Курсовая с практикой на тему Формирования грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ 5
1.1. Возрастные особенности формирования грамматического строя речи 5
1.2. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи III уровня 9
1.3. Особенности грамматического стороны речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня 14
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 18
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ С ОНР III УРОВНЯ 20
2.1. Выявление уровня сформированности грамматического строя речи у детей с ОНР III уровня 20
2.2. Содержание работы по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня 26
2.3. Анализ результатов эксперимента 30
ВЫВОД ПО 2 ГЛАВЕ 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 42
Введение:
Нарушение грамматического строя речи входит в структуру дефекта общего недоразвития речи. Для детей с ОНР III уровня характерными проявлениями являются: затруднение в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных; ошибки в употреблении приставочных глаголов; наличие аграмматизмов – при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов; ошибки в употреблении предлогов: их опускание, замена, недоговаривание.
Отмеченные недостатки в употреблении грамматики отчетливо проявляются в различных формах как монологической (пересказ, составление рассказа по одной или серии картин, подготовка рассказа-описания), так и диалогической речи.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с общим недоразвитием речи проблема формирования у них грамматического строя речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их формирования и коррекции становится одним из самых актуальных.
Целью данной работы является изучение особенностей грамматического строя речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием.
Объект изучения: особенности грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
Предмет исследования: содержание работы по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня.
Гипотеза: мы предполагаем, что, если упражнения будут систематизированы в соответствии с выделяемыми направлениями работы и тематическим планом, это позволит оптимизировать процесс усвоения детьми практической грамматики и будет способствовать преодолению имеющихся вариантов грамматического недоразвития.
Задачи:
1. изучить специально подобранную литературу по проблеме исследования;
2. подобрать и систематизировать упражнения, направленные на формирование грамматического строя речи детей с ОНР III уровня;
3. проанализировать результаты экспериментального исследования.
Методы исследования: теоретический: подбор и анализ специальной литературы по изучаемой проблеме;
эмпирический: педагогический эксперимент;
математический: обработка результатов исследования с помощью математических методов.
Организация эксперимента осуществлялась на базе МДОУ____________ в условиях оборудованного логопедического кабинета.
Структура курсовой работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, приложения.
Заключение:
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте. У детей с различными формами ОНР имеются типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности. Для таких детей характерно: позднее начало речи (3-4 года); резкое ограничение словаря; ярко выраженные аграмматизмы (смешение падежных форм, отсутствие согласований, пропуск предлогов и т. д.); дефекты звукопроизношения (все виды); нарушение ритмико-слоговой структуры слова; затруднение в распространении простых предложений и построении сложных.
Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Выделяют морфологический (умение владеть приемами словоизменения и словообразования) и синтаксический (умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложения) уровни грамматической системы.
Грамматический строй речи дошкольников является одним из важных разделов работы над устной речью. Формирование у детей связной устной речи неразрывно связано с усвоением грамматических норм и правил языка, так, как только морфологически и синтаксически оформленная речь может быть понятна собеседнику и может служить для него средством общения со взрослыми и сверстниками.
В настоящее время логопедами-практиками активно применяются и адаптируются методики по формированию грамматической стороны речи дошкольников с ОНР III уровня разных авторов. Формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. Решение этой задачи предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание.
Экспериментальная работа осуществлялась в ходе трех этапов:
I этап – констатирующий эксперимент, целью которого было выявление исходного уровня сформированности грамматического строя речи детей с ОНР III уровня, путем применения специально подобранных диагностических проб;
II этап – формирующий эксперимент, в ходе которого осуществлялась непосредственная разработка направлений и содержания работы по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня, а также подбор и систематизация необходимых для этого упражнений;
III этап – контрольный эксперимент, целью которого являлся анализ результатов проведенной работы, а также количественная и качественная оценка, проделанная путем применения математических методов.
Нами был разработан комплекс упражнений по формированию грамматического строя речи детей с ОНР III уровня в старшей группе МДОУ, построенный на основе методических рекомендаций Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, поскольку реализуемая программа является базовой. А также были предложены и апробированы (в ходе четырех занятий) специально разработанные упражнения, помимо традиционных для данной категории детей.
Таким образом, поставленные задачи, которые соответствуют цели были выполнены. Гипотеза, заявленная в исследовании – подтверждена
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР III УРОВНЯ
1.1. Возрастные особенности формирования грамматического строя речи
Процесс усвоение дошкольником грамматического строя речи непростой. Главным образом, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Выдающийся русский ученый И. П. Павлов описал устройство развития этой сложной умственной деятельности. Изложив идею о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа [5]. Другими словами, при изменении грамматических форм, например, имён существительных, прилагательных у ребенка вырабатывается определённый динамический стереотип [1].
В то же время, выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если дошкольник, например, овладел образованием слов с помощью суффиксов, то безошибочно будет употребляет их далее.
Для нас наиболее важны исследования, ученого-лингвиста А. В. Гвоздева, он определил закономерности грамматической стороны речи. Его исследования, позволяющие проследить процесс формирования грамматического строя, содержат огромный материал продолжительных наблюдений за процессом морфологического и синтаксического оформления детской речи.
Так, А. Н. Гвоздев отметил в развитии грамматического строя, периоды, описанные ниже.
Во-первых, период предложений, состоящих их аморфных слов – корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются.
Во-вторых, период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1года10 месяцев до 3 лет).
В-третьих, период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет) [4].
Причем, встречающиеся трудности в освоении грамматического строя речи определяются причинами: во-первых, особенностями возраста; во-вторых, законами морфологической и синтаксической сторон речи, в-третьих, трудностью грамматической системы.
Вместе с тем, по мнению О. С. Ушаковой объем грамматических навыков обобщения можно представить следующим образом [16].
В морфологии.
Морфологический строй речи дошкольников включает в себя все грамматические формы. Причем, существительные и глаголы занимают особое место.
Если говорить о именах существительных, то они обозначают предметы, вещи, людей, животных, отвлеченные свойства. В свою очередь, существительные определяются грамматическими категориями рода, числа и падежа, например, различаются по родам и изменяются в числе и падеже.
Одновременно с этим, нужно практиковать детей в верном использовании падежных форм, в частности употреблять формы родительного падежа множественного числа. Детьми эти формы усваиваются наиболее сложно, например, картин, ручек, яблок.
Причем, существительное оказывается важным компонентом в предложении, следовательно, оно перекликается с прилагательными в роде, числе и падеже, координируется с глаголом. Вместе с тем, неоднообразные способы согласования существительного с прилагательными и глаголами, необходимо показывать детям.
Изученные материалы позволяют говорить о том, что для построения разного типа предложений, детям, главным образом необходимо, владение разными категориями и формами глаголов.