Курсовая с практикой Педагогика/Психология Развитие речи

Курсовая с практикой на тему Формирование звукового анализа слов у дошкольников-залог грамотности в школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Историко-методические аспекты развития и усвоения навыков звукового анализа слов дошкольниками 8
1.2. Методические приемы формирования звукового анализа слов у дошкольников 12
Выводы по первой главе 18
2. ЗВУКОВОЙ АНАЛИЗ СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР УСПЕШНОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ
2.1. Исследование уровня сформированности звукового анализа слов у старших дошкольников 20
2.2. Методические рекомендации по формированию звукового анализа слов у старших дошкольников 24
Выводы по второй главе 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 37
ПРИЛОЖЕНИЯ 40

  

Введение:

 

Проблемы подготовки детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте в школе и выбор оптимальных путей формирования звукового анализа слов приобретают большое значение в условиях непрерывного совершенствования содержания развивающего обучения в системе дошкольного образования. В отечественной науке и практике достигнуты значительные сдвиги на пути к созданию образовательных программ, методик, учебников, учебно-практических пособий и внедрение их в практику для обеспечения эффективности и результативности учебно-воспитательного процесса в дошкольных и школьных учебных заведениях.
Тесная связь формирования звуко-аналитической деятельности с функционированием всей психики ребенка, с различными процессами, протекающими в интеллектуальной, сенсорной и аффективно-волевой сферах, отмечается в исследованиях Р. Е. Левиной [18]. На основании данного положения выдвинут один из главных принципов анализа недостаточной подготовки дошкольника к обучению в школе – принцип рассмотрения формирования звуко-аналитического механизма во взаимосвязи с другими сторонами психического развития.
В контексте физиологических (психофизиологических) исследований существенное содержание обучения грамоте рассматривается с точки зрения реализации процесса порождения производительных звуко-аналитических сигналов и их обеспеченности высшими психическими функциями. Общепринятой считается точка зрения, что функциональная система, которая отвечает за нормальное течение процесса овладения грамотой, включая различные участки коры левого полушария мозга и различные системы анализаторов (оптическую, моторную, акустическую и др.), каждая из которых обеспечивает успешную деятельность только одного из звеньев в структуре данного процесса [10]. В соответствии с этим возникают ассоциации моторных, зрительных, артикуляционных и слуховых образов.
Вопрос обучения грамоте ребенка путем формирования умений и навыков звукового анализа слов давно беспокоил отечественных и зарубежных педагогов (М. Б. Батюта, Н. Ф. Бунаков, В. П. Вахтеров, Н. Е. Веракса, А. Г. Гогоберидзе, С. А. Козлова, Е. В. Колесникова, Р. Е. Левина, К. Д. Ушинский и др.). исследования педагогов и психологов основываются на том, что в основе звукового анализа слов лежит фонематическое и зрительное восприятие. Тем не менее, ряд авторов отмечает специфическое соотношение артикуляционных и акустических характеристик звуков речи в норме и в случаях патологии. Любые, даже незначительные отклонения положения артикуляционных органов, приводят к динамическому изменению акустического образа звука, которое ведет к нарушению овладения грамотой (Л. Р. Зиндер, А. Н. Корнев и др.).
Проблема формирования звукового анализа слов, как процесса подготовки ребенка к обучению грамоте в школе является одной из наиболее актуальных в теории и практике дошкольной педагогики. Исследование указанной проблемы является сложным и длительным процессом научных и методологических поисков, поскольку чрезвычайно сложным и разноаспектным является явление самого письма, которое нужно рассматривать, учитывая: социально-культурные факторы, социально-образовательные факторы и факторы развития индивида.
Глубокий анализ социально-образовательных факторов овладения письмом в школе раскрывается в работах Б. Г. Ананьева, Д. Н. Богоявленського, Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, С. Ф. Жуйкова и др. Письменная форма речи, как фактор развития индивида, анализируется в работах Т. В. Ахутиной, Н. И. Гуткина, Я. Йирасека, А. А. Леонтьева, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, Л. С. Цветковой, И. Шванцаре и др.
Однако, несмотря на обширные исследования в области подготовки старших дошкольников к обучению грамоте путем формирования звукового анализа слов, в настоящее время существуют противоречия между: потребностью формирования навыков звукового анализа слов на начальных стадиях обучения ребенка в дошкольном учреждении и несоответствием этой задаче содержания учебно-воспитательного процесса детских садов; значительным потенциалом развивающей работы и использованием ее возможностей в практике дошкольных образовательных учреждений; формированием навыков звукового анализа слов у старших дошкольников, как фактора развития личности, и имеющейся системой образовательной деятельности, что тормозит указанный процесс; необходимостью теоретической разработки методики работы воспитателя и фактическим уровнем учебно-методического обеспечения указанного процесса.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теоретической базы исследования показал, что главной задачей детских дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к учебному процессу в школе. Одним из путей решения задачи успешности дошкольника в процессе обучения в школе является формирование навыков звукового анализа слов, как пропедевтики дальнейшего его развития во время школьного обучения. Исторический обзор методов обучения грамоте дошкольников показывает, что звуковому аналитико-синтетическому предшествовало несколько методов – буквеннослоговый, составляющий, звуковой и синтетический.
Исследование педагогического опыта подготовки дошкольников к обучению грамоте в процессе формирования навыков звукового анализа слов дало возможность определить, что для того, чтобы определять звуковой состав слова, ребенок должен овладеть умственным действием выделения отдельных звуков в слове, соотнося их с обобщенными звукотипы-фонемами, а также определять их последовательность и количество в языковой единице.
Таким образом, процесс определения звукового состава слова в психологии и педагогике определяется как сложная осознанная форма речевой деятельности, которая способствует полноценному овладению письменной речью на основе совершенного владения устной речью.
Анализ методических подходов к формированию у старших дошкольников звукового анализа слов показал, что данный процесс должен строиться на общих дидактических принципах, разработанных с учетом закономерностей развития детей: принцип преемственности в речевом развитии детей, принцип доступности, который базируется на подборе материала, доступного детям определенной возрастной группы; принцип наглядности, который помогает привлечь внимание детей и при объяснении материала привлечь все анализаторы к работе; принцип последовательности, который заключается в подаче информации детям от простого к сложному; принцип систематичности. Это позволяет последовательно и постепенно расширить круг их знаний.
Так же было выявлено, что система деятельности воспитателя по формированию способностей звукового анализа слова, как умения дифференцировать фонемы, условно делится на этапы: узнавание неречевых звуков; различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, словосочетаний и фраз; различение слов, близких по звуковому составу; дифференциация составов; дифференциация фонем; развитие навыков элементарного звукового анализа.
Таким образом, к моменту поступления в школу дети, которые эффективно прошли обучение, будут уметь различать все фонемы родного языка, сознательно контролировать звучание собственного и чужого вещания, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Кроме того, дети научатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в обучении грамоты в школе.
Для проведения эмпирического исследования по проблеме звукового анализа слов старшими дошкольниками, отраженного в теоретических исследованиях психолого-педагогических наук нами были определены цель и задачи, которые предусматривали разработку методику проведения диагностики и показателей уровней сформированности звукового анализа слов.
Проведение диагностики предусматривало выполнение специально подготовленных заданий, которые проводились в два этапа. Для выявления уровней сформированности звукового анализа слов у испытуемых мы использовали задания, предложенные в авторских программах Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь» и С. В. Игнатовой «Поступаем в хорошую школу. Тесты двух уровней сложности для старших дошкольников 5-7 лет».
Для проведения диагностики было выделено 3 уровня сформированности звуко-буквенного анализа, которые основаны на результативности выполнения комплекса заданий, и оценивания заданий тестов второго этапа, которые проводились по балльной системе: высокий, средний и низкий.
В результате статистической обработки результативности выполнения дошкольниками заданий было выявлено, что высокий уровень сформированности звукового анализа слова и подготовленности к обучению грамоте выявлен у 3 детей, средний уровень – 11 дошкольников, низкий уровень у 7 детей.
Таким образом, проведенное исследование теоретического и практического аспекта проблемы звукового анализа слов у дошкольников, как залог грамотности в школе, определило необходимость разработки методических рекомендаций для повышения уровня подготовки дошкольников к обучению в школе.
Разработка методических рекомендаций с учетом выявленных трудностей основывалась на теоретических и эмпирических данных исследования, что предусматривало включение теоретического обоснования игровых упражнений, способствующих формированию навыков звукового анализа слов и практические рекомендации по проведению развивающих упражнений.
Разработанные методические рекомендации для воспитателей, в контент которых входят упражнения-игры для детей со средним уровнем сформированности навыков звукового анализа слов и упражнения-игры для детей с низким уровнем, носят характер дифференциации для каждого уровня сложности. Упражнения для детей среднего уровня сформированности механизмов звукового анализа слов имеют более сложные задачи, чем упражнения для детей низкого уровня, что обусловлено педагогическим принципом «от простого к сложному».
Таким образом, предложенные методические рекомендации, как система поэтапной педагогической работы с развития навыков звукового анализа слов является эффективной в практической деятельности воспитателя по совершенствованию подготовки старших дошкольников к обучению грамоте в школе.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА СЛОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Историко-методические аспекты развития и усвоения навыков звукового анализа слов дошкольниками

Согласно ФГОС третьего поколения, главной задачей детских дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к учебному процессу в школе [1]. Обучение в школе для детей 6-7 лет является переходных и сложным периодом вступления во новую, «взрослую» жизнь, что обусловлено рядом трудностей адаптации детей к учебному процессу.
Освоение грамотой – сложная умственная деятельность, которая требует достаточной зрелости многих психических функций ребенка. Целью обучения грамоте является подготовка дошкольников к системному обучению в школе, развитие психологических предпосылок школьного обучения.
Одним из путей решения задачи успешности дошкольника в процессе обучения в школе является формирование навыков звукового анализа слов, как пропедевтики дальнейшего его развития во время школьного обучения. Полноценное овладение речью через формирование звукового анализа слов является предпосылкой всестороннего развития личности ребенка. Формирование у дошкольников элементарного осознания явлений речи, грамматического строя и умений к языковому обобщению способствует привитию интереса к родному языку путем организации условий для самостоятельных наблюдений за ним через фонетическое восприятие слов.
Исторический обзор методов обучения грамоте дошкольников путем звукового анализа слов показывает, что звуковому аналитико-синтетическому предшествовало несколько методов – буквеннослоговый, составляющий, звуковой и синтетический [2]. Анализ литературы показывает, что поиск эффективного метода обучения грамоте дошкольников и подготовка к обучению в школе был достаточно продолжительным. Одни методики дошкольного обучения

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы