Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дефектология

Курсовая с практикой на тему Формирования творческого воображения у детей дошкольного возраста с ЗПР

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 5

1.1 Задержка психического развития, понятие и основные
особенности. 5

1.2. Сущность творческого воображения в психологии и
педагогике. 13

1.3. Особенности
творческого воображения у детей с задержкой психического развития. 18

Выводы по главе 1. 21

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С
ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ.. 23

2.1. Подборка диагностических
методик, направленных на выявление уровня воображения у детей с задержкой
психического развития
. 23

2.3. Рекомендации по развитию воображения у дошкольников с
задержкой психического развития. 29

Выводы по второй главе. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 35

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ37

 



 

  

Введение:

 

Актуальность курсовой работы. Задержка психического
развития читается одной из самых распространенных форм психической патологии
детского возраста. Зачастую она обнаруживается с началом обучения ребенка в
подготовительной группе дошкольного учреждения или в начальной школе, особенно
заметной становится к возрасту 7-10 годам, так как именно в этот период
существуют большие диагностические возможности.

В медицине задержка
психического развития относится к группе пограничных форм интеллектуальной
недостаточности, главными особенностями которой выступает замедленный темп
психического развития, личностная незрелость, грубые нарушения познавательной
деятельности. Однако в большинстве случаев ЗПР имеет стойкую, хоть и слабо
выраженную, тенденцию к обратимому развитию, которое возможно лишь при условии
специального обучения и воспитания.

Однако развитие современного
общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности,
которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или
иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед дошкольным учреждением
становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего
поколения.

Федеральный государственный
стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) так же представляет
направление развития творческого воображения детей на этапе старшего
дошкольного возраста как одно из социально-нормативных требований к развитию личности
ребенка.

Проблема развития
воображения дошкольников с задержкой психического развития является актуальной
тем, что данный психический процесс считается важным компонентом любой формы
деятельности ребенка и его поведения в целом. В последнее время часто ставится
вопрос о роли воображения в общем умственном развитии ребенка, а также об
определении сущности механизмов воображения.

Степень изученности темы. Психолого-педагогическая литература дает увидеть
различные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного
подхода, среди которых Ж. Пиаже, указывают, что генезис творческих процессов
связан с созреванием определенных структур мозга детей. Одновременно с этим,
механизмы воображения оказываются обусловленными внешними по отношению к этому
процессу характеристиками, в частности зависят от развития интеллекта и
личности ребенка.

Представители другого
подхода, Р. Арнхейм, К. Коффка, говорят о том, что генезис воображения напрямую
зависит от хода биологического созревания индивида. К таким механизмам
воображения в первую очередь относятся составляющие внешних и внутренних
факторов.

Еще один подход,
представителями которого являются А. Бэн, Т. Рибо, говорят о том, что развитие
воображения связано с накоплением индивидуального опыта, который необходимо
рассматривать как трансформацию данного опыта.

Значимость изучения проблем
психического развития, детей с ЗПР отмечают такие исследователи как Т.А.
Власова, К.С. Лебединская, У.В. Ульенкова, Л.М. Шипицына и другие.

Данный вопрос глубоко
изучали П.К. Анохин, Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, В.С. Дерябин, У.
Джеймс, А.В. Запорожец, В.В. Зеньковский, К.Е. Изард, В.А. Лабунская, А.Н.
Леонтьев, А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, П.В. Симонов и др.

Цель исследования является определение особенностей формирования
творческого воображения у детей с задержкой психического развития.

Поставленная цель и
выдвинутая гипотеза предполагают решение следующих задач исследования:

1. Определить понятие и
основные особенности задержки психического развития.

2. Изучить сущность
творческого воображения в психологии и педагогике.

3. Охарактеризовать
особенности формирования творческого воображения у детей с задержкой
психического развития.

4. Сделать подбор
диагностических методик, направленных на выявление уровня сформированности творческого
воображения у детей с задержкой психического развития.

5. Составить методические рекомендации
по развитию воображения у дошкольников с задержкой психического развития.

Объектом исследования является особенности творческого воображения у детей
с задержкой психического развития.

Предметом исследования выступает процесс формирования творческого
воображения в дошкольном возрасте.

Для решения поставленных задач, в
исследовательской работе были использованы методы:

— теоретический метод:
анализ литературы по теме исследования, изучение психолого-педагогической
документации детей;

— эмпирические методы:
анализ уровня творческого воображения детей (тестирование, эксперимент);

— метод количественного и
качественного анализа результатов.

Теоретической основой явились: положения по проблеме развития творческого
воображения в детском возрасте с задержкой психического развития (Л.С.
Выготский, Т. Рибо); положение О.М. Дьяченко о развитии творческого воображения
на материале решения воображаемых задач.

Структура работы
определяется ее целью и задачами и состоит из введения, двух глав
(теоретической и практической), заключения и списка литературы.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Итак,
воображение – это способность человека создавать новые образы путем
преобразования предшествующего опыта. С помощью воображения человек может
изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать
произведения искусства. Другими словами, именно воображение во многом
обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека.

Развитие творческого
воображения детей является неотъемлемым компонентом любой формы творческой
деятельности ребенка, его поведения в целом. На значение воображения и фантазии
в жизни ребенка дошкольного возраста обращали внимание практически все
психологи, изучавшие онтогенез психического развития, в их числе В. Штерн, Д.
Дьюи, Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн. Многие педагоги современности 3.И.
Теплова, А. В. Шестакова, Д. И. Воробьева, Л. В. Костина, Т. Н. Доронова.

Наиболее
интенсивно воображение развивается в дошкольном и школьном возрасте. Если
воображение преддошкольника вначале ещё очень ограничено и отличается пассивным
воссоздающим и непроизвольным характером, то в дошкольном возрасте под влиянием
воспитания, в связи с расширением опыта ребёнка, развитием его интересов и
усложнением его деятельности, происходит дальнейшее развитие детского
воображения. Это развитие носит не только количественный, но и качественный
характер. Воображение дошкольника не только более богато, чем у ребёнка раннего
возраста, но оно приобретает новые, отсутствовавшие в преддошкольном возрасте
черты.

В
курсовой работе сделан анализ развития воображения старших дошкольников с
задержкой психического развития. Раскрыта сущность понятия «воображение»,
описаны его функции, виды и психологические механизмы, особенности проявления и
развития у детей с задержкой психического развития.

Уровень развития воображения
детей в таком возрасте может существенно различаться, о чем свидетельствует
анализ результатов проведенного исследования. Кроме того, воображение каждого
ребенка имеет ряд индивидуальных особенностей, о которых необходимо знать как
воспитателю или психологу, так и родителям.

Проблема развития
воображения дошкольников является актуальной тем, что данный психический
процесс считается важным компонентом любой формы деятельности ребенка и его
поведения в целом. В последнее время часто ставится вопрос о роли воображения в
общем умственном развитии ребенка, а также об определении сущности механизмов
воображения. При этом сенситивным периодом развития воображения является именно
дошкольный возраст.

В ходе исследования было
определено, что у детей с задержкой психического развития уровень
сформированности творческого воображения имеет значительные трудности, которые
проявляются в сниженном представлении дошкольников, связанные с недостаточным
опытом в практической деятельности. В связи с этим необходимо проведение
систематической работы, которая будет направлена на развитие у детей с
задержкой психического развития творческого воображения.

 

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

 

1.1 Задержка психического развития, понятие и основные
особенности

Формы психических
расстройств разделяются на два больших класса, которые представлены ретардацией
(запаздывание или приостановка психического развития того или иного
происхождения) и недоразвитием (разнообразные формы умственной отсталости).
Ретардация может быть либо тотальной, либо частичной, когда проявляется
незрелость отдельных функций, сторон психики, навыков чтения, письма или
свойств личности.

Задержка психического
развития представляет собой группу расстройств, которые могут быть различными
по этиологии, патогенезу и клиническим представлениям, выражающиеся в состоянии
легкой интеллектуальной недостаточности, занимающее среднее положение между
олигофренией и интеллектуальной нормой [7].

Основными особенностями задержки
психического развития является то, что она проявляется в снижении темпа
развития, однако, при работе с которой возможна положительная динамика, вплоть
до выравнивания, достижения возрастной нормы. При этом признаки нарушения
зачастую обнаруживаются только при подготовке к поступлению в школу, и
отставание при задержке психического развития может проявляться не обязательно
во всех сферах [10].

Определим причины отставания
в развитии, среди которых следует выделить следующие:

·                  
Органические повреждения;

·                  
Функциональная недостаточность центральной нервной системы;

·                  
Нарушения во внутриутробном развитии либо во время родов;

·                  
Хронические соматические заболевания;

·                  
Длительная депривация.

Отметим, что главной
характерной особенностью детей с задержкой психического развития можно назвать
неравномерность формирования различных сторон психической деятельности ребенка
[2].

Задержка психического
развития является нестойким обратимым нарушением основных психических функций,
развивающихся в замедленном темпе. Задержка психического развития имеет ряд
особенностей, которые заключаются в малом запасе знаний, низкой познавательной
и высокой игровой активностью ребенка, инфантильностью в определенном возрасте,
низкой степенью интеллектуального развития и низким уровнем готовности к школе.

Понятие задержки
психического развития сформулировала Г.Е. Сухарева в процессе
психолого-педагогических исследований детей. При этом важным моментом является
то, что необходимо отличать понятие задержки психического развития и умственной
отсталости, так как в последнем случае процессы, подвергаемые изменениям и
отставанию в развитии, считаются необратимыми [42].

Важно заметить, что задержка
психического развития может быть разным по своей этиологии и патогенезу, однако
иметь общую симптоматику их проявления. Зачастую общим во всех типах задержки
психического развития является нарушения сформированности речи в разной
степени, нарушения основных психических функций, познавательной деятельности и
развития личности ребенка [10].

Заметим, что к возрасту
школьной готовности дети уже проявляют значимые признаки отличия умственной
отсталости от задержки психического развития, и ЗПР может при начале школьной
деятельности перерасти в быстрый прогрессивный рост, полностью нивелируя свое
присутствие к возрасту 8-9 лет. В.И. Лубовский указывает на следующие признаки
детей с задержкой психического развития по сравнению с нормально развитыми
сверстниками:

·                  
замедленное формирование связной устной речи;

·                  
нарушения речи;

·                  
инфантильность поведения;

·                  
зависимость в жизнедеятельности от взрослых;

·                  
вялая инициативность;

·                  
низкая степень сформированности познавательного интереса;

·                  
низкая степень произвольной регуляции собственных действий и
поведения;

·                  
неспособность длительное время сосредоточиться на обучающей
деятельности;

·                  
нестабильность и неустойчивость эмоциональной сферы [2].

При этом есть ряд признаков,
по которым можно дифференцировать простую запущенность в воспитании и
образовании детей от умственной отсталости, требующей специальной коррекционной
педагогики: нет нарушений сенсорной системы и отдельных ее анализаторов; дети
не проявляют признаков умственной отсталости, но не успевают в школе из-за
полиморфной клинической симптоматики; имеют незрелое поведение и эмоциональную
сферу, плохой контроль произвольности поведения на фоне нервной истощаемости,
низкой работоспособности [9].

Как отмечают клиницисты и
психологи, Т.Д. Власова, М.С. Певзнер, К.С. Лебединская,
В.И. Лубовский, как правило, дети с задержкой психического развития
подверглись органическому поражению нервной системы в раннем детстве или
внутриутробном развитии, с чем и связано отставание.

Дети с минимальными
отклонениями в развитии при наличии в анамнезе поражений нервной системы
органического характера, классифицируются по степени задержки психического
развития как имеющие «минимальную дисфункцию нервной системы». Такие дети
вследствие перенесенного поражения имеют неблагоприятные условия для
сенсомоторного развития, они хуже коммуницируют с окружающими, поэтому и них
хуже формируются лобные отделы коры головного мозга и тормозится общее
психическое развитие, как полагала М. Певзнер [35].

Исследователи эмоциональной
сферы детей с задержкой психического развития предлагают выделять две подгруппы
детей, которые различаются в неких особенностях эмоционально-волевой сферы и
темперамента. Среди них следующие:

1. Органический инфантилизм
по типу психической неустойчивости.

2. Органический инфантилизм
по типу психической тормозимости.

Так, Т.Д. Марцинковская в
своих исследованиях дает подробную личностную характеристику детей названных
подгрупп. При органическом инфантилизме по типу психической неустойчивости
характерным признаком является повышенный фон настроения с оттенком эйфории.
Дети этой подгруппы имеют чрезвычайную подвижность мышц лица, одна мимика их
достаточно однообразна и маловыразительна, речь недостаточно модулированная,
несмотря на громкость голоса, а движения редкие и размашистые, однако неточные.
При этом автор отмечает, что такие дети могут быть достаточно общительными,
однако не иметь глубоких привязанностей [31].

Что касается органического
инфантилизма по типу психической тормозимости, то автор говорит о том, что
вместе с чертами психической незрелости, которая проявляется в виде
преобладания игровой мотивации и внушаемости, таким детям характерна
плаксивость, тревожность, робость и несамостоятельность. Дети этой подгруппы
плохо адаптируются в школе, избегают шумных и подвижных игр, на уроках редко
поднимают руку, даже если знают правильный ответ, а дома достаточно капризны,
наблюдаются частые переходы от радости к слезам. При этом, замечается
привязанность к родителям, имеющая симбиотический оттенок, когда только
немногие действительно внимательные и заботливые [21].

Незрелость
эмоционально-волевой сферы детей с задержкой психического развития способствует
своеобразному формированию их поведения и личностных особенностей. Зачастую
страдает сфера коммуникации. Однако следует заметить, что дети с задержкой
психического развития могут понимать эмоциональное состояние по их внешнему
выражению в экспрессии лица, учитывая оттенки выраженности разных по
модальности эмоций, но при этом у них возникают затруднения в определении
собственного эмоционального состояния. Например, к старшему дошкольному
возрасту, ребенок, который развивается полноценно, способен реализовывать
возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения и
деятельности, в отличие от ребенка с задержкой психического развития [41].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы