные тексты с помощью сознательного подбора
адекватных языковых средств.

Анализ
образцов текстов и обсуждение языковых средств позволяет обучающемуся понять
причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов программы,
так как эти разделы содержат «инструменты», которые вы всегда можете
использовать для объяснения собственных мыслей и понимания чужих.

Приобретя
опыт анализа чужих образцовых текстов, они начинают использовать собственные
языковые средства и создавать собственные тексты. Практика показывает, что
интенсивные занятия по анализу текста в средних классах дают огромный
качественный скачок в развитии грамматики и правописания, а также в написании
эссе и презентаций.

В последнее
время в практику интенсивно внедряются методы целенаправленного формирования
видов речевой деятельности в процессе обучения родному языку.

Таким
образом, цель работа достигнута, а сформулированные во введении задачи последовательно
решены.

 

 






 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Методические аспекты изучения текста

1.1. Понятие «текст», основные признаки текста и
структурные элементы

Определение
текста и выделение его основных признаков – большая проблема в лингвистике,
мнения ученых по этому вопросу сильно разнятся.

Единого
подхода к определению текста в научной литературе не существует. В связи с этим
«текст» рассматривается учеными с разных точек зрения. В нашем исследовании мы
обратились к работам таких ученых, как: Н.С. Валгина [9], И.Р. Гальперин [11], З.Я.
Тураева [36], Т.М. Пахнова [29], М.М. Разумовская [30].

Ю.А. Сорокин
отмечает, что существует около 250 различных определений. Это обусловлено
сложностью и многоаспектностью самого понятия, а также многообразием аспектов
его рассмотрения в различных областях знания [33].

По словам
А.Е. Левинтова, текст сегодня изучают семнадцать наук: психология и социология,
философия и история, лингвистика и литературоведение и многие другие [19]. С
точки зрения семиотики, текст – это осмысленная последовательность любых знаков
[7]. Текст в данном случае – это не только словесное произведение, но и
произведение музыки, живописи, архитектуры и т. д. Это очень широкое толкование
текста.

В
стилистической Энциклопедии русского языка текст также широко понимается как «последовательность
знаковых единиц, объединенных смысловой связью, основными свойствами которой
являются связность, целостность, завершенность и др.» [35].

И. Р.
Гальперин характеризует текст как продукт речевой деятельности и определяет его
как «произведение речетворческих процессов, объективированных в виде
письменного документа, литературно обработанный в соответствии с типом
документа; произведение, состоящее из названия (заголовка) и ряда основных
единиц (надфразовых единиц), объединенных различными типами лексического,
грамматического, логического, стилистического контекста, с определенной
направленностью и прагматической установкой» [11].

М. Р. Львов
определяет текст следующим образом: «Текст – это продукт, результат речевой
деятельности, произведение речи – устной или письменной» [23]. Обычно отмечается,
что текст состоит более чем из одного предложения. Текст является синонимом
термина «высказывание» и термина «связная речь» во втором значении [24]. Текст
имеет, как правило, единство темы и замысла, относительную завершенность,
внутреннюю структуру – синтаксическую (на уровне сложного синтаксического
целого и предложения), композиционную и логическую. Текст реализует
функциональные возможности языка, законы его синтаксиса, лексики и стиля. Текст
характеризуется принадлежностью к одному из стилей – научному,
публицистическому, разговорно-бытовому и др.

Современные
исследователи рассматривают текст как коммуникативную единицу устной и
письменной речи. Н.Л. Тураева в монографии «Лингвистика текста» отмечает, что
текст – это «некое сложное единство, структурно-семантическое образование,
отличное от простой последовательности предложений» [13].

Но понятие «текст»
может быть применено не только к полному литературному произведению, но и к той
его части, которая совершенно независима с точки зрения микротем и языкового
оформления. Именно так мы можем говорить о тексте главы, раздела, абзаца, введения,
заключения и т. д. [3].

В учебном
словаре Т. В. Матвеевой дается следующее определение: «Текст – это сложное
речевое целое, в котором все единицы (сложные синтаксические целые, или
микротексты; предложения, слова) связаны общей мыслью или настроением. Взятые в
отдельности существенные признаки этого целого (текстовые категории) образуют
коммуникативную систему, в которой одни категории играют главную роль, а другие
обусловлены ими и дополняют общую картину» [27].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы