Курсовая с практикой на тему Формирование языковой картины мира англичан
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
§ 1. Суть и понятие «языковой картины мира» 5
§ 2. Национальная картина мира 9
§ 3. Процесс развития английской языковой картины мира 12
§ 4. Вербализация основных качеств современной английской картины мира 16
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Введение:
Языковая картина мира не стоит в ряду со специальными картинами мира (химической, физической и др.), она им предшествует и формирует их, потому что человек способен понимать мир и самого себя благодаря языку, в котором закрепляется общественно-исторический опыт – как общечеловеческий, так и национальный.
Концептуальная картина мира призвана отражать знания и представления человека об окружающей действительности, и считается, что она является шире языковой картины мира, так как при её формировании принимают участие наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления. Язык же, в свою очередь, представляет все приобретённые знания в вербализованной форме: языковая картина мира является материальным представлением концептуальной картины мира.
Этот термин является одним из наиболее фундаментальных в области современной лингвистики. Впервые описанный В. фон Гумбольдтом, в плане появления он объяснялся практикой составления идеографических словарей и возникшими далее проблемами в области структуры и содержания лексико-семантических полей и отношений в них, а также требованиями нового антропоцентрического подхода к языку.
Актуальность исследования объясняется интересом изучения особенностей картины мира англичан по причине раскрытия смысловой вариативности и выразительности.
Объектом исследования является особенности языковой картины мира англичан.
Предметом исследования является английская картина мира в аспекте её развития.
Целью исследования является хронологический анализ особенностей развития языковой картины мира англичан и её современное состояние.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1) изучить понятие картины мира с точки зрения менталитета и культуры;
2) рассмотреть национальную картину мира и ее особенности;
3) изучить особенности формирования языковой картины мира как социального явления;
4) рассмотреть современные тенденции в изучении языковой картины мира англичан.
Теоретическая значимость исследования заключается в компиляции, классификации и анализе теоретического материала, что упрощает последующее изучение в контексте тематики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Основные методы исследования включают в себя обобщение, анализ, классификацию, концептуальный анализ рассмотренных художественных произведений.
Теоретическая база исследования включает в себя работы Ю.Д. Апресяна, А. Вежбицкой, Р. Ладо, З.Д. Поповой, А.А. Потебни и других.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Как итог проделанного исследования, можно сделать следующие выводы работы:
1. Языковая картина мира это «набор знаний», записанных в языковой форме. Языковой образ мира формирует тип отношений между человеком и миром (природой, животными, самим собой как элементом мира). Он устанавливает нормы поведения человека в социуме и определяет его отношение к окружающей среде.
2. Языковая картина мира является, с одной стороны, национальной, а с другой универсальной.
3. Языковая картина мира обусловлена культурой (традициями, обычаями), национальным менталитетом, национальным характером, образом жизни, природным ландшафтом, воспитанием, обучением и другими факторами.
4. Национальный менталитет и национальный характер можно выявить на основе анализа семантики и концептов в анекдотах, пословицах, поговорках, идиомах, терминологических единицах, художественной литературе, фольклоре и т.д.
5. Особенности британской картины мира: умеренность, эмоциональная сдержанность, консерватизм, законопослушность, вежливость, дистанцирование, «честная игра», английское чувство превосходства, прагматизм и рационализм. Это индивидуалистический тип культуры.
Языковая картина мира воплощается во всех аспектах языка, особенно в лексическом и грамматическом измерениях. Она формируется веками. Поэтому овладение языком это, прежде всего, пассивное и активное понимание значений и основных понятий и представлений того или иного народа.
Фрагмент текста работы:
§ 1. Суть и понятие «языковой картины мира»
Феномен, известный как «картина мира», так же стар, как и само человечество. Возникновение первых примеров явления совпадает с процессом развития человека. Однако реалия «картины мира» лишь недавно стала предметом научного и философского осмысления.
Характеризуя понятие, необходимо различать три важных взаимосвязанных, но различных аспекта:
1) реальность, называемую «картиной мира»;
2) концепцию «картины мира», которая воплощает теоретическое понимание этой реальности;
3) термин «картина мира».
Касательно самого наименования понятия, в исследованиях отмечается, что он был введен в физике в конце девятнадцатого и начале двадцатого веков. Генрих Герц был одним из первых учёных, кто применил этот термин к физическому миру. Г. Герц интерпретировал концепт как набор внутренних образов внешних объектов, которые «отражают их фундаментальные свойства, включая минимум пустых, избыточных отношений, хотя их можно было бы и вовсе избежать, поскольку образы создаются разумом» [6, с. 207]. Согласно Герцу, внутренние образы или символы внешних объектов, создаваемые исследователем, должны быть логическими следствиями этих представлений.
Создаваемые образы не должны противоречить законам человеческого мышления, которые являются внутренними отношениями и отношениями внешних вещей; они должны отражать внутренние свойства объектов, включая наименее «лишние» или «пустые» отношения. По мнению Г. Герца, полностью избежать «пустых» отношений невозможно, поскольку образы создаются нашим сознанием и во многом зависят от свойств метода отражения реальности.
Современные исследователи определяют картину мира как «глобальный образ мира, лежащий в основе мировоззрения человека, т.е. фундаментальный атрибут мира в человеческом понимании сквозь его умственную и познавательную деятельность» [14, с. 66]. Однако «мир» следует понимать не только как визуальную реальность, или реальность, окружающую человека, но и как отношение «сознание-реальность» в их едином и гармоничном симбиозе по отношению к человеку.
Поскольку формирование картины мира включает в себя все аспекты психической деятельности человека, начиная от ощущений, восприятия, понятий и мыслей и заканчивая менталитетом, трудно говорить о каком-либо из процессов, связанных с формированием картины мира человека. Человек думает о мире, понимает его, чувствует его, познает его и размышляет о нем. В результате этих процессов у человека формируется образ мира, или мировоззрение.
Отпечаток «картины мира» можно найти в языке, жестах, искусстве, музыке, ритуалах, обрядах, предметах, мимике, поведении людей и так далее. Картина мира формирует тип отношения человека к существующей реальности природе, другим людям, который задает нормы поведения человека в мире и определяет его отношение к жизни [3, с. 45].
Что касается отражения картины мира в языке, то введение понятия в антропологической лингвистике позволяет выделить две стороны человеческого влияния на язык психофизиологическую и индивидуальную характеристики, составляющие атрибуты языка.
Язык напрямую связан с двумя процессами, имеющими отношение к картине мира. Во-первых, именно в нем формируется языковая картина мира, один из самых глубоких слоев картины мира человека. Во-вторых, сам язык выражает и интерпретирует другие образы человеческого мира, которые с помощью определенной лексики входят в речь и придают ей человеческий характер, культуру. С помощью языка эмпирические знания, приобретенные индивидом, преобразуются в коллективное достояние, коллективный опыт.