Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование здорового образа жизни у школьников

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», основные подходы к ним в научных исследованиях 6
1.2 Важность формирования здорового образа в начальной школе 11
1.3 Педагогические условия формирования здорового образа жизни в процессе работы с младшими школьниками 16
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ 23
2.1 Анализ актуального состояния педагогической практики по формированию здорового образа жизни у школьников 23
2.2 Выявление особенностей состояния здоровья учащихся начальных классов 30
2.3 Психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни у школьников 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В последнее время вызывает беспокойство катастрофическое ухудшение здоровья молодежи. Например, за последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза, а среди подростков – в 2,1 раза. За время обучения в школе 70 % функциональных расстройств переходят в хроническую патологию к окончанию школы. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12 %, а в старшей – 21 % [4]. Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний.
Анализ учебной деятельности учебных учреждений по формированию здорового образа жизни показывает, что объективно существуют противоречия между традиционным уровнем реализации деятельности научно-педагогического персонала образовательных учреждений и современными потребностями общества в инновационных подходах специалистов-новаторов с творческим, научным мышлением; между потребностью общества в здоровом подрастающем поколении и фактическим состоянием здоровья детей. Очевидно, что воспитательная система, изменения в содержании и организации деятельности учебных учреждений, их инновационная направленность должны быть тесно связаны с проблемой сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса.
Анализ современной педагогической практики в учебных учреждениях свидетельствует о том факте, что большинство заболеваний у младших школьников детерминировано, в том числе и недостатками осуществления учебно-воспитательного процесса в учебном заведении, что приводит к объективной потребности в повышении эффективности системы работы педагогического персонала по формированию здорового образа жизни путем организации и осуществления методической работы учебного учреждения.
Исследование теоретических и прикладных аспектов проблемы формирования здорового образа жизни у молодого поколения находилось в поле повышенного внимания отечественных и зарубежных ученых (Н. Беседа, Л. Горяная, А. Дубогай, Л. Попова, С. Лапаенко и другие). Сущность валеологической культуры молодежи в современных условиях обучения нашла отражение в трудах таких исследователей, как Т. Бойченко, А. Бондаренко, Л. Ващенко, М. Гончаренко, В. Горащук, В. Грибан, С. Кондратюк и др. Обстоятельный анализ факторов формирования здоровьесберегающей образовательной среды в учебном учреждении осуществили А. Ващенко, В. Звеков, А. Клестова, К. Оглоблин и другие.
Противоречие заключается в том, что несмотря на существенный интерес ученых, проблема формирования здорового образа жизни у школьников остается недостаточно разработанной. Так, не определен достаточно полно комплекс знаний, умений и навыков, здоровьесберегающей работы со школьником и его семьей; не определены теоретико-методологические подходы, на основе которых может быть разработана психолого-педагогическая основа, связанная с практическим применением заданий по сохранению и укреплению здоровья школьника, не сконструирована технология внедрения данной системы. Все это предопределяет недостаточный уровень подготовки учителя к работе, связанной с формированием здорового образа жизни у школьников.
Проблема исследования: каковы способы формирования здорового образа жизни у школьников?
Объект исследования – формирование здорового образа жизни.
Предмет – формирование здорового образа жизни у школьников.
Целью исследования является теоретическое обоснование педагогических условий, способствующих целенаправленному формированию здорового образа жизни у школьников.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
1) раскрыть сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», основные подходы к ним в научных исследованиях;
2) исследовать важность формирования здорового образа в начальной школе;
3) выявить педагогические условия формирования здорового образа жизни в процессе работы с младшими школьниками;
4) проанализировать актуальное состояние педагогической практики по формированию здорового образа жизни у школьников;
5) выявить особенности состояния здоровья учащихся начальных классов;
6) разработать психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни у школьников;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что состояние физического здоровья младших школьников находится на низком уровне и требуется разработка рекомендаций по формированию здорового образа жизни у школьников.
Методами исследования были определены следующие: изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования, нормативных актов; анализ и обобщение педагогического опыта, связанного с формированием здорового образа жизни у школьников; метод педагогического эксперимента; методы количественной и качественной обработки результатов исследования.
База исследования: школа № 57 г. Москва. В исследовании приняли участие учащиеся 2-х классов в количестве 75 человек, из них 34 девочки (45%) и 41 мальчик (55%). Возраст детей – 7-8 лет.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках данной работы нам удалось выяснить, что формирование здорового образа жизни у школьников является неотъемлемой частью их обучения. Привычка следить за своим здоровьем поможет вырастить крепкого и сильного человека, который будет способен достигать высоких личностных результатов в будущем.
Именно в младшем школьном возрасте заложить привычку тщательно следить за своим здоровьем является наиболее перспективным. Дети в этом возрасте активно развиваются во всех направлениях, впитывают в себя много информации. Особенностью физического развития детей данной возрастной категории состоит в том, что сейчас закладывается фундамент здоровья на всю будущую жизнь. Любые нарушения могут привести к тяжелым заболеваниям будущего. Именно поэтому важно начинать формировать здоровый образ именно с младшего школьного возраста.
Для того, чтобы сформировать здоровый образ жизни у школьников педагогу следует соблюсти ряд условий. Занятия по формированию здорового образа жизни должны быть систематическими и регулярными. Задача педагога внедрить в повседневную жизнь ребенка элементы, которые способствуют укреплению здоровья. В частности, это могут быть дыхательная гимнастика, прогулки на свежем воздухе, физкультминутки и т.д. Кроме этого, следует отметить, что в процесс формирования здорового образа жизни необходимо подключить родителей. Чтобы положительная динамика сохранилась, и привычка следить за своим здоровьем у детей сохранилась, формировать здоровый образ нужно и в домашних условиях. Задача педагога в этом случае заключается в налаживании связей с родителями и вовлечению их в этот процесс.
В ходе анализа актуального состояния педагогической практики по формированию личностных результатов младших школьников нам удалось выяснить наиболее эффективные технологии, используемые российскими педагогами, по формированию здорового образа жизни.
В частности, отечественные учителя содействуют созданию благоприятного психологического климата в классе. Это способствует поддержанию и укреплению психического здоровья младших школьников.
Очень популярными являются физкультминутки. Непосредственно на уроке учителя сменяют вид деятельности детей с пассивного на активный. В ходе таких физкультминуток проводится, как правило, гимнастика для глаз, слуха, рук, упражнения на осанку и дыхание. Считается, что подобный вид деятельности способствует уменьшению умственных перегрузок, повышению работоспособности и общему укреплению организма. Именно психологический комфорт помогает детям лучше учиться, достигать определенных результатов, и оставаться при этом здоровыми.
Кроме этого, активно используются учителями различные валеологические практики. Они способствуют формированию правильного представления о здоровом образе жизни, внедрению его в свою повседневную деятельность.
Также важным является применение психопрофилактической работы.
Проведенное исследование показало, что в подавляющем большинстве физическое состояние детей младшего школьного возраста является пониженным, что ведет к созданию неблагоприятного физиологического фона для успешного обучения, формирования социально дееспособного молодого поколения.
На основе проведенного исследования было выделено три группы детей младшего школьного возраста: первая группа здоровья ‒ 26 младших школьников (34,7%); вторая ‒ 29 учащихся (38,7%); третья – 20 детей (26,6%).
В структуре патологической пораженности детей младшего школьного возраста преобладающими являются: болезни опорно-двигательного аппарата (ОДА) ‒ 18 детей (24%); системы пищеварения ‒ 17 детей (22,7%); глаз ‒ 6 младших школьников (8%); эндокринной системы ‒ 11 детей (14,7%).
В результате оценки физического развития младших школьников выявлено, что среди обследованного контингента: 53 ребенка (70,7%) обладают нормальным физическим развитием; дисгармоничным физическим развитием с недостаточным весом – 10 учащихся (13,3%); 12 учащихся (16%) – избыточным весом.
На основе полученных данных была разработаны психолого-педагогические рекомендации по формированию здорового образа жизни у школьников.
В первую очередь педагог должен соблюдать санитарно-гигиенически нормы: проверить освещение; температурный режим; проветрить классную комнату; соблюдать правила гигиены и чистоты в классе; создать уют. Необходимо формировать у школьников понятие о здоровом образе жизни и прививать любовь к занятиям физической культурой.
Таким образом, актуальность данной работы подтверждена и работа имеет свое практическое значение, которое состоит в том, то разработанные нами рекомендации можно использовать на практике в процессе формирования здорового образа жизни у школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ШКОЛЬНИКОВ

1.1 Сущность понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», основные подходы к ним в научных исследованиях

Крепкое здоровье является залогом развития человека как полноценного члена общества: «В здоровом теле – здоровый дух», – утверждали в античные времена. Человеческий организм является целостной биосоциальной системой, существующей в единстве с окружающей средой и регулируется центральной нервной системой. В процессе физического развития постоянно взаимодействуют факторы наследственности и среды, определяя особенности организма. По учению физиологов И. Сеченова (1829-1905) и И. Павлова (1849-1936), внешняя среда влияет на развитие врожденных данных организма, регулирует его функциональные возможности. Взаимодействие факторов наследственности и среды обусловливает особенности строения тела, высшей нервной деятельности способностей человека. Организм может существовать и успешно функционировать только тогда, когда находится в равновесии с окружающей средой [31, c. 162].
Министерством народного просвещения, в 1905 году, была организована врачебно-санитарная часть учебных учреждений и издана «Инструкция, и наставления по врачебно-санитарной части учебных заведений». Это были первые инструкции, определяющие условия обучения и оборудование учебных учреждений.
В 1933 году правительство России впервые выделило в числе задач школы – ответственность педагогов за укрепление здоровья детей и их гигиеническое воспитание, что существенно расширило обязанности школьного врача. С 1937 года функции школьного врача были переданы участковому педиатру, и школа потеряла специалистов, только начавших совместную работу с педагогами по нормализации учебной нагрузки и охране здоровья школьников.
В период с 1945 года в школах вновь появились врач и медсестра, были уточнены их задачи, а также виды их работы. Для решения тех задач, которые стояли перед школьными врачами, необходимы были данные о возрастных особенностях развития детей, динамике состояния их здоровья.
Проблема укрепления здоровья детей и молодежи сегодня стоит довольно остро, поскольку сложные социально-экономические условия, экологические, духовно-культурные проблемы вызвали значительное снижение уровня здоровья подрастающего поколения.
В конце XX столетия российский ученый И.И. Брехман одним из первых заострил проблему необходимости разработки основ новой науки и в 1980 г. ввел термин «валеология» (как производное от латинскою valeo «здоровье», «быть здоровым»). Одновременно с их негативным влиянием на молодое поколение негативное влияние имеют еще много факторов риска, получившие название «школьные» факторы риска – то есть локализированные в учебных учреждениях. Медико-психолого-педагогические исследования позволяют выявить те «школьные» факторы риска, которые негативно влияют на здоровье детей, в частности: стрессовая педагогическая тактика; интенсификация учебного процесса; несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям школьников; преждевременное начало дошкольного систематического обучения; невыполнение элементарных физиологических и гигиенических требований к организации учебного процесса; функциональная неграмотность педагога в вопросах охраны и укрепления здоровья; массовая безграмотность родителей в вопросах сохранения здоровья; частичное разрушение служб школьного врачебного контроля; отсутствие системы работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [5, c. 67-71].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы