Курсовая с практикой Педагогика/Психология Теоретическая педагогика

Курсовая с практикой на тему Формирование взаимоотношений учителя и учащихся в рамках новой образовательной парадигмы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ 5
1.1. Понятие стиль педагогического руководства учителя в свете новой парадигмы образования 5
1.2. Виды стилей педагогического руководства учителя 7
Выводы по главе 1 12
2. ДИАГНОСТИКА СТИЛЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РУКОВОДСТВА И ИХ СООТВЕТСТВИЯ ТРЕБОВАНИЯМ ФГОС 14
2.1 Диагностика стилей педагогического общения 14
2.2 Рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в коммуникативной сфере 17
Выводы по главе 2 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 20
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 25
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 28

  

Введение:

 

Актуальность темы работы объясняется тем, что успешность обучения детей в школе обусловлена характером организации учебно-воспитательного процесса, эмоциональным фоном, сопровождающим обучение, т.е. стилем общения педагога с детьми, особенностями взаимоотношений учителя и обучающихся.
Актуальность темы данной работы также обусловлена увеличением внимания к проблеме повышения качества обучения в образовании. Способы решения данной проблемы коренным образом затрагивают не только изменение в структуре процесса обучения и воспитания, но и предъявляют новые требования к личности педагога, к профессиональным и прежде всего коммуникативным компетенциям педагога в свете требований ФГОС.
Исследованием и изучением стилей педагогического общения, сущности взаимоотношений педагога и обучающихся занимались многие ученые: М.Ю. Кондратьев, И.А. Зимняя, А.Г. Исмагилова, А.А. Коротаев, А.Н. Леонтьев, Я.Л. Коломинский, В.А. Кан-Калик, К. Эдварс, А.К. Маркова, Т.С. Тамбовцева, Н.А. Березовин и др.
Целью курсовой работы является анализ особенностей формирования взаимоотношений учителя и учащихся в рамках новой образовательной парадигмы, актуальных проблем формирования профессиональной компетентности и педагогической культуры учителя (в условиях реализации ФГОС).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
 изучить состояние проблемы в теории и практике педагогического образования;
 определить структуру и содержание педагогической культуры учителя в контексте современных тенденций развития общества и школы;
 выявить и обосновать педагогические условия, пути и средства формирования педагогической культуры учителя;
 выявить специфику современного стиля педагогического общения в свете требований ФГОС;
 провести диагностику стилей педагогического общения на примере учителей старших классов школы;
 на основе анализа полученных результатов разработать рекомендации по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов в коммуникативной сфере в свете требований ФГОС и формированию педагогической культуры учителей.
Объектом исследования являются взаимоотношения учителя и учащихся в рамках новой образовательной парадигмы.
Предмет исследования – проблемы формирования педагогической культуры и профессиональной компетентности учителя в соответствии с требованиями ФГОС.
Информационно-эмпирическая база исследования. Правовую и информационную базу исследования составили: действующие нормативно-правовые акты Российской Федерации, регулирующие сферу трудовых отношений; монографии и статьи в периодических журналах по проблеме формирования взаимоотношений учителя и учащихся в рамках новой образовательной парадигмы.
Нормативно-правовой основой послужили законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, Федеральные законы, локальные нормативно-правовые акты, регулирующие сферу трудовых отношений.
Методологической основой исследования явились важнейшие положения диалектико-материалистического учения о единстве теории и практики, о ведущей роли деятельности в формировании личности, а также концепции культурологического (В.В.Давыдов, Б.Т.Лихачёв и др.); личностно-деятельностного (А.Н.Леонтьев, В.А.Сластёнин, Д.Б.Эльконин и др.); системно-структурного (Ф.Ф.Королёв, С.Л.Рубинштейн, Н.В.Кузьмина, Т.А. Ильина и др.); системно-функционального (Н.М.Таланчук) подходов к процессу формирования личности учителя.
Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по формированию педагогической и коммуникативной культуры учителя, а также критериев её сформированности, что способствует совершенствованию подготовки будущего учителя к учебно-воспитательной деятельности в обновляющейся школе.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Рассмотрев понятия стиля взаимоотношений учителя и учащихся, педагогической культуры и коммуникативной компетентности педагога, основные подходы к его определению в отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературе, была выявлена специфика коммуникативной компетентности и педагогической культуры учителя, самым тесным образом связанная с его позицией по отношению к ребенку, образовательной технологией, выбором релевантных модульно-компетентностному подходу, лежащему в основе ФГОС, способу организации процесса повышения квалификации и формирования профессиональной компетентности учителей старших классов школы.
1. С позиций личностно-деятельностного и гуманистического подходов определено содержание педагогической культуры учителя на современном этапе развития общества и школы, её реформирования. Структура педагогической культуры учителя в единстве составляющих её компонентов: потребностно-мотивационного, интеллектуального, духовно-нравственного и деятельностно-практического, благодаря высокому развитию которых обеспечивается результативность работы учителя, его способность к культуротворческой деятельности и создаются условия для формирования культуры личности школьника.
2. Целью экспериментального исследования было определение конструктивных и неконструктивных стилей педагогического общения преподавателей и разработка рекомендаций по оптимизации неконструктивных стилей педагогического общения с целью повышения качества обучения в рамках модульно-компетентностной модели, основанной на формировании компетенций обучающихся.
3. Анализ содержания выделенных в результате проведенного исследования стилей педагогического общения показал, что наличие данных линий в развитии педагогического общения, идет по пути противопоставления как личностных, профессиональных установок педагога по отношению к целям, методам обучения и воспитания обучающихся, так и по линии роли педагога в образовательном пространстве.
4. Сравнив результаты использованных методов, можно заключить, что важным и необходимым фактором оптимизации и эффективности педагогического общения было бы внедрение опыта исследования проблем педагогического общения в практику обучения и разработку комплекса упражнений, необходимых для профессиональной психолого-педагогической подготовки и переподготовки некоторых педагогов.
5. Ввиду важности выявления конструктивных и неконструктивных стилей в свете внедрения новых федеральных государственных образовательных стандартов, повышающим требования к результатам образования, выбору адекватных образовательных технологий для реализации компетентностного подхода в обучении, разработке рекомендации по оптимизации стилей педагогического общения был посвящен заключительный параграф работы. Наиболее эффективной формой педагогического общения в старшей школе был определен диалог, который представляет собой общение двух или более субъектов посредством языка.
Таким образом, стиль педагогического общения, основанный на диалоге, логически вытекает из новой парадигмы образования.

   

Фрагмент текста работы:

 

. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ УЧИТЕЛЯ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

1.1. Понятие стиль педагогического руководства учителя в свете новой парадигмы образования
В рамках новой образовательной парадигмы, обозначенной внедрением в образовательное пространство страны ФГОСов, пред педагогом поставлена задача обучать учащегося не сумме знаний, а способам мышления, умению самостоятельно искать новые способы решения задач, свободно осуществлять деятельность в стандартных и нестандартных ситуациях.
В основу разработки новых государственных стандартов образования которых был положен системно-деятельностный подход, основанный на системе универсальных учебных действий и соответствующей новым целям обновленной системе обучения.
В центре обучения в рамках новой образовательной парадигмы – уже не только и не столько собственно передача знаний и накопленного опыта, а прежде всего развитие учащегося, помощь в личностном росте и самореализации. Сам педагогический процесс должен был строиться в виде диалога, где не существует однозначной истины, т.к. мир многообразен. Учитель и ученик выступают в виде субъектов сотрудничества, совместного творчества.
Общение – это важнейший профессиональный инструмент деятельности педагога. Исследования А.А. Бодалева, Н.В. Кузьминой, В.А. Кан-Калика, А.А. Леонтьева, А.Н. Мудрика, А. И Щербакова и других доказали большое значение общения в труде педагога . Понятие «педагогическое общение» стало предметом специальных научно-педагогических исследований сравнительно недавно – в 70 – 80-е годы ХХ века. В работах многих советских педагогов было доказано, что эффективное обучение возможно только на позициях педагогики сотрудничества. Проблемой изучения структуры педагогического общения занимались Н.С. Трубецкой, А. Гардинер, Р.О. Якобсон, В.А. Артемов, Я. Яноушек и другие. В целом ряде работ (А.В. Бельский, В.А. Артемов, Л.Д. Ревтова, В.И. Кадомцев и др.) были сделаны попытки классифицировать все многообразие речевых действий (речевых задач). Изучением функциональных единиц педагогического общения занимались М.И. Лисина, Л.А. Харева, Т.С. Путиловская, А.К. Маркова, Т.А. Стежко, Л.Н. Никипелова.
Так же в педагогической деятельности достаточно активно исследуются затруднения или трудности взаимодействия между учителем и учащимися с целью определения факторов, влияющих на затруднения, причины, их вызывающие и т.д. (Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.К. Маркова, В.А. Кан-Калик, Е.В. Цуканова, В.В. Рыжов, Л.А. Поварницына и др.).
Исходя из вышесказанного видно, что проблема исследования различных аспектов педагогического общения находит свое широкое распространение в трудах множества педагогов ХХ века. Педагогическое общение – специфическая форма общения, имеющая свои особенности, и в то же время подчиняющаяся общим психологическим закономерностям, присущим общению как форме взаимодействия человека с другими людьми, включающей коммуникативный, интерактивный и перцептивный компоненты .
Педагогическое общение – совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и обучающихся. Исследования в области педагогической психологии показывают, что значительная часть педагогических трудностей обусловлена не столько недостатками научной и методической подготовки преподавателей, сколько деформацией сферы профессионально-педагогического общения. Будет ли педагогическое общение оптимальным, зависит от педагога, от уровня его педагогического мастерства и коммуникативной культуры .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы