Педагогическое образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формы и методы работы педагогов детского сада с родителями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы изучения форм и методов работы педагогов детского сада с родителями 6
1.1 Основные проблемы взаимодействия детского сада с семьей старших дошкольников как субъектами образовательных отношений 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста 13
1.3 Формы и методы взаимодействия педагогов ДОО с родителями детей старшего дошкольного возраста 21
Глава 2. Экспериментальная работа по поиску эффективных форм и методов по взаимодействию педагогов с родителями детей старшего дошкольного возраста на примере МБДОУ 28
2.1. Анализ деятельности педагогов ДОО по взаимодействию с родителями детей старшего дошкольного возраста 28
2.2 Первичная диагностика взаимодействия педагогов ДОО с родителями детей старшего дошкольного возраста посредством 34
2.3. Комплекс форм и методов работы по взаимодействию педагогов ДОО с родителями детей старшего дошкольного возраста 40
Заключение 45
Список использованных источников 47
Приложения 50

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Работа детского сада с семьёй, одна из актуальных и сложных проблем педагогической деятельности, практически в каждом дошкольном учреждении. Основным в работе каждо-го дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители – это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержа-ние которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изме-нению подвергается и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип со-трудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнооб-разные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольно-го учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от воз-можностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка ре-зультатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учрежде-ния и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспи-тании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все пе-дагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помо-щью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образо-вания, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образователь-ного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого обра-зовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформиро-ваны в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ряд ученых занимались разработкой воспитания и социализацией де-тей, а так же публикацией методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями, такие как О.П.Волович , О.В. Гузова , Т.А. Данилина , Т.Н. Доронова [25], Н.И. Захарова , А.В. Мудрик , А.С. Плотникова , И.А. Суринова .
Противоречие: между необходимостью взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточ-ностью методических рекомендаций для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие с родите-лями дошкольников?
Противоречие и проблема позволили нам определить тему исследо-вания: «Формы и методы работы педагогов детского сада с родителями».
В работе включено ограничение: будут рассмотрены формы и мето-ды работы педагогов детского сада с родителями старших дошкольников.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями стар-ших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание форм и методов работы педаго-гов детского сада с родителями старших дошкольников образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практическо-го аспектов проблемы содержания форм и методов работы педагогов дет-ского сада с родителями старших дошкольников разработать и частично реализовать программу по взаимодействию с родителями старших до-школьников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Взаимодействие с родителями старших до-школьников в ДОО будет успешным, если:
— учитываются и используются разнообразные формы и методы рабо-ты с родителями (традиционные и нетрадиционные);
— содержание мероприятий предполагает учет возрастных особенно-стей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— Изучить родителей дошкольников, как субъектов образовательных отношений;
— Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего до-школьного возраста;
— Выявить формы, методы взаимодействия с родителями детей старше-го дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобще-ние, систематизация; эмпирические – анкетирование, беседа, обработка дан-ных.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Ни один детский возраст не требует такого большого разнообразия форм сотрудничества межличностного характера, как дошкольный, ведь он тесно связан с необходимостью развивать самых разные стороны личности детей. Это и сотрудничество со взрослыми, со сверстниками, общение, игры и совместный труд. За весь период дошкольного детства совершенствуются последовательно такие базовые навыки деятельности ребенка: игра-манипулирование с участием предметов, индивидуальная игра предметная конструктивного типа, сюжетно-ролевая коллективная игра, групповое и индивидуальное творчество, игры-общение и игры-соревнования, домаш-ний труд.
Семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и род-ственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство. Ядром семьи являются супруги, между кото-рыми создаются определенные взаимоотношения. Семья – это основа пер-вичной социализации личности. Именно с семьи начинается процесс инди-видуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценно-стей. Воздействие семьи на ребенка сильнее, чем воздействие образователь-ных организаций, средств массовой информации, улицы. Но детский сад более квалифицированно, чем семья, осуществляет обучение, развитие творческих способностей детей, подготовку к школе. В некоторой степени и семья имеет возможность ввести ребенка в мир знаний и умений. Но важно, насколько это будет педагогически компетентно. Ведь неправильной мето-дикой воспитания развитию ребенка легко нанести больше вреда, чем поль-зы. Важно сочетать воспитание ребенка в семье с воспитанием его в коллек-тиве сверстников.
Воспитателям дошкольной образовательной организации принадле-жит основная роль в организации взаимодействия с родителями и другими членами семьи.
Взаимодействие детского сада и родителей – важное условие полно-ценного развития дошкольников.
Взаимодействие педагогов дошкольной образовательной организации с родителями реализуется при помощи различных форм и методов. Выде-ляют традиционные (праздники, акции, вечера музыки и др.) и нетрадици-онные формы (семейный театр, семейная гостиная и др.). Основная цель всех взаимодействия ДОО с родителями – это установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, воспитание потребно-сти делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
Семья и дошкольная образовательная организация имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга.
Анализируя деятельность МБДОУ было выявлено, что работа в ДОУ по реализации форм и методов по взаимодействию ведется и с педагогами, и с родителями воспитанников. Работа педагогов ДОУ с родителями воспи-танников планируется как в целом по учреждению, так и в каждой возраст-ной группе. В работе преобладает использование традиционных форм. Проведя первичную диагностику уровня взаимодействия педагогов ДОУ с родителями, можно сделать вывод, что уровень взаимодействия педагогов ДОУ с родителями не достаточно высок и нуждается в необходимости раз-работки комплекса мероприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной организации с родителями. Разработанный комплекс ме-роприятий по взаимодействию педагогов дошкольной образовательной ор-ганизации, направлен на продуктивное взаимодействие педагогов, родите-лей и детей. По нашему мнению данный комплекс позволит педагогам дет-ского сада расширить свои возможности во взаимодействии с родителями, установить доверительные отношения между родителями и педагогами ДОО, а также гармонизировать детско-родительские отношения. Таким об-разом, цель исследования достигнута, задачи решены.

 

Заключение:

 

Актуальность темы исследования. Работа детского сада с семьёй, одна из актуальных и сложных проблем педагогической деятельности, практически в каждом дошкольном учреждении. Основным в работе каждо-го дошкольной образовательной организации являются сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников, их интеллектуальное и творческое развитие, обеспечение условий для роста личности. Успешное осуществление этой ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, так как родители – это самые первые воспитатели ребенка с момента его рождения.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании», содержа-ние которого говорит о том, что родители это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. Из этого следует, что изме-нению подвергается и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошколь-ного образования (ФГОС ДО) одним из основных определяет принцип со-трудничества дошкольной организации с родителями. В детском саду есть условия для участия родителей в образовательном процессе через разнооб-разные формы совместной двигательной деятельности с детьми.
Сотрудничество – это основа взаимодействия родителей и дошкольно-го учреждения, т.е. взаимное определение целей деятельности, совместное распределение средств, сил, предмета деятельности, в зависимости от воз-можностей каждого участника. А также, совместный контроль и оценка ре-зультатов общей работы, планирование новых задач, целей и результатов.
Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учрежде-ния и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.
Часто родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспи-тании своих детей. Задача педагогов дошкольного учреждения – помочь родителям в эффективном воспитании своих детей. К, сожалению, не все пе-дагоги способны осуществить эту деятельность в силу ряда причин. Т.е. возникает ещё одно противоречие, которое возможно разрешить с помо-щью методической работы.
Все сдвиги, которые происходят сейчас в сфере дошкольного образо-вания, направлены, на совершенствование его качества. Качество во многом зависит от уровня взаимодействий родителей и дошкольного образователь-ного учреждения. Успешный результат, можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и детского учреждения в рамках единого обра-зовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами дошкольного образовательного учреждения на всем протяжении дошкольного этапа ребенка. Одним из основополагающих признаков единого образовательного пространства и условием его создания является наличие общих целей, задач воспитания детей, которые сформиро-ваны в единой программе воспитания, обучения и развития дошкольников.
Ряд ученых занимались разработкой воспитания и социализацией де-тей, а так же публикацией методических рекомендаций для работников ДОУ в организации и проведении работы с родителями, такие как О.П.Волович , О.В. Гузова , Т.А. Данилина , Т.Н. Доронова [25], Н.И. Захарова , А.В. Мудрик , А.С. Плотникова , И.А. Суринова .
Противоречие: между необходимостью взаимодействия с родителями дошкольников в дошкольной образовательной организации и недостаточ-ностью методических рекомендаций для педагогов по данному вопросу.
Проблема исследования: как осуществлять взаимодействие с родите-лями дошкольников?
Противоречие и проблема позволили нам определить тему исследо-вания: «Формы и методы работы педагогов детского сада с родителями».
В работе включено ограничение: будут рассмотрены формы и мето-ды работы педагогов детского сада с родителями старших дошкольников.
Объект исследования: процесс взаимодействия с родителями стар-ших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: содержание форм и методов работы педаго-гов детского сада с родителями старших дошкольников образовательной организации.
Цель исследования: на основе анализа теоретического и практическо-го аспектов проблемы содержания форм и методов работы педагогов дет-ского сада с родителями старших дошкольников разработать и частично реализовать программу по взаимодействию с родителями старших до-школьников в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования. Взаимодействие с родителями старших до-школьников в ДОО будет успешным, если:
— учитываются и используются разнообразные формы и методы рабо-ты с родителями (традиционные и нетрадиционные);
— содержание мероприятий предполагает учет возрастных особенно-стей детей старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
— Изучить родителей дошкольников, как субъектов образовательных отношений;
— Дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего до-школьного возраста;
— Выявить формы, методы взаимодействия с родителями детей старше-го дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении;
Методы исследования: теоретические – анализ, сравнение, обобще-ние, систематизация; эмпирические – анкетирование, беседа, обработка дан-ных.

 

Список литературы:

 

Глава 1. Теоретические основы изучения форм и методов работы педагогов детского сада с родителями
1.1 Основные проблемы взаимодействия детского сада с семьей старших дошкольников как субъектами образовательных отношений
Семья – это специфический социальный институт, в котором перепле-таются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в от-дельности. При воспитании ребенка родители выступают как субъекты вос-питательного процесса. Субъект – это носитель (в данном случае родители) деятельности и познания, осуществляющий изменение в своем ребенке и в самом себе.
Цель ДОУ в работе с родителями: знакомство родителей с детским са-дом, обеспечение информацией по вопросам воспитания ребенка в ДОУ.
Принципы совместной деятельности ДОУ и родителей представлены на рисунке 1.

Рис. 1 Принципы совместной деятельности ДОУ и родителей

По этой причине меняется позиция дошкольных учреждений в их ра-боте по отношению к родителям. В настоящее время образовательное до-школьное учреждение не только занимается воспитанием ребенка, но и предоставляет родителям консультации по вопросам воспитания . В связи с такими задачами образовательное дошкольное учреждение обязано опре-делить условия сотрудничества с родителями воспитанников, совершен-ствовать формы работы, методы и содержание. Педагог – не только воспи-татель, он партнер для родителей по воспитанию дошкольников. Большое значение при этом имеет отношение к воспитанию родителей. Их стремле-ние как можно более совершенно воспитать собственных детей, ответственно подойти к родительским обязанностям является неотъемлемой частью роди-тельской педагогической культуры . Учитывая сказанное выше, можно определить основные задачи, которые встают сегодня перед дошкольными учреждениями в плане их работы с родителями (рис. 2).

Рис. 2. Задачи ДОУ в работе с родителями

Перед детским садом стоит задача: признать в родителях полноцен-ных участников образовательных отношений, привлечь, оказать им профес-сиональную педагогическую помощь, вовлечь родителей на сторону ДОУ в плане согласованного подхода к воспитанию ребенка, и развитию его спо-собностей и возможностей.
Сегодня есть такая система действий, направленная на включение в со-трудничество родителей с детскими садами:
— Налаживание первых контактов ДОУ с родителями: приглашение родителей в детский сад до момента образовательной деятельности; посе-щение педагогами семей на дому; предоставление родителям информация о детском саде в письменном виде; обсуждение условий посещения данного учреждения конкретным ребенком; подписание договора.
— Продолжение контактов педагогов ДОУ с родителями происходит в виде: ежедневного общения в то время, когда родители приводят в сад сво-их детей и забирают их после рабочего дня; неофициальных бесед по пово-ду детей либо запланированных встреч с родителями, на которых ведется разговор об успехах ребенка; ознакомления родителей с письменным мате-риалом о детях; рекомендаций относительно посещения врача; посещения родителей, на которых они смогут видеть, как занимается их ребенок.
Родители имеют право стать участниками образовательной деятельно-сти в саду ежедневно. Родители дома продолжают работать со своими деть-ми по той программе, которая составлена ДОУ. Родители вправе принимать решение относительно их детей и в целом работы учреждения. Родители воспитанников могут посещать отдельные курсы по интересующих их во-просам воспитания, создание клубов родителей. Дошкольные образова-тельные учреждения содействуют в помощи решении проблем, связанных с уходом и воспитанием родителей за ребенком.
Чтобы сотрудничество педагогов с родителями было положительным, воспитателю необходимо помнить такие принципы общения с родителями, как:
— доступность и открытость детсада для семьи. Каждый родитель мо-жет в любое удобное ему время знать, как осуществляется воспитание и раз-витие, видеть, в каких условиях ведется уход за его ребенком;
— Для успешного сотрудничества родителей и педагогов необходимо воспитание, основанное на взаимопонимании и доверии обоих сторон;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы