Курсовая с практикой на тему Формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования 6
1.2. Формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников как педагогическая проблема 11
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ВОЗМОЖНОСТИ ПРАКТИЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
2.1. Педагогические условия формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников 17
2.2. Игровая деятельность, как средство формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников 23
Выводы по главе 2 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
Введение:
Особенности техногенного развития современного общества непосредственно влияет на мировую экосистему, что становится причинно следственным фактором снижения иммунной системы личности, особенно детей дошкольного возраста. Уязвимость детского организма объясняется многими причинами: мировой экологический кризис, социальные предпосылки – качество жизни, окружение, технологический прогресс и пр., психологические факторы, как внешние, так и внутренние, самого ребенка и т.д. Все это ведет к снижению сопротивляемости ребенка на внешние раздражители, которые приводят к частым сбоям в его здоровье.
В Законе РФ «Об образовании», ст. 64, п. 1 сказано, что «Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста» [1]. В Концепции развития образования на 2016-2020 гг. одной из основных задач образовательных организаций обозначено сохранение здоровья подрастающего поколения и создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий [2].
Вполне закономерно поднимается проблема поиска педагогических технологий, средств и способов воздействия на ребенка, направленных на здоровьесбережение детей дошкольного возраста, как одной из главных задач развития ребенка в образовательном пространстве детского сада. Одним из таких средств воздействия на личность дошкольника является игровая деятельность.
Средства игровой деятельности оказывают неоднозначное влияние на формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников. Поэтому исследование положительного влияния этих средств на формирование здоровьесберегающего поведения дошкольников является актуальным. Раскрытие данной проблемы дает возможность проектировать процесс формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников в учреждениях дошкольного образования.
Цель исследования – теоретически обосновать эффективность педагогических условий формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников в процессе игровой.
Объект исследования: игровая деятельность младших дошкольников
Предмет исследования: педагогические условия формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности
Гипотеза исследования – эффективность формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников средствами игровой деятельности станет возможным при соблюдении следующих педагогических условий:
— создание здоровьесберегающей воспитательной среды;
— обеспечение индивидуального развития дошкольников;
— организация педагогом совместной игровой деятельности родителей и детей с целью формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников.
Задачи исследования:
1. Выяснить сущность понятия «здоровьесберегающее поведение младших дошкольников».
2. Выявить педагогические условия формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности.
3. Разработать методические материалы по формированию здоровьесберегающего поведения младших дошкольников.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют:
— исследования в области психологии развития ребенка (Б. Ананьев, Л. Выготский, С. Рубинштейн, А. Федорова и др.);
— философские аспекты воспитания личности (Б. Ананьев, И. Кон, В. Рогозин и др.);
— педагогические исследования в области дошкольного воспитания и физического развития ребенка в игровой деятельности (Е. Аркин, С. Галенко, Я. Ковальчук, В. Минаева, А. Шабунова и др.)
— формирование поведения дошкольника в игровой деятельности (Ю. Брынзарей, Е. Зворыгина, Д. Менджерицкая, С. Новоселова, Н. Палагина и др.).
Для достижения поставленной цели и реализации задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов научного исследования:
— теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научных источников по проблеме исследования, изучение педагогического опыта для выяснения состояния разработанности проблемы формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников;
— эмпирические – беседа, опрос, наблюдение с целью разработки игрового занятия на формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников.
Опытно-экспериментальная база исследования.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке и внедрении методических материалов на формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основное положение и результаты исследования.
Структура и объем исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. Основной текст расположен на 35 страницах
Заключение:
На основании анализа научно-педагогической литературы нами было определено понятие «здоровьесберегающее поведение» младшего дошкольника как приобретение и усвоение ребенком комплекса условных рефлексов, которые отображаются в различных видах социальной деятельности и направлены на сбережение здоровья, как одной из главных жизненных ценностей личности.
Анализ научной литературы показал, что процесс формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников – это система целенаправленных воздействий, вызывающих качественные изменения в характеристиках мышления, творческого воображения, восприятия окружающего мира, отношения к себе и другим людям и пр. Воздействие воспитателя на формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников имеет комплексный, многоступенчатый характер, что определяет сложность методологического подхода к решению вопросов обозначенной проблемы воспитания ребенка в детском саду.
Были проанализированы и определены основные предпосылки соблюдения здорового образа жизни такие, как: сформированность личностно-мотивационной установки на реализацию собственных физических, интеллектуальных, социальных, духовных возможностей и способностей; сформированность мировоззренческих позиций и основ культуры, ориентированность на здоровый образ жизни; стремление к физическому совершенствованию в процессе активной двигательной деятельности; обеспечение полноценного сна, сбалансированного питания, соблюдение рационального распорядка дня; соблюдение правил гигиены (чистота тела и мыслей, закалки тела и духа); стремление к достижению психической, морально-духовной гармонии в жизни; сформированность толерантного отношения к социальному окружению; исключение из собственного поведения саморазрушающих привычек, желаний (лень, переедание, негативные эмоции, негативное мышление, малоподвижность и т.п.).
Нами определены лидирующие направления формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности:
— индивидуальное развитие детей и их потребностей в игровой деятельности путем включения в различные виды двигательного творчества;
— привлечение младших дошкольников к здоровьесберегательным технологиям на основе оптимальной интеграции воспитательной, учебной, развивающей и трудовой деятельности;
— расширение мировоззрения младших дошкольников, формирование у них мотивации и потребностей к самосовершенствованию; гармонизация их внутреннего мира, межличностных отношений.
Так же были определены качества личности, которые должны развиться в процессе игровой деятельности, направленной на формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников: стремление к самосовершенствованию; развитый кругозор; соблюдение этических норм поведения; способность к творчеству; потребность в постоянном самосовершенствовании, саморазвитии и самореализации; умение в повседневной жизни использовать полученные умения и навыки здорового образа жизни.
Анализ научно-педагогической литературы дал возможность определить и раскрыть педагогические принципы организации процесса фомрирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности:
— принцип здоровьесберегающей направленности;
— принцип научности и связи теоретических знаний с практической деятельностью;
— принцип наглядности;
— принцип всесторонности воспитания и обучения;
— принцип активности и самостоятельности;
— принцип систематичности и последовательности;
— принцип последовательности;
— принцип учета индивидуально-возрастных особенностей;
— принцип доступности;
— личностно ориентированный подход.
С учетом педагогических принципов формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников средствами игровой деятельности нами были выделены следующие педагогические условия организации деятельности по указанной проблеме:
— организационно-содержательное обеспечение формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников;
— создание эстетико-воспитательной среды в детском коллективе на основе диалогического взаимодействия субъектов игровой деятельности;
— обеспечение индивидуального развития младших дошкольников в условиях игровой деятельности;
— применение развивающих технологий в процессе игровой деятельности младших дошкольников с целью формирования у них стремления к успеху;
— вариативного обновление учебно-методического материала;
— мониторинг динамики формирования здоровьесберегающего поведения младших дошкольников.
Разработанные занятия для первой и второй младших групп были направлены на обучение детей называть части тела куклы и человека, учить сравнивать их по внешнему виду и по назначению, в частности головы – чтобы думать, развитие внимания, речи, памяти, воспитание бережного отношения к своему телу. Основные поставленные задачи на занятиях для средней группы это:
— Развитие речи, памяти, воображения, фантазии. Воспитывать аккуратность, навыки культурного поведения, гостеприимство, наблюдательность, бережное отношение к своему здоровью;
— Продолжать знакомить детей с режимом дня и его значением в сохранении и укреплении здоровья.
— Ознакомить с понятием «Сон» и его значение в жизни каждого человека, ребенка.
— Развивать связную речь, внимание, мышление, наблюдательность, любознательность. Воспитать уважение и бережное отношение к своему здоровью.
Таким образом, главное в работе с детьми младшего дошкольного возраста – забота об их здоровье, ведь здоровый ребенок легче воспринимает воспитательное влияние, скорее приобретает необходимые знания, умения и навыки, лучше приспосабливается к окружающей действительности. Проблема здоровья детей является основным рычагом воспитательной работы, которую должны осуществлять взрослые. Стратегической целью является воспитание и развитие жизнерадостной личности, обогащенной знаниями о себе, готовой к творческой деятельности, поведение которой соответствует общечеловеческим нормам морали. А знание, понимание и воплощение в практику основ здорового образа жизни – это те основные составляющие, от которых будет зависеть полноценность и продолжительность жизни каждой личности, целого поколения и последующих поколений людей, потому что ценность здоровья – универсальная ценность человечества.
Практическое значение полученных результатов заключается в разработке и внедрении методических материалов на формирование здоровьесберегающего поведения младших дошкольников.
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основное положение и результаты исследования.
Структура и объем исследования. Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения и списка использованных источников. Основной текст расположен на 35 страницах
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1. Анализ категориального аппарата исследования
За последние десятилетия в мировом сообществе актуализируется проблема сохранения и приумножения здоровья подрастающего поколения. Вполне закономерно, что данная проблема непосредственно касается педагогической системы, в общем, и дошкольного образования, в частности.
Становление и развитие системы здоровьесберегающих технологий в отечественной дошкольной педагогике имеет многолетнюю историю. Вопросы охраны здоровья ребенка в конкретных условиях и обстоятельствах рассматривает психолого-педагогическая наука в области аксиологии учебно-воспитательного процесса на системе общечеловеческих ценностей.
Одним из подходов решения проблемы формирования здоровьесберегающего поведения дошкольников является учет возрастных психофизиологических особенностей личности: начинать формирование здоровьесберегающего поведения необходимо с самого раннего возраста, когда развитие ребенка обладает максимальной способностью к преобразованию как на физическом, так и на психическом уровнях.
Исходя из сказанного выше, приведем важное для нашего исследования мнение А. Гогоберидзе и О. Солнцевой, что формирование здоровьесберегающего «поведения у дошкольников тесно связано с формированием мотивов, которые являются субъективно переживаемыми побуждениями к деятельности» [13, 227]. Мотивация к деятельности, соответственно, является одной из важных составляющих системы жизненных ценностей. Следовательно, внедрение парадигмы здоровьесбережения в систему жизненных ценностей дошкольника возможно при условии комплексного создания эффективных педагогических условий и обеспечении комплексного влияния на ребенка.
Учитывая комплексный характер проблемы здоровьесбережения дошкльников, в нашем исследовании необходимо охарактеризовать такие понятия, как «здоровье», «здоровьесберегающее поведение» и «игровая деятельность» в рамках концепции современного мира, современного образования, в центре которого находится личность ребенка. Соответственно, личность ребенка рассматривается с учетом его интересов, мотивов, задатков и способностей. Кроме того, необходимо обозначить способы удовлетворения его потребностей в сфере здоровьесбережения, которые формируют его как высшую социальную ценность гуманистического общества.
Исходя из этого положения, мы рассматриваем здоровьесберегающее поведение дошкольника не только как цель, объект, результат деятельности, а как ключевую потребность человека. С учетом того, что воспитание ребенка дошкольного возраста осуществляется в системе образования, нам необходимо рассматривать формирование здоровьесберегающего поведения дошкольника в процессе учебно-воспитательной деятельности детского сада. Учебно-воспитательный процесс в детском саду осуществляется в рамках непосредственной коммуникации педагогического коллектива учреждения и дошкольника. Соответственно, коммуникация между взрослыми и детьми должна выстраиваться в таком русле, чтобы ребенок могу получить все жизненно необходимые умения и навыки, которые обеспечат ему успешную адаптацию и социализацию в обществе.
В. Розин отмечает, что новая образовательная и жизненная философия воспитательной системы – это изменение позиции коммуникации педагогов, родителей и ребенка с авторитарно-указательного на приоритет понимания, признания и восприятия дошкольника, как самостоятельную личность [30]. Ученый указывает на то, что личность ребенка «стремится к самостоятельному поведению, сама выстраивает свою жизнь» [30, 30] и, в связи с этим, «нуждается в поддержке, подтверждении своего выбора и бытия, в энергии и помощи со стороны других» [30, 30].