Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование здорового образа жизни школьников как педагогическая проблема

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у школьников 5
1.1. Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни 5
1.2. Двигательная активность, как неотъемлемый элемент здорового образа жизни школьника 12
Выводы по первой главе 17
Глава 2. Формирование здорового образа жизни школьников средствами физкультурно-оздоровительной деятельности у детей среднего школьного возраста 19
2.1. Методы и организация исследования 19
2.2. Результаты педагогического эксперимента по формированию здорового образа жизни у детей среднего школьного возраста 30
Выводы по второй главе 32
Заключение 32
Список литературы 34

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Проблема сохранения и укрепления здоровья населения становится крайне актуальной на современном этапе развития общества. На фоне высоких темпов депопуляции населения, кризиса ценностных ориентаций, низкого уровня знаний про основы здорового образа жизни, нерациональной организации режима двигательной активности, слабой мотивации к занятиям физической культурой и негативной динамики употребления табака, алкоголя и наркотических веществ, проблема сохранения и укрепление здоровья школьников приобретает все большую актуальность [2, 5, 6, 8].
Бурное развитие науки и техники, высокие требования к подготовке будущих специалистов вызвали осложнения учебных программ, их интенсификацию, увеличили число раздражителей, которые постоянно влияют на организм учеников.
Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни средствами физического воспитания в школе обусловлена противоречием между значимостью проблемы сохранения и укрепления здоровья у школьников с одной стороны, и сложностью практической реализации педагогического опыта формирования культуры здоровья у школьников в условиях общеобразовательной системы, с другой.
Проблема формирования ориентации на здоровый образ жизни средствами физического воспитания школьников является очень актуальным вопросом, что обусловлено тенденцией снижения уровня здоровья школьников, а также гиподинамией в условиях современного образовательного процесса [9, 12, 15, 19].
В связи с чем, весьма актуальным является целенаправленное формирование основ здорового образа жизни школьников средствами оздоровительной физической культуры, способствующей адаптации человека к изменяющимся условиям среды и общества, а также повышению уровня физического здоровья учеников.
Вышеназванные обстоятельства позволили определиться с направлением исследования, которое состоит в оценке влияния оздоровительной физической культуры на уровень физического здоровья детей среднего школьного возраста.
Цель исследования – обоснование программы оздоровительной физической культуры для укрепления физического здоровья детей среднего школьного возраста.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современную научно-методическую литературу относительно проблемы формирования здорового образа жизни у школьников.
2. Оценить уровень физического здоровья детей среднего школьного возраста в условиях общеобразовательного учреждения.
3. Разработать и экспериментально обосновать программу оздоровительной физической культуры для укрепления физического здоровья детей среднего школьного возраста.
Объект исследования – формирование здорового образа жизни школьников.
Предмет исследования – средства и методы оздоровительной физической культуры у детей среднего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Предполагается, что под влиянием целенаправленного и систематического применения разработанных средств оздоровительной физической культуры будет улучшен уровень физического здоровья школьников.
Практическая значимость. Данная работа может быть полезна учителям, преподавателям для формирования основ здорового образа жизни через физкультурно-оздоровительную деятельность у детей среднего школьного возраста.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. Анализ проблемно-ориентированной литературы показал, что ориентация на здоровый образ жизни является компонентом общей культуры личности, представляет собой системное динамическое образование и включает три взаимосвязанных компонента: знания человека в области процессов и условий формирования здорового образа жизни; мотивационно–ценностное отношение к физической культуре и здоровому образу жизни; практическую деятельность, направленную на физическое совершенствование личности, определяющую состояние ее здоровья. Физкультурно-оздоровительная работа содействует эмоциональному, интеллектуальному, духовно-нравственному и эстетическому развитию личности, формированию творческих способностей.
2. Разработанная программа оздоровительных мероприятий была направлена на улучшение уровня физического здоровья школьников и реализовывалась в дополнение к стандартным урокам по физическому воспитанию во внеурочное время 4 раза в неделю по 60 минут на протяжении 3 месяцев. Программы оздоровительной физической культуры базировалась на применении средств йога-аэробики и дыхательных упражнений для детей среднего школьного возраста.
3. Программа оздоровительной физической культуры обеспечила хороший терапевтический эффект, который позволил улучшить силу дыхательной мускулатуры, подвижность грудной клетки, функционирование сердечно- сосудистой системы школьников обеих групп, однако динамика этих изменений в экспериментальной группе была намного лучше, чем в контрольной. Повторное тестирование устойчивости организма к смешанной гиперкапнии и гипоксии по пробам Штанге и Генча показало, что средние значения функциональной пробы Штанге у детей экспериментальной группы являются большими по сравнению с контрольной, то есть увеличились по сравнению с начальным обследованием в ЭГ на 9,5 с (р<0,01), в КГ — на 2,70 с (р>0,05).

