Практикум по дипломному проектированию Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование здорового образа жизни детей с 8 до 12 лет средствами социально-культурной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие и составляющие здорового образа жизни детей 6-12 лет 7

2. Механизмы влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей 16

3. Роль учреждений социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни детей 6-12 лет 25

Заключение 32

Список литературы и электронных ресурсов 33

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Население – это самое главное богатство любой страны. Поэтому одной из главных задач каждого государства является забота о населении, которая, в частности, должна включать создание условий для увеличения продолжительности жизни и улучшения ее качества.

Для каждого государства здоровье граждан, особенно молодого поколения, является одной из главных ценностей, поскольку создает перспективы прироста трудового капитала и конкурентоспособности страны в стратегическом периоде. Основным условием достижения целей государства в данной сфере является обеспечение здоровья детей и подростков.

Как отмечают эксперты ВООЗ, у подростков в настоящее время больше возможностей, чем когда-либо ранее, обрести крепкое здоровье и развиваться, но многие ведут себя так, что это может вредить их здоровью (начинают курить, употреблять алкоголь и имеют нездоровый рацион питания), также дают низкую оценку своему здоровью. Таким образом, они не могут в полной мере развить свой потенциал здоровья .

Поэтому чрезвычайно важно создавать условия для формирования здорового образа жизни детей в возрасте 6-12 лет. Это объясняется тем, что здоровье человека на каждом из этапов жизни оказывает влияние на уровень здоровья на дальнейших этапах и кумулятивным образом воздействует на следующее поколение. Неоптимальный жизненный старт может привести к таким последствиям, как проблемы со здоровьем, неполноценное питание и низкая успеваемость, которые, в свою очередь, впоследствии становятся причиной низкого дохода и социальной напряженности. Таким образом, здоровье и благополучие детей и подростков имеют важное значение для достижения целей в области устойчивого развития, в особенности целей, направленных на борьбу с бедностью, призванных обеспечить безопасность здоровья населения, получение образования и сокращение неравенств .

Проблема ухудшения здоровья детей и подростков актуальна и для России. Так, на 100 000 детей в возрасте 0-14 лет в 2019 году было выявлено 172455 случаев заболеваний, что на 6% больше в сравнении с 2002 годом .

Такие тенденции делают актуальным воздействие на здоровье детей посредством различных факторов. Прежде всего, важно создать оптимальные условия для формирования здорового образа жизни в детском возрасте.

Проблема исследования заключается в противоречии между возможностями влияния средств социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей 6-12 лет и недостаточным использованием этих ресурсов в воспитательном процессе.

Целью исследования стала разработка программы формирования здорового образа жизни детей 6-12 лет на основании использования комплекса средств социально-культурной деятельности.

В соответствии с указанной целью в работе поставлены следующие задачи исследования:

— определить понятие и составляющие здорового образа жизни детей 6-12 лет;

— рассмотреть механизмы влияния социально-культурной деятельности на формирование здорового образа жизни детей;

— описать роль учреждений социально-культурной сферы в формировании здорового образа жизни детей 6-12 лет.

Объектом исследования в данной работе выступает здоровый образ жизни детей.

Предмет исследования – механизмы формирования здорового образа жизни детей с 6 до 12 лет средствами социально-культурной деятельности.

Степень научной разработанности проблемы исследования. Актуальность темы исследования определяет высокую частоту обращения к вопросам формирования здорового образа жизни детей в научных источниках. Отдельные аспекты данной темы раскрываются в учебно-методических пособиях (например, пособие В.С. Глушанко и др. ). Также ряд вопросов в рамках заявленной тематики рассмотрены в научных публикациях. Так, современные концепции здоровья и здорового образа жизни исследуют в своей работе Г.С. Никифоров и З.Ф. Дудченко . Основные элементы здорового образа жизни рассматривает Е.И. Гулевская . В.Б. Барабанова характеризует спорт как социально-культурную деятельность и фактор формирования здорового образа жизни . Ф.К. Зиннуров и др. описывают социально-культурную деятельность как средство профилактики негативных привычек и формирования здорового образа жизни у подростков и т.д. Вместе с тем, практически не исследуются возможности комплексного использования средств социально-культурной деятельности в работе спортивных секций, организаций дополнительного образования. Это делает актуальным данное исследование.

Теоретические основы исследования базируются на современных концепциях здорового образа жизни и физической активности, гуманистической концепции развития спорта, а также на педагогических принципах и психологических основах формирования здорового образа жизни.

Методы исследования. В ходе выполнения данной работы использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, сравнения и обобщения, систематизации и классификации.

Структура работы включает введение, три главы, заключение, список источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенный анализ научной литературы позволил определить понятие здорового образа жизни, под которым понимают индивидуальную систему поведения человека, обеспечивающую ему физическое, душевное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и способствующую активному долголетию. Здоровый способ жизни – это комплексное понятие, которое включает ряд элементов: рациональный режим жизнедеятельности (режим отдыха и активности); отсутствие вредных привычек (наркомания, алкоголизм, курение); рациональное питание; оптимальную физическую (двигательную) активность; закаливание организма; гигиену; сохранение устойчивого психоэмоционального состояния. С учетом характерных особенностей детей 6-12 лет доказано, что именно в этот возрастной период чрезвычайно важной задачей является формирование знаний и практических привычек здорового образа жизни. В этом возрасте дети, в своем большинстве, еще не столкнулись с проблемами подросткового возраста, имеют достаточно свободного времени, и на этом фоне у них формируются основные модели дальнейшего поведения. Поэтому важно в период 6-12 лет создать условия для усвоения детьми принципов здорового образа жизни, их использованию в ежедневной жизнедеятельности. Эти задачи в значительной мере решает социально-культурная сфера, используя различные механизмы, в частности здоровьесберегающие воспитательные технологии.

Исследование показало, что на формирование навыков здорового образа жизни у детей 6-12 лет могут влиять различные учреждения социально-культурной сферы, в т.ч. и спортивные организации, учреждения дополнительного образования. При этом они выполняют различные функции: повышают физическую активность детей, способствуют их двигательной активности, создают основы духовного развития, способствуют социализации, выполняют информационные задачи, предоставляя знания о здоровом образе жизни и т.д.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Понятие и составляющие здорового образа жизни детей 6-12 лет

О чрезвычайно важной роли здоровья в формировании и развитии личности говорили еще античные философы, ученые Средневековья, а также эту аксиому подтверждают и современные исследователи. За весь период анализа данной научной категории литература накопила множество определений понятия «здоровья», которые в целом описывают его как приспособление человеческого организма к природным условиям, результат взаимодействия человека и природы, собственной среды обитания .

В настоящее время принято выделять несколько компонентов (видов) в понятии «здоровье»:

1) первый − биологическое здоровье, которое связано с организмом и зависит от динамического равновесия функций всех внутренних органов, их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Здоровье на биологическом уровне имеет две компоненты:

— соматическое здоровье − текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития;

— физическое здоровье − уровень роста и развития органов и систем организма. Основу его составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции;

2) второй – психическое здоровье, которое связано с личностью и зависит от развития эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер личности, от развития самосознания личности и от осознания ценности для личности собственного здоровья и здорового образа жизни. Психическое здоровье – это состояние общего душевного комфорта;

3) третий – социальное здоровье, которое связано с влиянием на личность других людей, общества в целом; это мера социальной активности, трудоспособности человека; это форма активного, деятельного отношения к миру. Социальная составляющая здоровья складывается под влиянием социума (родителей, друзей, одноклассников в школе, сокурсников в вузе, коллег по работе, соседей по дому и т.д.) .

Зачастую выделяют также духовное здоровье, как состояние, в котором индивид чувствует в каждый момент жизни радость и интерес к жизни, осуществленность и гармонию с окружающим миром; состояние, в котором индивид чувствует себя всегда молодым, счастливым, жизнерадостным. Духовно здоровый человек способен использовать творчество и самосозидание, осознавать свою ответственность, соблюдать грань между правами и обязанностями, свободой и творчеством личности, с одной стороны, и безопасностью общества, с другой . При таком подходе сущность здоровья описывается как четырехкомпонентная система (рис. 1).

Таким образом, здоровье человека – это процесс сохранения и развития его психических и физиологических качеств, оптимальной работоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни .

Для сохранения и развития духовного, интеллектуального и физического потенциала человечество на протяжении всего своего развития формирует соответствующие социальные институты. В сохранении духовности человека трудно переоценить роль религии, искусства, литературы. Интеллектуальный потенциал сохраняется и развивается системой образования и воспитания, наукой. За физический потенциал ответственными являются физическое воспитание и спорт, здравоохранение, система рекреационных мероприятий и т.д. .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы