Курсовая с практикой на тему Формирование языковой личности школьника на уроках русского языка средней школы (5-9 классы)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ
ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ
СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 5
1.1. Понятие языковой
личности в профильных исследованиях. 5
1.2. Особенности
языковой личности учащихся средней школы.. 16
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ
ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА.. 44
2.1. Традиционные и
инновационные виды работы по формированию языковой личности учащихся средней
школы на уроках русского языка. 44
2.2. Структура
элективного курса «Формирование языковой личности учащихся средней школы». 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ.. 100
Введение:
Для
филологических исследований ХХІ века характерна антропоцентрическая парадигма,
согласно которой языковая личность воспринимается как центр лингвистической
проблематики, а язык — как инструмент к пониманию ментальных процессов, ведь он
выполняет не только информативную, коммуникативную, эмотивную функцию, но и
«фиксирует весь комплекс знаний и представлений данного языкового сообщества о
мире» [4, с. 4]. Таким образом, язык следует рассматривать как некий культурный
код нации, а не просто как орудие общения и познания [6, с. 3].
Лингвоспецифические
особенности менталитета ярче всего выявляются путём анализа его семантических
компонентов — концептов, которые образуют своеобразную концептосферу,
являющуюся компонентом языковой картины мира. Несмотря на достаточную степень
изученности анализируемой проблемы, научный интерес к особенностям
взаимоотношений языка и культуры не ослабевает.
Актуальность
выбранной темы определяется ее согласованием с общей направленностью
современных лингвистических исследований на углубленное изучение возможностей
уроков русского языка в формировании языковой личности учащихся средней школы.
Цель
исследования заключается в том, чтобы определить закономерности формирования
языковой личности учащегося средней школы на уроках русского языка.
Поставленная общая цель обуславливает поэтапное решение следующих задач:
—
рассмотрение понятия «языковая личность» в профильных исследованиях;
— выделение
особенностей языковой личности учащихся средней школы;
— анализ
традиционных и инновационных видов работы по формированию языковой личности
учащихся средней школы на уроках русского языка;
— разработка
и апробация элективного курса «Формирование языковой личности учащихся средней
школы».
Объектом
исследования является языковая личность учащегося средней школы.
Предмет
исследования – механизмы формирования языковой личности учащихся средней школы
на уроках русского языка.
Методика
исследования носит комплексный характер: аналитический или описательный метод
используется при идентификации особенностей формирования языковой личности
учащихся средней школы на уроках русского языка и описании их основных
признаков; количественный метод и метод компонентного анализа – для определения
объективных показателей исследуемого явления, сравнительный (компаративный)
метод – для сопоставления характера исследуемого явления в различных
педагогических системах.
Практическое
значение исследования заключается в возможности использования полученных
результатов в курсе лекций и семинарских занятий по лингвистике, методике
преподавания русского языка в средней школе.
Структура
исследования соответствует его целям и задачам. Работа состоит из введения,
двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Для
филологических исследований ХХІ века характерна антропоцентрическая парадигма,
согласно которой языковая личность воспринимается как центр лингвистической
проблематики, а язык — как инструмент к пониманию ментальных процессов, ведь он
выполняет не только информативную, коммуникативную, эмотивную функцию, но и
фиксирует весь комплекс знаний и представлений данного языкового сообщества о
мире. Таким образом, язык следует рассматривать как некий культурный код нации,
а не просто как орудие общения и познания.
Лингвоспецифические
особенности менталитета ярче всего выявляются путём анализа его семантических
компонентов — концептов, которые образуют своеобразную концептосферу,
являющуюся компонентом языковой картины мира. Несмотря на достаточную степень
изученности анализируемой проблемы, научный интерес к особенностям
взаимоотношений языка и культуры не ослабевает.
Использование интерактивных форм обучения в школьной образовательной
практике является мощным дополнительным фактором, способствующим активизации
мотиваций у обучаемых подопечных.
Этот этап школьного обучения является одним из тех экспериментальных площадок,
где данная образовательная технология может быть внедрена с максимальной
успешностью и минимальными шансами на неудачу. Как правило, для детей одной из
важнейших сфер любой продуктивной деятельности является игра и различные её
формы. Этот фактор является неотъемлемой составляющей частью общей
карнавализации как одной из ключевых характеристик, формирующих культурный срез
человеческой жизнедеятельности. Через игровые элементы занятия формируется
желание постигать словарные умения и навыки в дальнейшем, на основе полученных
знаний сформулировать собственные
высказывания. Такая работа очень важна и оказывает непременное влияние на
будущее всестороннее развитие школьника, в частности, в сфере гуманитарного
знания.
Русский язык выступает, прежде всего, как средство приобретения сведений
в самых различных областях знания, то есть его содержанием являются сведения из
разных областей знания, например, литературы, искусства, истории, географии. На
уроках расширяется речевой опыт учащихся за счет новых языковых средств и
ситуаций общения. В учебном процессе особое место занимает систематизация
приобретенных и приобретаемых знаний, навыков и умений, их дальнейшее
совершенствование, в том числе совершенствование умений самостоятельно решать
коммуникативные задачи в предлагаемых в учебнике ситуациях общения, выражать
личное отношение к воспринимаемой и передаваемой информации. Работа над
языковыми средствами общения интегрируется в общий процесс развития у учащихся
коммуникативной и межкультурной компетенций.
Наряду с этим важно дать учащимся наглядное представление о жизни,
традициях, языковых реалиях. Этой цели могут служить учебные видеофильмы,
использование которых способствует реализации важнейшего требования
коммуникативной методики представить процесс овладения языком как постижение
живой иноязычной действительности.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА
УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА 1.1. Понятие языковой личности в профильных исследованиях
Проблема языковой личности – одна из
важнейших в современной науке – может быть решена на междисциплинарном уровне,
что вписывается в общий процесс гуманизации научных дисциплин, изучающих
человека как представителя социума. Языковая личность – это человек,
рассматриваемый нами также с точки зрения его готовности производить речевые
поступки; это тот, кто присваивает язык, для кого язык есть речь. Языковая
личность характеризуется не только тем, что она знает о языке, но и тем, что
она может с языком делать. Готовность к речевым поступкам существенно важна, и
человек психически формируется в связи с формированием этой готовности.
Ю.Н. Караулов предлагает под языковой
личностью понимать совокупность способностей и характеристик человека, которые
обусловливают создание и восприятие им речевых произведений (текстов). Они
различаются: а) степенью структурно-языковой сложности, б) глубиной и точностью
отражения действительности, в) определенной целевой направленностью [13, с.
36]. В этом определении автор соединяет способности человека с особенностями
порождаемых им текстов.
Ю.Н. Караулов предлагает трехуровневое
представление структуры языковой личности (дискурса): вербально-семантический
(лексикон); когнитивный (тезаурус); мотивационно-прагматический (прагматикон)
[13, с.48-61].
Вербально-семантический
уровень предполагает для носителя нормальное владение естественным языком, а
для исследователя – традиционное описание формальных средств выражения
определенных значений. Задача исследователя при анализе дискурса личности на
этом