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни у школьников

1.1. Проблема формирования ориентации школьников на здоровый образ жизни

Сегодня общепризнанным является тот факт, что здоровье и благополучие населения являются ключевыми факторами экономического и социального развития любой страны. Перспективы развития и существования государства в значительной степени зависят от того, как происходит процесс воспроизводства основ производительных сил, а именно людских ресурсов. Молодежь является залогом, резервом и двигателем развития стран, их настоящего и будущего [24, 25].
Понятие здоровья является ключевым, поскольку именно оно является и конечной целью здоровьесберегающей деятельности, и определяющей предпосылкой любой человеческой деятельности в целом. Состояние здоровья является одним из решающих факторов формирования личности молодого человека. Так как именно оно определяет выбор будущей деятельности, возможность всестороннего развития личности, ее социального утверждения. Более того, состояние здоровья также влияет на общую подготовленность человека, его духовное и физическое развитие, будущие достижения в сфере профессиональной деятельности [9].
Осложнение социально-экономической ситуации и кризисные явления в обществе стали причиной снижения активности молодежи, замедления ее физического и психического развития, отклонений в социальном поведении. В результате этого, проблема сохранения здоровья личности становится особенно актуальной, что подтверждает официальная статистика и результаты эпидемиологических исследований, согласно которым состояние здоровья населения страны значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. Вышеизложенное актуализирует проблему сохранения и укрепления здоровья школьников, определение стратегии развития образования, с позиций формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) [14].
Здоровый образ жизни представляет собой определенную деятельность личности или группы людей, которая направлена на сохранение и улучшение, укрепление здоровья.
На сегодняшний день единого толкования понятия «здоровый образ жизни» нет, но суть его заключается в одном — сохранении здоровья человека.
Здоровый образ жизни это:
1) рациональный индивидуальный режим жизни, способствующий здоровью (психическая активность, здоровое питание, надлежащее духовное режим, личная гигиена, отказ от курения и злоупотребления алкоголем);
2) активное участие в формировании социальных отношений, способствующих сохранению и развития личности;
3) гигиеническое рациональное поведение с учетом требований окружающей среды;
4) сознательное участие в организации условий труда, способствующих сохранению здоровья и повышению работоспособности;
5) разумное отношение к мероприятиям по охране здоровья при заболевании [15].
Выполнение представленных составляющих ЗОЖ для школьников имеет практический смысл, поскольку не требует дополнительных материальных затрат и времени.
Здоровый образ жизни является важным фактором здоровья, вследствие соблюдения которого, повышается трудовая активность, создается физический и душевный комфорт, активизируется жизненная позиция, защитные силы организма, укрепляется общее состояние, снижается частота заболеваний и обострений хронических заболеваний [24].
Существует два направления формирования здорового образа жизни: первое – это создание и развитие положительных для здоровья условий; второе – редукция негативных факторов риска для здоровья.
Формирование здорового образа жизни на сегодня должно стать комплексной, системной и целенаправленной деятельностью ученых, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций, семьи, других социальных институтов, которые будут непосредственно направлены или косвенно касаться формирования, сохранения, укрепления, восстановления здоровья молодого поколения [1, 4].
Сохранение и укрепление здоровья нации зависит во многом от отношения каждого человека к своему здоровью. Формирование рационального отношения к здоровому образу жизни, пропаганда здорового образа жизни является важными приоритетами государственной политики [18].
Проблема укрепления здоровья школьников на современном этапе, который характеризуется обострением финансовых противоречий в мире, недостатками кадрового обеспечения учреждений здравоохранения, является крайне актуальной для государства и общества.
Большой объем информации, постоянное обновление учебных программ, широкое использование технических средств оказывают неблагоприятное влияние на двигательную деятельность учащихся.
Школьники являются наименее социально защищенными группами населения, так как специфика учебного процесса и возрастные особенности предъявляют высокие требования к функциям и системам их организма.
Анализ научной литературы относительно здоровья школьников показывает, что во время обучения в школе здоровье учеников не только не улучшается, но и в ряде случаев ухудшается [1]. Четверть школьников при определении групп здоровья для занятий физической подготовкой переходит в более низкую медицинскую группу. Ежегодно увеличивается число учащихся и школьников, которые относятся к специальной медицинской группе по состоянию здоровья.
По данным многих авторов, сами школьники почти не предпринимают никаких мер для укрепления своего здоровья, однако в рейтинге ценностей здоровье стоит на втором месте после образования [5].
По мнению многих авторов, психосоматическое здоровье оказывает влияние на учебную и трудовую деятельность, на семейные отношения, на настроение и жизнедеятельность личности [16, 17, 20, 21].
Школьники в полной мере подвержены воздействию целого ряда неблагоприятных факторов и вынуждены постоянно адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям жизни.
Высокая интенсивность современного учебного процесса, снижение ежедневной физической активности, отсутствие сформированного адекватного отношения к здоровому образу жизни приводят к негативному влиянию на состояние физического и психического здоровья школьников.
Накопленный опыт показывает, что важнейшим фактором, влияющим на здоровье населения страны, является внедрение превентивных мероприятий по предотвращению заболеваний, с одной стороны, и активизация здорового образа жизни, с другой [14].
Превентивные меры подразумевают использование чистой воды и здоровой пищи, улучшение экологической ситуации, сокращение объектов, которые загрязняют окружающую среду, и снижение негативного влияния других факторов риска [10].
Здоровый образ жизни является базой для развития различных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций [15], участия в общественной, трудовой, семейно-бытовой сферах жизни.
Социальная важность и необходимость решения проблем укрепления здоровья обучающихся в процессе обучения и воспитания вытекает из стратегии устойчивого развития России и её государственной образовательной политики.
Ориентация школьников на здоровый образ жизни предполагает наличие в образовательном процессе главных компонентов формирования основ здорового образа жизни современного человека:
– познавательного (получение знаний о нормальном функционировании здорового человека, о способах, средствах и методах его сохранения и укрепления;
– ценностно-ориентационного (формирование целенаправленной ориентации школьников на здоровый образ жизни; понимание ими ценности своего здоровья и его важности в организации своей жизнедеятельности);
– коммуникативного (владение средствами и методами по предупреждению и устранению стрессовых ситуаций во время учебы);
– эстетического (формирование чувства красоты здорового человека, развитие способностей получать удовлетворение от занятий спортом);
– физкультурного (владение разнообразными формами двигательной активности для обеспечения индивидуального здоровья);
Общими критериями сформированности у школьников ориентации на здоровый образ жизни выступают:
– активность в оздоровлении личности и физическом самосовершенствовании;
– позитивные изменения в состоянии здоровья;
– осознанный выбор здорового образа жизни для личностного благополучия и эффективности.
Педагогическими условиями, от которых зависит сформированность ориентации школьников на здоровый образ жизни, являются следующие:
– отношением к физической культуре у всех субъектов образовательного процесса как к большой ценности;
– личным примером преподавателя;
– наличием дополнительных программ, направленных на развитие физической культуры и формирования здорового образа жизни;
– созданием системы педагогического сопровождения для школьников, которые испытывают трудности в процессе приобщения к физическому воспитанию и массовому спорту.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы