Курсовая с практикой Педагогика/Психология Дошкольное образование

Курсовая с практикой на тему Формирование знаний о социальном мире у дошкольников через информационный стенд

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы формирования знаний о социальном мире у детей старшего дошкольного возраста с использованием интерактивного стенда 7
1.1. Понятие «знания о социальном мире» в исследованиях специалистов 7
1.2 Особенности формирования знаний о социальном мире у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС ДО 14
1.3. Использование интерактивного стенда в формировании знаний о социальном мире у детей старшего дошкольного возраста 17
Выводы по первой главе 22
Глава 2. Эмпирическое исследование сформированности знаний о социальном мире у детей старшего дошкольного возраста 24
2.1 Характеристика базы и методов исследования 24
2.2. Анализ результатов исследования 31
Выводы по второй главе 35
Заключение 36
Список используемых источников 38

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Одним из наиболее важных положений, лежащих в основе организации процесса обучения, является принцип наглядности.
Я.А. Коменский назвал его «золотым правилом» дидактики, он выдвинул требование учить детей знать сами вещи, а не только свидетельства других людей о них.
Исследования показывают, что сопровождение рассказа с иллюстрацией изучаемого материала значительно повышает уровень усвоения.
Визуализация в обучении основана на такой закономерности процесса познания, как его движение от чувственного к логическому, от конкретного к абстрактному.
На ранних этапах развития ребенок больше думает с помощью образов, чем с концепциями.
Модификацией использования визуализации в обучении является широко используемая теория поэтапного формирования умственных действий.
Основой этой теории является следующая закономерность: каждое умственное действие происходит из материала, из внешнего действия. Чтобы сформировать какое-либо умственное умение или способность, вы должны сначала создать образовательные условия, которые имитируют его в форме действий с объектами и другими предметами, а затем перенести его реализацию на словесный (устный) уровень.
Это позволяет реально контролировать процесс формирования психических действий.
Реализация принципа визуализации во многом зависит от качества дидактических материалов и технических средств, от условий, созданных в образовательных учреждениях для производства учебных пособий, схем, слайдов, фотографий, информационных стендов, демонстрации фильмов и видеороликов, использования телевидения и др. наглядные пособия.
Учитель русского языка К.Д. Ушинский отметил, что визуализация соответствует психологическим характеристикам детей, которые думают «с помощью форм, звуков, цветов, ощущений».
Визуальное обучение, по мнению К.Д. Ушинского, «строится не на абстрактных идеях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком». Видимость обогащает восприятие ребенка, делает обучение более доступным, конкретным и интересным, развивает наблюдение и мышление.
Принцип визуализации вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения детьми изучаемого материала.
Таким образом, визуализация обеспечивает связь между конкретным и абстрактным, способствует развитию абстрактного мышления и во многих случаях служит его поддержкой.
Эта тема актуальна и современна, поскольку принцип наглядности в обучении и его реализация на занятиях в дошкольных учреждениях приобретает все большую популярность в психолого-педагогической литературе в связи с появлением новых видов наглядных пособий, информационных стендов и их возможностей в воспитании дошкольников.
Объект исследования – информационные стенды, используемые при формировании знаний о социальном мире в процессе обучения дошкольников.
Предмет исследования – процесс обучения дошкольников.
Цель исследования — рассмотреть возможности наиболее эффективного использования информационных стендов на занятиях в ДОУ.
Гипотеза исследования: обучение детей дошкольного возраста будет проходить успешнее, если в ДОУ будут созданы наиболее эффективные информационные стенды, для всестороннего развития детей, а также для формирования знаний о социальном мире.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Определить роль и место информационных стендов в обучении дошкольников;
3. Рассмотреть методику использования информационных стендов в процессе обучения дошкольников;
4. Провести диагностику знаний дошкольников о социальном мире.
Теоретические методы исследования: изучение и анализ психолого – педагогической литературы по теме исследования, сравнение, обобщение, анализ, выделение главного вывода;
Эмпирические методы исследования: изучение психолого – педагогических условий с использованием информационных стендов при обучении дошкольников.
Теоретическая значимость исследования: исследование позволило рассмотреть основные психолого – педагогические условия использования информационных стендов при обучении дошкольников, а также определить роль и место использования наглядности.
Практическая значимость исследования: подобраны различные методики для изучения психолого – педагогических условий с использованием информационных стендов при обучении дошкольников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение подведем итоги нашего исследования в области использования информационных стендов в воспитании детей дошкольного возраста.
Мы поставили перед собой цель: изучить возможности наиболее эффективной сформированности знаний о социальном мире.
Для этого были изучены труды великих просветителей прошлого и современных авторов (Я.А. Коменский, К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, Л.С. Выготский, С.Н. Лысенков и др.).
Все они единодушны в своем мнении о том, что использование наглядных пособий, в том числе информационных стендов, следует проводить с учетом мер, мест, постепенного усложнения и разнообразия форм. Толстой понимал чувство меры и места как недопустимость перегружать урок искусственными формами визуализации, то есть картинами, изображениями вещей и даже самими вещами, оторванными от их естественного окружения.
Мы изучали работы Я.А. Коменского, потому что именно он был основателем принципа визуализации.
Реализация принципа визуализации во многом зависит от качества дидактических материалов и технического оснащения, от условий, созданных в учебных заведениях для производства учебных пособий, схем, слайдов, фотографий, демонстрации фильмов и видеороликов, использования телевидения и др. наглядные пособия
Также в ходе работы были выполнены следующие задачи:
— подробно раскрыта роль информационных стендов в познании социального мира дошкольников. Ни один из наглядных пособий не имеет абсолютных преимуществ перед другим;
— проведена диагностика знаний детей о социальном мире.
В ходе диагностики было установлено, что большинство детей имеют низкий уровень знаний о социальном мире.
Поэтому в качестве рекомендаций нами было предложено несколько ситуаций для наглядного обучения детей, с помощью которых будет эффективно формироваться знания о социальном мире.

