Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование знаний о здоровье у младших школьников во внеурочной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровье у младших школьников 6
1.1. Освещение проблемы формирования знаний о здоровье у младших школьников в психолого-педагогической литературе 6
1.2 Специфика формирования знаний о здоровье у младших школьников 11
1.3 Роль внеурочной деятельности в формировании знаний о здоровье у младших школьников 13
Вывод по Главе 1 16
Глава 2. Исследование формирования знаний о здоровье у младших школьников во внеурочной деятельности 17
2.1 Задачи и содержания исследования 17
2.2 Результаты исследования и их анализ 22
2.3 Программа внеурочной деятельности, направленная на формирование знаний о здоровье 27
Вывод по Главе 2 34
Заключение 35
Список литературы 36

 

  

Введение:

 

Здоровьесбережение и формирование знаний о здоровье у обучающихся – первостепенные задачи в современном образовании. Это обусловлено как активным развитием сферы производства в Российской Федерации (любое производство, как известно, сопровождается отходами и выбросами, которые неблагоприятно влияют на окружающую среду и здоровье граждан), так и тенденцией к снижению активности и вовлеченности в спортивную деятельность среди молодежи – все это негативно сказывается на уровне здоровья граждан.
В соответствии с законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ здоровье школьников отнесено к приоритетным направлениям государственной политики в области образования. Новые формы работы становятся как никогда востребованными, появляется острая необходимость не только в спортивных и оздоровительных мероприятиях, но и в формировании специальных знаний о человеческом организме, иммунитете и здоровье в целом, причем, прежде всего, среди детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период ведется закладка фундамента привычек и интересов личности.
По данным статистики количество учеников, которые могут считаться здоровыми (1 группа здоровья), не превышает 12%. Более чем у 50% школьников имеются хронические заболевания. Эти цифры заставляют еще раз задуматься о необходимости как эффективной борьбы с сидячим образом жизни и загрязненностью воздуха, так и о повышении информированности населения, а особенно детского, о способах и методах улучшения своего здоровья, о его составляющих и угрозах для него. Однако в современных школах зачастую забывают об этой важной составляющей образовательного процесса, учебные часы, отведенные на просветительскую деятельность такого рода, могут быть использованы не по назначению, к примеру, отданы на решение организационных вопросов.
Проблемой формирования знаний о здоровом образе жизни занимаются ученые из разных областей знаний: медицины и психологии (О. С. Осадчук), и педагогики (В. Г. Алямовская, Г. К. Зайцев, Ю. Ф. Змановский). Таким образом, формирование знаний о здоровье становится необходимым аспектом педагогического процесса. Лучший способ его организовать – осуществить просветительскую деятельность на тему здоровья не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Именно во время внеклассных занятий дети попадают в более неформальную обстановку, в условиях которой происходит обмен мнениями, общение со сверстниками и взрослыми, передача опыта. В такой обстановке знания усваиваются благодаря искреннему интересу, потребности в них, стресс от переживаний за отметку при этом практически отсутствует. Именно во внеурочной деятельности наиболее просто и эффективно получается формировать знания, не требуемые для экзамена, но крайне важные для процесса жизнедеятельности.
Все вышесказанное определило противоречие нашего исследования: между социальным заказом общества, заинтересованного в воспитании здорового поколения, и резким ухудшением состояния здоровья детей и подростков; необходимостью формирования знаний о здоровье у младших школьников и традиционным подходом к организации данного процесса во внеурочной деятельности.
Проблема: каковы формы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование знаний о здоровье у младших школьников?
Выделенные проблема и противоречие позволили сформулировать тему исследования: «Формирование знаний о здоровье у младших школьников во внеурочной деятельности».
Цель исследования: обобщить теоретические аспекты проблемы формирования знаний о здоровье у младших школьников, и подобрать активные формы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование знаний о здоровье у младших школьников.
Объект исследования: процесс формирования знаний о здоровье у младших школьников.
Предмет исследования: формирование знаний о здоровье у младших школьников во внеурочной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи.
1. Проанализировать понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
2. Рассмотреть особенности формирования знаний о здоровье у младших школьников, способы и методы формирования этого вида знаний в условиях внеурочной деятельности.
3. Выявить уровень сформированности знаний о здоровье у младших школьников.
4. Подобрать активные формы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование знаний о здоровье у младших школьников.
Методы исследования:
— теоретические: анализ, синтез, индукция, реферирование.
— эмпирические: тестирование
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобраны активные формы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование знаний о здоровье у младших школьников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было выяснено, что формирование знаний о здоровье – это одно из важных направлений психолого-педагогической работы с младшими школьниками, поскольку именно знание о здоровье определяет вектор развития детской личности с точки зрения выбранных жизненных ориентиров.
В ходе решения второй задачи было выявлено, что формирование знаний о здоровье у детей младшего школьного возраста реализуется, таким образом, в системе оздоровительных мероприятий на всех проводимых уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях по специальной тематике, проведении игр, бесед, викторин, специальных здоровьесберегающих упражнениях. То есть, одним из направлений формирования знаний о здоровом образе жизни у младших школьников мы выделяем именно внеурочную деятельность, суть которой важно исследовать несколько подробнее.
В ходе решения третьей задачи был выявлен преимущественно средний уровень знаний о здоровье у детей начальной школы. Причем, во втором классе имеется 1 учащийся с низким уровнем, в то время как в третьем классе таких ребенка 2. При этом в третьем классе 3 ребенка имеют высокий уровень сформированности знаний о здоровье, в то время как во втором классе высокого уровня не констатируется.
В ходе решения четвертой задачи были подобраны активные формы организации внеурочной деятельности, направленные на формирование знаний о здоровье у младших школьников через командную и индивидуальную деятельность, через аргументацию своей личностной позиции, через умение осуществлять поиск необходимой информации.
Таким образом, задачи данной работы решены.
Цель исследования достигнута.

 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования знаний о здоровье у младших школьников

1.1. Освещение проблемы формирования знаний о здоровье у младших школьников в психолого-педагогической литературе

По мнению Н. Г. Козака здоровье представляет собой состояние полного физического, духовного и социального благополучия [13, с.1357]. В соответствии с этим современная педагогика должна ориентироваться именно на эти три константы, которые обеспечивают здоровьесбережение детей.
С точки зрения О.М. Балакиревой, О.В. Вакуленко, М.Ю. Варбана, О.А. Ганюкова здоровье – это совокупность качества питания, уровня образования, материального достатка и прочих компонентов [18, с. 74].
М.Д. Горносталев рассматрривает здоровье как категорию, которая непосредственно определяет тип жизнедеятельности в духовной и материальной сферах жизни человека [15, с. 184].
В современной педагогике к настоящему моменту выстроились несколько систем воспитания, которые закладывают в ребенке здоровьесберегающее мировоззрение. А именно:
– деятельностная (В. М. Выдрин, М. С. Каган, Л. П. Матвеев), заключается в направленности на всестороннее и гармоническое развитие человека, ее способности к самореализации и самоутверждению;
– системно-целостная (Н.М. Борытко, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров), в которой личность изучается с позиции природного и социального единства, а также взаимосвязи физического и духовного развития;
– социокультурологическая (И.М. Быховская, В.А. Петьков, В.И. Столяров), следуя которой здоровье – это аспект социокультурный, связанный с различного рода трансформациями в социальном и культурном пространстве общественной системы [1, с. 3].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы