Курсовая с практикой на тему Формирование устных вычислительных навыков у младших школьников на уроках математики в дидактической игре
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 2
ГЛАВА I.
Теоретические основы формирования устных вычислительных навыков младших
школьников в дидактической игре. 5
1.1.
Сущность понятий «вычислительный навык», «вычислительный приём». Классификация вычислительных
приёмов. 5
1.2.
Понятие «вычислительный навык» и этапы его формирования. 9
1.3.
Сущность понятия «дидактическая игра». Виды, компоненты и функции дидактической
игры.. 17
Выводы
по 1 главе. 29
ГЛАВА II.
Эмпирическая работа по выявлению уровня сформированности вычислительных навыков
у младших школьников. 30
2.1.
Характеристика базы исследования и диагностического материала. 30
2.2.
Анализ результатов проведения исследования по выявлению уровня сформированности
вычислительных навыков у младших школьников. 35
Выводы
по 2 главе. 38
Заключение. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 41
Приложение. 46
Введение:
С введением нового
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования от учителя требуется умение придать учебному и воспитательному
процессу развивающий характер, активизировать познавательную деятельность
учащихся. Кроме того, в ходе обучения математике необходимо развивать у
учеников начальных классов личностные, познавательные, коммуникативные,
регулятивные универсальные учебные действия, также развивать у младших
школьников способность сравнивать, рассуждать, наблюдать и т.д.
Формирование устных
вычислительных навыков занимает особое место в начальной школе и является одной
из главных задач обучения математике младших школьников. Именно в первые годы
обучения закладываются основные приемы устных вычислений, которые активизируют
мыслительную деятельность учеников, развивают у них память, речь, способность
воспринимать на слух сказанное, повышают внимание и быстроту реакции.
Рассмотрению вопроса об
особенностях формирования устных вычислительных навыков у младших школьников
посвящены работы М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой, А.В. Белошистой, В.В.
Давыдова, Н.Б. Истоминой, В.С. Кравченко, В.П. Ручкиной и других педагогов и
методистов.
Проблема включения в
уроки математики дидактических игр с целью обучения и развития младших
школьников рассматривается в работах Р.И. жуковской, И.Г. Золотой, О.В.
Коноваловой, О.П. Куличковой, Е.А. Маркушевской и других авторов. В указанных
работах дидактическая игра рассматривается как эффективный метод обучения
младших школьников вычислительным приемам, способствующий также формированию
интереса детей к урокам математики.
Однако, не смотря на
обозначенную важность формирования вычислительных навыков, их уровень у младших
школьников не всегда высокий, педагоги испытывают трудности в подборе
дидактических игр, соответствующих целям обучения. Этим положением можно
объяснить актуальность темы исследования. Объект исследования: формирование устных вычислительных
навыков младших школьников.
Предмет исследования: приемы формирования устных вычислительных
навыков младших школьников посредством организации дидактической игры.
Цель исследования: определить педагогические условия
формирования устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической
игре.
Для достижения
поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить и
проанализировать психолого-педагогическую, методическую литературу по проблеме
формирования устных вычислительных навыков младших школьников.
2. Определить сущность и
содержание понятий «вычислительный прием», «вычислительный навык»,
педагогические условия формирования устных вычислительных навыков младших
школьников.
3. Выявить значение
дидактической игры в формировании устных вычислительных навыков младших
школьников.
4. Подобрать и
апробировать диагностический материал, позволяющий выявить уровень
сформированности устных вычислительных навыков младших школьников.
Для реализации
сформулированных задач применялись следующие методы:
— теоретический анализ
педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические методы:
диагностический педагогический эксперимент, математическая обработка полученных
данных, графическая обработка полученных данных.
База
исследования: МБОУ «Татарская СОШ» Черлакского района Омской
области.
Значимость исследования состоит в том, что были
определены педагогические условия формирования устных вычислительных навыков
младших школьников, возможности дидактической игры как метода организации
обучения младших школьников устным вычислительным приемам.
Работа состоит из введения, двух
глав (теоретический анализ педагогической литературы, описание эмпирической
работы), заключения списка использованных источников, приложения.
Заключение:
В ходе проведенного исследования была
поставлена цель определить педагогические условия
формирования устных вычислительных навыков младших школьников в дидактической
игре. Для достижения поставленной цели в теоретической части исследования была
изучена педагогическая. Методическая литература по проблеме формирования устных
вычислительных навыков у младших школьников. В результате были сделаны
следующие выводы.
Одной из важнейших задач математического
образования в начальной школе является овладение учащимися вычислительными
приемами, под которыми понимается совокупность операций, приводящая к
нахождению результата вычислений в выражениях определенного типа. В программах
для начальной школы предусмотрено обучение учащихся письменным и устным
вычислительным приемам. Предлагаемая классификация вычислительных приемов по
теоретической основе позволяет учителям рационально планировать процесс
обучения, предвидеть его результаты, использовать разнообразные технологии.
Овладение вычислительными приемами на уровне
автоматизма свидетельствует о наличии сформированных вычислительных навыков.
Процесс формирования устных вычислительных навыков происходит в несколько
этапов, к которым относятся подготовка к восприятию вычислительного приема,
восприятие нового материала, осознание и осмысление всех характеристик
вычислительного приема, закрепление и применение сформированного
вычислительного умения на других примерах, формирование вычислительного навыка.
В процессе формирования устных вычислительных навыков
у младших школьников развиваются внимание, память, мышление, способность
прогнозировать и планировать свои действия, рациональность.
Особенности младшего школьного возраста диктуют
необходимость выбора таких технологий в обучении, которые будут способствовать
формированию и развитию интереса к учебной деятельности. Одной из таких
технологий является дидактическая игра. Дидактические игры могут применяться
как на отдельных этапах урока, так и охватывать весь урок. Также дидактические
игры могут применяться на разных этапах формирования устных вычислительных
навыков младших школьников. Для достижения развивающего, обучающего и воспитывающего
эффекта дидактическая игра должна соответствовать следующим требованиям:
соответствовать теме и задачам урока (этапа урока), возрастным особенностям,
содержать четкие правила, поддерживаться необходимым оборудованием, должны быть
подведены итоги игры. В практической
части исследования было проведено изучение уровня сформированности устных
вычислительных навыков учащихся 2 класса МБОУ «Татарская СОШ» Черлакского
района Омской области на основании наблюдения за деятельностью учащихся во
время уроков, результатов проведенного математического диктанта. При анализе
сформированности устных вычислительных навыков обращалось внимание на такие
элементы как правильность, прочность, рациональность, обобщенность. Результаты
исследования были зафиксированы в таблицах и диаграммах. В целом, можно сделать
вывод о том, что в данном классе необходимо больше уделять внимание развитию
вычислительных навыков, с этой целью могут быть использованы дидактические игры
на этапе устного счета.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования устных
вычислительных навыков младших школьников в дидактической игре
1.1. Сущность понятий
«вычислительный навык», «вычислительный приём». Классификация вычислительных
приёмов
Одной из важнейших задач обучения математике в
начальной школе является формирование у младших школьников вычислительных
навыков. Это объясняется тем, что изучение практически всех областей
математического знания невозможно без вычислительных умений.
В свою очередь развитие вычислительных умений
способствует формированию у младших школьников таких универсальных учебных
действий как умение планировать деятельность в соотношении с поставленной
задачей, анализировать поставленную задачу и определять рациональные средства
для ее решения, формированию гибкости и рациональности мышления,
способствует развитию памяти, внимания,
восприятия.
Под вычислительным приемом В.П. Ручкина понимает
совокупность операций, приводящую к нахождению результата вычислений в
выражениях определенного типа.
В современной методике обучения математике младших
школьников применяются в основном два вида классификации вычислительных
приемов: по способу вычислительных действий и по определению теоретической
основы вычислительных действий. Выделение вычислительных приемов в определенные
группы дает возможность использовать общие подходы к методике формирования
соответствующих навыков.
По способу производства вычислительные приемы
подразделяются на устные, письменные и полуписьменные. В данном исследовании мы
проанализируем механизмы формирования устных вычислительных приемов у младших
школьников.
Определяя характерные особенности устных вычислений,
В.П. Ручкина отмечает, что в сформированном виде такие вычисления производятся
мысленно, без записи чисел либо записываются только выражения и результат.
Устные задания являются необходимой частью урока математики в начальной школе и
должны соответствовать общим дидактическим целям и задачам урока. В устных вычислениях выделяется следующая совокупность операций:
— разбивка одного из чисел на части (разрядные
слагаемые или удобные слагаемые, множители и др.), что приводит к получению
составного выражения;
— применение свойства арифметического действия для
изменения порядка действий в полученном составном выражении с целью применения
удобного способа вычисления;
— выполнение во вновь полученном составном выражении
вычислений по правилу порядка действий;
— применение ранее изученных вычислительных приемов.
Туйбаева Л.Я., Полиева Н.Н. все задания, предлагаемые для устного
вычисления младшим школьникам, разделяют на три группы в зависимости от формы
их предъявления:
задания,
предложенные в зрительной форме: таблицы, круговые примеры, магические квадраты
и треугольники, зрительные диктанты, ребусы;
задания,
предложенные в устной (слуховой) форме: математические диктанты, устное решение
задач разных видов: задачи-шутки, веселые задачи, задачи в стихотворной форме;
к
зрительно-слуховой форме относятся примеры-цепочки, графические диктанты,
которые могут быть заданы в разнообразном виде.[35]