 

Фрагмент текста работы:

 

Знания о социальном мире – это наглядные образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе припоминания или продуктивного воображения. Их существование не связано с наличием предмета и его воздействием на органы чувств. Актуализуются по ассоциациям слово-образ, образ-образ, чувство-образ, а также непроизвольно – через действие неосознаваемых механизмов. Образ представления проецируется в сфере сознания (Зак А.З., «Развитие дошкольников», учебник, 2016 г., стр. 15).
Сущность знаний о социальном мире – в том, что они есть обобщенные образы действительности, сохраняющие самые характерные, важные для особи или личности особенности мира. При этом степень обобщенности некоего представления может быть различной, в связи с чем различаются представления единичные и общие. Знания о социальном мире – исходные данные для оперирования в сознании слепками действительности.
Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, что требуют нового «видения» ситуации.
Формирование социальных представлений у дошкольников в игре является актуальной темой в современной педагогике. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом. Недостаточно сформированные социальные представления затрудняют процесс социализации ребенка и его полноценное вхождение в общество. Формирование социальных представлений у дошкольников в игре является актуальной темой в современной педагогике. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом. Недостаточно сформированные социальные представления
А.П.Усова писала, что у дошкольников могут образовываться два вида представлений: одни формируются стихийно, в результате собственного опыта, другие складываются целенаправленно, под руководством педагогов. «Очень важно, чтобы педагог формировал бы у детей правильные представления об окружающем, предотвращал образование неверных представлений, а если нужно, то исправлял бы ложные» (Ткачева М.С., «Педагогическая психология», учебник, 2018 г., стр. 19).
В психологии выделены некоторые особенности представлений дошкольников: представления о малознакомых вещах, являются смутными, нечеткими, хрупкими. В дошкольном возрасте представления фрагментарны, в тоже время, отличаются образностью, яркостью, наглядностью, конкретностью.
Формирование социальных представлений у дошкольников в игре является актуальной темой в современной педагогике. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом. Недостаточно сформированные социальные представления затрудняют процесс социализации ребенка и его полноценное вхождение в общество. Формирование социальных представлений у дошкольников в игре является актуальной темой в современной педагогике. От уровня сформированности социальных представлений детей дошкольного возраста зависит успешность процесса их социализации. Сформированные социальные представления помогают ребенку адаптироваться в социуме, жить в соответствии с его нормами и правилами и развиваться в соответствии с возрастом. Недостаточно сформированные социальные представления
Научное объяснение физиологического механизма представлений содержится в теории И.М.Сеченова. По мнению И.М. Сеченова представление возбуждается внешним предметом (явлением), словом или мыслью об этом предмете (явленна). Дошкольный возраст – важнейший этап становления личности, ребенок в этот период одинаково открыт как позитивному, так и негативному внешнему воздействию, в этот период развития ребенка остро встаёт вопрос о том, на формирование каких представлений направлять педагогические усилия в образовательном процессе.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы