Курсовая с практикой на тему Формирование звукослоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ.. 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С
ДИЗАРТРИЕЙ.. 5
1.1. Научные основы формирования звуко-слоговой структуры
слова у детей старшего дошкольного возраста. 5
1.2. Формирование звуко-слоговой структуры слова у детей в
онтогенезе. 10
1.3. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей
старшего дошкольного возраста с дизартрией. 15
1.4. Клиническая и психолого-педагогическая характеристика
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 18
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ.. 24
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ.. 25
2.1. Методы исследования звуко-слоговой структуры слова у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 25
2.2. Анализ методик формирования звуко-слоговой структуры
слова у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией. 32
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ.. 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 42
БИБИЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК.. 43
Введение:
Развитие речи ребенка –
это один из главных факторов, влияющих на становление личности дошкольника.
Степенью развития данной сферы определяется уровень сформированности у ребенка
социальных и познавательных мотивов, интересов и потребностей, умений, навыков
и знаний, которые являются базисом личностной культуры (А.Г. Арушанова, М.И.
Лисина, А.Г. Рузская и др.).
Овладение речью как
средством познания и способом общения является весомым достижением дошкольного
детства. В данный возрастной период ребенок овладевает социальным пространством
отношений с окружающими посредством общения со взрослыми, а также с помощью
игровых и реальных отношений со сверстниками. У ребенка в процессе диалога
формируются коммуникативно-речевые умения и навыки: вступать в контакт, устанавливать
и поддерживать речевое общение, понимать партнера, актуализируются и
развиваются речевые навыки (В.И. Терентьева, Л.Н. Усачева, Е.Г. Федосеева,
и др.).
Главной задачей развития
речи ребёнка в данном возрасте является овладение языковыми средствами общения:
словарным запасом; овладение грамматическим строем языка, практическое умение
пользоваться усвоенным языковым материалом, полно, связно, последовательно и
понятно окружающим передать свою мысль. Все это возможно при успешном
формировании у детей звуко-слоговой структуры, которая у детей с дизартрией
значительно затруднена. Этим и обусловлен актуальность темы данного
исследования.
Объект исследования –
звуко-слоговая структура слова у дошкольников.
Предмет исследования –
формирование звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
Цель исследования –
определить возможности изучения и формирования звуко-слоговой структуры слова у
детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.
Задачи исследования:
1. Описать научные основы
формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста.
2. Охарактеризовать формирование
звуко-слоговой структуры слова у детей в онтогенезе.
3. Рассмотреть особенности
звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией.
4. Дать клиническую и
психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с
дизартрией.
5. Описать методы
исследования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста с дизартрией.
6. Провести анализ
методик формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с дизартрией.
Методы исследования: анализ
литературы по теме исследования; синтез и обобщение; классификация.
Практическая значимость
исследования состоит в том, что собранный материал
можно использовать в дальнейших разработках данного вопроса, а также для
проведения диагностики и формирования звуко-слоговой структуры слова у старших
дошкольников с дизартрией.
Структура курсовой работы
обусловлена
целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав,
заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Нами были рассмотрены
следующие теоретические понятия по проблеме формирования звуко-слоговой
структуры слова у детей с дизартрией. Анализ литературы по теме исследования
позволил сделать ряд выводов.
Под понятием
«звуко-слоговая структура» слова принято подразумевать взаиморасположение и
связь звуков и слогов в слове. Ритмико-интонационные конструкции являются
довербальными компонентами общения, поэтому целесообразно рассмотреть, как
происходит формирование слоговой структуры слов у детей в условиях нормального
онтогенеза. В четыре года звуко-слоговая структура слова у ребенка является
полностью сформированной.
Особенностями формирования
звуко-слоговой структуры слова являются следующие: соблюдение принципа
оказания квалифицированной помощи в освоении детьми различных категорий
образовательной программы и принципа разностороннего развитие детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей, а также степени их социальной
адаптированности; помимо специфических логопедических приемов рекомендуется
регулярно применять упражнения, направленные на развитие слуховой памяти;
использование различных видов слоговых упражнений и пр.
Особенностями
коррекционной работы по формированию звуко-слоговой структуры слова у детей с
дизартрией являются следующие: поэтапность коррекционной работы; на разных
этапах работы необходимо отдавать предпочтение то слуховым, то артикуляционным
упражнениям; работу по формированию слоговой структуры слова следует
осуществлять как на фронтальных, так и на индивидуальных занятиях.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
ЗВУКО-СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ДИЗАРТРИЕЙ
1.1. Научные основы
формирования звуко-слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста В логопедии на
сегодняшний день понятие «звуко-слоговая структура» представляет собой
характеристику слова (высказывания) относительно количества, последовательности
и видов звуков и слогов, составляющих данное слово [35,
с. 309].
Это понятие довольно
подробно изучается в лингвистике и логопедии и выделяется учеными одним из
самых важных показателей полноценного фонетического развития ребенка (А.Н.
Гвоздев, Н.И. Жинкин, Р.Е. Левина, А.К. Маркова, Т.А. Ткаченко, Н.Х. Швачкин и
др.).
Данное понятие некоторыми
авторами разделяется в двух направлениях (А.Н. Гвоздев, Т.А. Ткаченко, Н.Х.
Швачкин и др.) [29]:
первое – это «звуковая структура слова»; второе – это «слоговая структура
слова».
В контексте данной работы
с целью раскрытия сущности понятия «звуко-слоговой анализ» считаем необходимым
рассмотреть предпосылки и структуру языкового анализа и синтеза.
Весомой составляющей
процесса овладения языком является усвоение звуковых образов языковых знаков:
фонем, совокупностей фонем, из которых состоят слова, и их последовательности.
Есть ряд психических процессов познавательной деятельности, обеспечивающих
усвоение этих языковых знаков детьми. Их называют фонематическими процессами [40]:
фонематический слух; фонематическое восприятие; фонематический анализ;
фонематический синтез; фонематические представления.
Научно-теоретический
анализ (Н.С. Гаврилова, Б.М. Гриншпун, Е.А. Данилавичуте, Е.Ф. Соботович,
В.В. Тищенко и других) специфики развития фонематических процессов у детей
обнаружил их сложную и иерархическую структуру, а также дифференцированные
трудности их формирования у детей с различными нарушениями развития [12].
Анализ научно
теоретических источников (Е.Н. Винарской [7], Е.Ф. Соботович [42],
В.В. Тищенко [45]
и других) обнаружил, что у детей фонематические процессы формируются
последовательно от простого к сложному: фонематическое восприятие; фонематическое
представление; фонематический анализ и синтез.
Продолжительность
развития каждого из них различна и зависит от его сложности. Для развития
каждого следующего фонематического процесса нужна не столько полная
сформированность предыдущего, сколько достаточная, а потому отдельные этапы
развития различных по сложности фонематических процессов могут накладываться
один на другой.
Как отмечает И.И. Андрюшина
[2],
причинами нарушения языкового анализа и синтеза может быть языковое
недоразвитие ребенка либо языковой анализ и синтез могут быть не сформированы
как умственное действие. Исследовательница указывает, что предпосылками анализа
и синтеза являются: сформированные сукцессивные процессы; слухоречевая память; произвольное
внимание.
Сукцессивный (от англ.
Successive – дальнейшее, следующий один за другим) означает развернутую
последовательность протекания любого процесса. С опорой на сукцессивные
процессы проходит формирование слоговой структуры слова. Сукцессивное
восприятия происходит постепенно, путем мыслительного сопоставления признаков
объекта, в его основе лежит мыслительный процесс анализа и синтеза [19].
В.В. Тарасун и Т.В.
Скрипник отмечают, что недоразвитие сукцессивных процессов приводит к изменению
поведения детей: общей расторможенности, импульсивности, аффективным вспышкам,
трудности в переключении с одного действия на другое. В результате у детей
недостаточно закрепляется связь между фонемами и артикуляцией, которая их
реализует, возникают трудности при поиске нужного движения для произношения
соответствующего звука [43].
По мнению Л.С.
Выготского, слухоречевой памятью является эффективное запоминание и точное
воспроизведение различных звуков (речевых и неречевых), слов, предложений и
т.д. Слухоречевая память является фундаментом формирования умений и навыков,
способностей человека, условием приобретения знаний [10].
Произвольное внимание –
это внимание, которое личность сознательно вызывает, направляет и регулирует. С
помощью произвольного внимания осуществляется регуляция активности,
прогнозирования, контроль и коррекция действительности [13].
Что касается структуры
языкового анализа и синтеза, то она предполагает:1. Анализ предложений на слова
и синтез слов в предложении. 2. Слоговой анализ и синтез.3. Фонематический
анализ и синтез.
Анализ структуры предложения
предполагает умение определять количество, последовательность и место слов в
предложении.
Слоговой анализ является
важным этапом ознакомления ребенка со звуковой стороной слова.
Исследовательница Л.Н. Ефименкова отмечает, что основная задача на данном
этапе заключается в формировании у детей осознания принципа слогового строения
слова, в развитии умений распознавать количество слогов в слове, правильно
определять последовательность этих слогов, из заданных слогов составлять слова [15,
с. 77].
От степени развития
фонематического восприятия, а также от сформированности навыков фонематического
анализа и синтеза, то есть умения расчленять слово на составные части, и,
наоборот, составлять слова из разрозненных звуков, во многом зависит успешность
овладения детьми чтением и письмом, так как фонематическое развитие
представляет собой своеобразный стержень, на котором держится всё обучение
грамоте.