Теория и история социально-культурной деятельности Курсовая с практикой Гуманитарные науки

Курсовая с практикой на тему Формы дворянской самоорганизации в сфере досуга во второй половине XVIII — первой половине XIX вв.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 3

1      ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА.. 6

1.1 Понятие
досуга. Исторические предпосылки. 6

1.2 Функции
досуга в дворянской среде. 12

1.3 Формы
досуга. 13

1.4 Реализация
социальной значимости досуга. 23

2. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ДОСУГА ДЛЯ
ФОРМИРОВАНИЯ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ.. 28

    2.1 Эстетические цели досуга. 28

    2.2 Досуг как утверждение светской культуры.. 31

    2.3 Реализация досуга в общем процессе культуры и
искусства. 33

Заключение. 35

Список источников. 37 

Любая страна
в каждый период времени думает о путях собственного развития и с этой точки
зрения является очень актуальным обращение к своему прошлому. С точки
дистанционного ракурса можно увидеть очень интересные периоды, когда культурный
потенциал страны проявлялся особенно ярко и необычно, когда особым образом
проявлялась энергия творчества и самосознания. Советские историки на некоторое
время (по понятным причинам) подальше задвинули сведения о том, что большое
значение для создания российской культуры имело дворянское сословие. В своем
понятии дворянство означает наделенность особыми правами. В этом есть некий
смысл, поскольку каждое сословие несло на себе исполнение определенной функции
и эта конструкция иерархий крепко держала государственное устройство.

Но те же
дворяне, устраивая свой досуг, думали не только о свое возвышенном (над
другими) положениями, но и своей особой миссии. Дворяне внутри своего сословия
рождали концепцию достоинства, обязательности образования и просвещения.

Актуальность темы очевидна, поскольку развитие
культуры досуга внесло свой вклад в развитие понятия культуры в целом, не
говоря уже о большом вкладе в культурно-досуговую деятельность.

Поэтому объектом исследования станет понятие
досуга в культуре России XVIII — первой половины XIX веков с точки зрения того,
как дворяне, осмысливая это понятие, определяли и двигали вперед ее развитие.

У понятия
досуга очень интересная история. Практически 17 веков одни люди (и их было
большинство) жили в постоянном труде и слово досуг или праздность был для них
оскорбительным и равным слову бездельник, а для сословий, которые не понимали,
что такое отдых, это было позором. С другой стороны, дворяне, которые имели
досуг, проводили его бездарно, растрачивая на азартные игры или проводя свою жизни
дома, не умея коммуницировать с себе подобными и в целом пребывать в обществе.

Реформы Петра
I стали глобальным
переворотом в сознании людей. Понятие досуга начало активно развиваться,
вначале насильственными указами царя, а затем постепенно обретая потребности
все в новых формах досуга, которые стали образовательным, развлекательным,
общественно-социальным моментом и моментом реализации личности в обществе.

Степень
научной разработанности проблемы. Если обратиться к рассмотрению темы досуга и
его значения с точки зрения развития дворянской культуры, можно опираться на
работы Ю. Лотмана, С. Беккера, С. Кузнецова, В. Ключевского, Е. Марасиновой, Т.
Веблена, М. Оссовской, М. Эткинда, Л. Гринина, М. Блока, записок Н. Бестужева,
князя Воронцова, Ф. Буслаева.

Цель исследования: изучение и выявление в понятии
досуга как одного из основных компонентов развития культуры в России XVIII-XIX веков своей специфики и необычных
функций.
 

Задачи исследования: Проанализировать понятие досуга в
культуре России XVIII-XIX веков, его особенности
и влияние на социально-культурный пласт.

 Методы
исследования
: Исследование осуществляется на основе общих научных методов:
анализ и обобщение научной и популярной литературы, переработка полученной
информации, систематизация.

Структура исследования: Курсовая работа включает в себя:
введение, 2 главы основной части, состоящие из 7 подразделов, которые решают
поставленные мною задачи, а также заключение и список использованных в работе источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Специфика досуга у
русского дворянства второй
половины XVIII — первой половине XIX вв. выявилась в становлении русской
культуры во всех ее проявлениях – изобразительное искусство, литература,
музыка, балет, театр и главное – то понятие просвещенности и духовности,
которое выработалось в процессе развития досуговых форм деятельности. Для
осмысления этого необходимо было обратиться к истории появления досуга и его
становления.

Начальным этапом
формирования культурного досуга стали петровские реформы, которые поставили
дворянское сословие в совершенно новые для него условия. Петр Великий своими
реформами способствовал созданию единой сословия. До этого некоторые совпадения
интересов (обязательная государственная служба и владение крепостными) не
говорили о том, что есть цельность. Все интересы коренились внутри рода и
усадьбы.

Поэтому можно
говорить о том, что реформы Петра стали важнейшим условием для развития
культурного досуга и его трансформации в профессиональные занятия культурой и
рождение нового образа дворянина – просвещенного, образованного, культурного.
Именно после манифеста 1762 г, о котором мы упоминали «дворянство» как
обозначение целого сословия плотно закрепилось в государстве.

После этого
дворяне начали осознавать свое место в обществе и державе. А личная свободна,
дарованная Манифестом создала условия для организации интересного и
содержательного досуга. Дворяне начали образовываться, вместе с образованием
пришло убеждение, что высокое общественное положение дает не только
неограниченные права и свободы, но и обязанности перед обществом – быть не
просто богатым и привилегированным человеком, но и носителем высоких
нравственных и духовных идеалов.

Превращение
патриархальной державы в мощную европейскую обязало дворян мыслить иначе, вести
себя иначе, образовываться, общаться, дискутировать, размышлять о судьбах
страны и народа – и все это тоже входило в измененное понятие служения
Отечеству. Благодаря европейским нововведениям (мода, этикет, стиль) и развитию
понятия досуга, в котором было неисчислимое количество интересных форм (салоны,
театр, балы, коллекционирование, визиты, увлечение литературными альбомами,
собственная творческая самореализация) культура стала естественной частью
мировоззрения необычайно изменившегося дворянина. А объединение с российской
народной культурой нескольких европейских культур стало своеобразием развития
дворянина в России.

Дворянин был
вырван из замкнутости в семейной усадьбе и земледельческих интересов и помещен
в условия нового культурного пространства. Новые представления о мире начали
выражаться в собственном творчестве.

Таким образом,
оформление как понятия досуг, так и его материализации стало культурным
феноменом, проводником социальных связей, основой социального и духовного
развития общества.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

1    ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ДОСУГА

 

1.1               
Понятие досуга.
Исторические предпосылки

 

Интересно
проследить понятие досуга по тому, как изменялись его трактовки в различных
словарях русского языка.

Отдых в словаре Даля является
частью труда и связан с ним очень плотно, то есть отдышка – это всего лишь
покой после труда, а слово «отдышать» означает умереть. «Отдыхать: отдохнуть, покоиться
после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или
стоять, собираясь с силами».[1]

Получается, что раньше перестать
трудиться означало умереть. Слово досуг означает «свободное от дела время», при
этом опять же акцентируется второстепенность досуга по отношению к труду.
Словарь Ушакова, который является самым поздним уже определял досуг как часть
незанятого времени с индивидуальным содержанием. «Досуг: 1. время, не занятое работой или другим делом. 2.
Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. 3. Развлечение,
личные занятия в свободное от работы время (устар.)».[2]

Долгое время понятие досуга
приравнивалось к праздности – кто не работает, тот бездельник и лентяй. И
только в 18 в. досуг стал понятием самостоятельной сферы деятельности и немалую
роль в этом сыграло именно дворянство. Это сословие само по себе являлось
«праздным» и только они могли позволить себе досуг, который бы не порицался и
не превращал представителя этого класса в бездельника. Досуг не просто имел
место, он еще и демонстрировался. Кроме дел по службе все остальное время у
дворян становилось досугом. Поэтому дворяне могли не только иметь самые
благоприятные условия для его развития, но и развивать его, создавать новые
формы и пересматривать соотношения между службой и досугом в пользу последнего.
Переломным моментом для подобной трансформации стала петровская эпоха. В начале
18 в. началось становление Российской империи, что повлекло за собой
кардинальные перемены во всех областях жизни, в экономике, в политике, в
социуме, культуре и, соответственно, в мировоззрении людей.

Российское общество 18 в. являло собой многогранное явление. В прошлые
столетия не было такой глобальной разницы между многими сословиями и формы
досуга были похожи. Они стояли на общем фундаменте народной культуры. Во время
расслоения общества на социальные группы досуг стал очень разным, если
крестьяне и ремесленники продолжали опираться на традиции народной культуры и
празднеств, то дворяне начали брать пример с Запада, подражать им впитывать их
обычаи и благодаря этому всему появилась необходимость в создании собственной
культуры досуга.

На это повлияла и ситуация с православной церковью, которая раскололась и
культура постепенно начала приобретать мирские формы. Дворяне начали развивать
новые формы отдыха, не зависящие от церкви.

В появлении новых
занятий была заметна роль царя Петра I. Вот что писал об этом Ю. Лотман: «
Русское дворянство, каким мы его встречаем
в XVIII — первой половине XIX века, было порождением петровской реформы. Среди
разнообразных последствий реформ Петра I создание дворянства в функции
государственно и культурно доминирующего сословия занимает не последнее место.
Материалом,

из
которого это сословие составилось, было допетровское дворянство Московской
Руси»
[3].

Прорубив
окно в Европу, он начал культивировать европейские традиции проведения отдыха –
появились дворянские салоны, клубы, балы и т.д. Царь Петр не только создал
целую систему праздников, но и потребовал от дворян, чтобы они принимали в них
активное участие.
Царь Петр ввел в обиход важное новшество, которое
надолго стало основополагающим зрелищем – это фейерверки. Они имели серьезный и
не просто развлекательный, а общественно-политический характер.
Культура фейерверков
начала развиваться задолго до обозначенного в теме курсовой работы периода. Это
развлечение не было пустой пальбой в небо, в разные времена в этом был
сакральный, образный, а затем и социально-политический смысл. Культура этой
формы развлечения прошла долгий путь развития и собственных этапов
формирования, что отразилось на развитии следующих и сопутствующих культурных
традиций. Во многих своих аспектах, но значительно обогатившись или
видоизменившись, фейерверк дошел и до нашего времени.

Культурологи пишут, что фейерверки были мощными средствами идеологии и
популяризации абсолютной власти. Идея странная только на первый взгляд, если
вспомнить невероятные амбиции великого царя в геополитике и создании самого
сильного флота. Недаром Петр лично занимался подготовкой праздников, участвовал
в разработке сценариев, думал над образностью и пояснял, что бы он хотел видеть
в этом зрелище. Изначально фейерверки были глубоко идеологичны. Европейские
люди критиковали российское государство, в то время считая его людей дремучими,
царь Петр болезненно переносил подобные мнения. Поэтому фейерверки, на которые
обязаны были приходить дворяне, дабы показывать иностранным послам свою
культуру и ум, были очень важны. Кроме того, все идеи государства отражались в
образах фейерверка, в его эмблематике, Петр хотел показать новую культуру,
которая не хуже европейской и может находиться в одном
культурном
пространстве с остальным цивилизованным миром. Одновременно с внешней
демонстрацией Петр хотел донести все эти идеи и до собственных граждан, поэтому
и заставлял всех смотреть на огненное зрелище, которое выражало пропаганду
новых идей российского государства. Важной социальной идеей в этих зрелищах
было прославление монарха. Позже возле императорских эмблем в небе стали
появляться рядом с ними и эмблемы дворян, это нужно было заслужить верностью и
исполнением государственного долга. 
Таким образом, государство достигало нескольких целей – общество держало
курс на вектор западной цивилизации и новые российские дворяне учились манерам
поведения и впитывали идеи мощи своей державы и расширения ее границ.

Маскарады были костюмированными шествиями или
демонстрацией маскарадных костюмов на балу. Интересно, но костюмы для маскарада
были оговорены в законодательных документах и считались только развлечением для
дворян.

Постепенно с развитием досуга светский характер культуры начал процесс
вытеснения религиозных ценностей. Речь не шла об уничтожении, но те формы,
которые религия принимала до этого были гораздо шире и поглощали жизнь человека
почти полностью. Собственно, в этом и был, наверное, досуг как перерыв в работе
для того, чтобы пойти в церковь. Культура досуга началась как игровая форма –
маскарады, фейерверки, праздники, навязывание административным способом внешних
форм, внешних выражений и манер. Дворянин стал первым актером в этом театре. На
празднике, балу, в театре появление дворянина выглядело как появлением
персонажа на театральной сцене. Может быть поэтому театральное искусство и было
доминантным среди всех искусств, потому что театрализации быта и всей жизни
дворянского сословия подчинялось законам этого искусства. Дворянин
демонстрировал свой новый европейский костюм, свое поведение, свои возможности.

Петр I требовал европейского антуража, и эта внешняя
форма уже достаточно четко проявлялась. Во времена после Петра дворяне уже не
были людьми, которые формально воспринимали то, что от них хотят, они уже не
играли в эти игры, а жили, мыслили самостоятельно, развивались, в том числе
активно развивалось самосознание, новое поведение и новые художественные вкусы.
Французский этикет стал естественным уже к середине 18 в.

Но смешение двух культур – русской и европейской
привносило в облик дворянина уникальность, с одной стороны он уже обучался
манерам и лоск уже был европейский, но за всем этим пока еще прятался
полуазиатский деспотизм и узкое мышление. Все это ушло в небытие при Екатерине
II и произошло это опять же благодаря развитию понятия досуга.

Он уже не вводился царским указом, сама дворянская
среда уже рождала свои формы.

Дворянство было опорным сословием, на котором держался
государственный механизм, поэтому монархия была в нем заинтересована как никто.
Своими реформами и указами Петр оформил дворянство официально и начала
переориентировать его на европейские модели поведения, в том числе в области
досуга. Вначале это была немецкая модель, позже французская. Петр I намеревался
сделать из бояр раскованных европейских людей, с этой целью он утвердил так
называемые ассамблеи. На них бояр «воспитывали», привлекая в их ряды молодежь
из обеспеченных семейств, прививая им традиции западного общения, манер,
приглашая женщин на эти ассамблеи. Как известно, женщины и девушки до этого
времени сидели взаперти, выходя лишь в церковь по воскресеньям и праздничным
дням. Царь обязал приводить своих жен и дочерей, прививать им вкус к общению, к
обществу, к музыке и танцам.

Дворян обязали не только посещать праздники, они
должны были соблюдать необходимую и соответствующую праздникам атрибутику. По
сути, царь Петр ввел дресс-код и программу действа, которым нужно было
соответствовать – принимать участие в маскарадах, участвовать в фейерверочных
зрелищах, кататься на парусниках по реке Неве.

Манифест 1762 г. освобождал дворян от обязательной
гражданской и военной службы (если нет военных событий) и большое число дворян
разъехалось по провинциям. Именно там формировались интересные творческие
личности, которые затем вносили свой вклад в культуру России. Отмена службы не
означала полное безделье. Следуя новым течениям в обществе большое значение
приобрело понятие служения, в том числе отечественного. В связи с этим начала
оформляться система нового дворянского образования – богатые и родовитые юноши
должны были образовываться, чтобы служить Отечеству и быть достойным
гражданином. Вначале это внедрялось насильно, будучи определенной повинностью
сословия, но уже спустя несколько лет сами дворяне признавали эту
необходимость. Тем более, что для многих жалованье составляло основной источник
дохода. Так естественным путем необходимость иметь образование стала основной
идеей. При этом прогрессивные дворяне начали задумываться об углублении
образования и воспитания молодого поколения. Как раз в середине 18 в.
государственная служба и досуг начали глобально разделяться. При Елизавете
Петровне появилось очень много занятных способов устроить свой досуг, но
одновременно досуг перестал быть праздной тратой времени. Досуг стал частью
образования – театр, литература, музицирование начали его наполнять высоким
смыслом. К тому же участие в светской жизни и выходы в свет требовали понимания
новым форм коммуникации, в том числе знания этикета. Эти потребности зарождали
новые темы в системе образования, что вызвало появление новых учебных
заведений, где дворяне готовились не только к качественному выполнению
государственных служебных обязанностей, но и к коммуницированию в обществе.
Дворянин должен был стать светским человеком со всеми сопутствующими
качествами. Закрытые кадетские корпуса отражали новые идеи времени, готовили
юношей к будущей интересной и полезной деятельности и одновременно готовил к
общественной жизни. Появились предметы по искусству, истории и культуре – это было
то, что могло стать темой для светской беседы. Стала возможна свобода
высказываний и юноши старались, чтобы их высказывания были как можно более
интересными, они начали развиваться, заниматься творчеством. Все это вместе
могло наполнить благоприятным смыслом появившееся понятие досуга, поскольку уже
было чем его заполнять.



[1] Словари, энциклопедии и справочники.  Толковый словарь Даля. Электронный источник https://slovar.cc/rus/dal/560262.html

[2] Толковый словарь русского языка Ушакова. 2012. Электронный источник https://ushakovdictionary.ru/

[3] Из истории русской культуры. Том IV (XVIII — начало XIX века)
(сборник) Виктор Живов, Александр Панченко, Юрий Лотман. С.58

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы