Курсовая с практикой на тему Формирование успешности старшеклассников в условиях общественного объединения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ 6
1.1. Особенности развития ценностно-смысловой сферы подростков 6
1.2. Характеристика формирования успешности, путем развития ценностно-смысловых компенетностей учащихся 14
1.3. Общественные объединения и движения 21
Выводы по главе 26
ГЛАВА 2. РОЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ 27
2.1. Особенности формирования успешности учащихся во внеурочной деятельности 27
2.2. Объединение «Школа авторского телевидения» 32
2.3. Практические рекомендации по организации внеурочной работы 44
Выводы по главе 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Актуальность исследования. Современное общество требует воспитания самостоятельных, инициативных, ответственных граждан, способных эффективно взаимодействовать в выполнении социальных, производственных и экономических задач. Для выполнения этих задач необходимо развитие личностных качеств и творческих способностей человека, умений самостоятельно приобретать новые знания и решать проблемы, ориентироваться в жизни общества. Именно эти приоритеты лежат в основе реформирования современной общеобразовательной школы, главная задача которой — подготовить компетентную личность, способную находить правильные решения в конкретных учебных, жизненных, а в будущем и профессиональных ситуациях. Поэтому актуальной задачей современной школы является реализация компетентностного подхода в обучении, который предусматривает направленность воспитательного процесса на формирование и развитие ключевых компетенций личности.
Современный период российской истории и образования – время смены ценностных ориентиров. Крупные социально-политические изменения, происходившие в 1990-е гг. прошлого века, негативно сказались на общественной нравственности, гражданском самосознании, на отношении людей к обществу, государству, закону, труду, на отношениях человека к человеку. Противоречия между провозглашаемыми ценностями и фактически формирующимися привели к деформации традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Воспитание гражданина и патриота своей страны, высоконравственного, творческого, компетентного, успешного человека стало приоритетной задачей [60].
В едином образовательном процессе должны дополнять друг друга учебная и внеучебная деятельность, решая задачи ФГОС. Стандарт указывает, что его результатами должны стать, кроме предметных и метапредметных, еще и личностные результаты – система ценностных ориентаций, интересы, толерантность. Развитие личности и, в первую очередь, ее духовной сферы связывается с построением ею собственной иерархии ценностей-целей, формируемых под воздействием этнокультурных традиций, а также индивидуального жизненного опыта, приобретаемого в процессе воспитания и самовоспитания [3].
Важным средством развития компетенций у школьников является внеурочная деятельность, которая характеризуется разными видами активности – умственной или физической. Реализация внеурочной деятельности предполагает формирование в каждом ученике нравственного, познавательного, коммуникативного, эстетического и физического потенциала, их становление и развитие [12].
Все это обусловило определение проблемы нашего исследования, связанной с внеурочной деятельностью как средством развития у школьников ценностно-смысловой компетентности.
Объект исследования – процесс формирования успешности учащихся старших классов.
Предмет исследования – методы и средства формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности в условиях общественного объединения.
Гипотеза исследования: формирование успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности будет эффективным, если:
будут обеспечены потенциальные возможности внеурочной деятельности как фактора формирования компетентности учащихся;
осуществляется деятельность общественных объединений как средства формирования успешности учащихся во внеурочной деятельности, включающий целевой, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты;
определены и реализованы организационно-педагогические условия эффективного формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности;
определены критерии уровня сформированности успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Цель исследования – исследовать особенности формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности (на примере проекта «Школа авторского телевидения»)
Задачи исследования:
1. Изучить содержание компетентностного подхода.
2. Определить характеристику успешности учащихся.
3. Рассмотреть особенности формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
4. Разработать проект «Школа авторского телевидения».
Методы исследования. В работе использованы различные методы научного познания:
— теоретические: историко-логический анализ философской, социологической и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;
— эмпирические: наблюдение, опытно-поисковая работа, направленная на разработку программы развития у школьников успешности.
Теоретическая значимость полагает в том, что были определены основные направления формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты работы могут быть использованы учителями и классными руководителями при планировании воспитательной и внеурочной работе, направленной на формирование успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности.
База исследования — МБОУ «Школа №1».
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Заключение:
В работе представлены основные результаты исследования особенностей формирования успешности учащихся старших классов во внеурочной деятельности в условиях общественных объединений. Данное исследование было направлено на реализацию главной задачи — выявление психологических закономерностей и тенденций указанного процесса.
Была определена сущность понятия «компетентностный подход», выявлены основные содержательные элементы. Идея компетентностного подхода — один из ответов на вопрос, какой результат образования необходим личности и востребован современным обществом.
Формирование компетентности ученика на сегодняшний день является одной из актуальных проблем образования и может рассматриваться как выход из проблемной ситуации, возникшей из-за противоречия между необходимостью обеспечить качество образования и невозможностью решить эту проблему традиционным путем.
Речь идет о компетентности как о новой единице образованности человека, при этом внимание акцентируется на результатах обучения, в качестве которых рассматривается не сумма заученных знаний, умений, навыков, а способность действовать в различных проблемных ситуациях.
Определено, что реализация компетентностного подхода в обучении будет успешной при условии комплексного обеспечения всех составляющих учебного процесса, а именно: четкого определения целей обучения, подбора соответствующего содержания обучения, обновления учебно-методического обеспечения, отбора эффективных методов, приемов обучения и форм организации учебной деятельности, соответствующей профессиональной подготовки учителя.
Таким образом, компетентность не сводится ни к знаниям, ни к умениям. Компетентность – это та цепочка, которая связывает знания и деятельность человека.
Формирование успешности путем развития ценностно-смысловых ориентаций в содержании образования возможно при условии создания соответствующих задач, тестов, требующих оценочного аспекта каждым учеником.
Особенно это касается предметов гуманитарного цикла. Ценность внеурочной работы, прежде всего, в том, что она носит добровольный характер, соответственно, это дает возможность педагогическому коллективу и отдельному учителю организовать деятельность учащихся по интересам, создать благоприятные условия для развития индивидуальных способностей, инициативы и познавательной самостоятельности учащихся.
Исследовательский подход во внеурочной деятельности позволяет сместить центр внимания учащихся с традиционного обучения на самостоятельное ознакомление и усвоение информации; овладение умениями и навыками, различными способами деятельности; обучение отношений с другими людьми.
Это и рецензирование учащимися ответов своих одноклассников; творческие работы; подготовка проблемных сообщений; решение дифференцированных задач; написание и защита рефератов, научных работ или проведение индивидуальных исследований и др.
Важно то, что организация и содержание урочной учебно-исследовательской работы должен органично сочетаться с внеурочной научно-исследовательской работой, что, безусловно, будет только способствовать формированию исследовательской позиции, исследовательского стиля жизни, как и личности ученика в целом.
В разработке внеурочной исследовательской деятельности могут быть задействованы как учителя, так и ученые — преподаватели высших учебных заведений.
Стоит отметить, что особенностью исследования в учебном процессе является то, что оно имеет учебный характер и предполагает развитие личности, ее творческих способностей, развитие отдельных умений и навыков как основы для формирования отдельных компетенций.
Это очень важно с точки зрения решения задач обучения в профильной школе (в классах общественно-гуманитарного направления). Ведь уровень сформированности компетентности учеников определяется, в частности, их способностью к исследовательской деятельности, умением критически осмысливать, анализировать документы и делать собственные выводы, сравнивать данные из разных источников, иметь простейшие навыки исследования и собственного суждения.
Исследования современного состояния массовой практики обучения в школах свидетельствует об определенных проблемах в деятельности многих учителей:
— для проведения внеурочной работы избираются традиционные, пассивные методы обучения, из интерактивных методов применяются только несколько;
— недостаточно используются возможности документов, дополнительной литературы, интернет-источников или неэффективно организуется работа с ними
— при организации познавательной деятельности учащихся на внеурочных занятиях и мероприятиях не планируются ожидаемые результаты деятельности учащихся, не соблюдается психологически и дидактически обусловленная структура, не проводится рефлексия деятельности.
Такие этапы познавательной деятельности, как мотивация, понимание целей и задач занятия, проведение учащимися рефлексии собственной деятельности вообще отсутствуют. Эти недостатки снижают как заинтересованность учащихся содержанием предмета, так и уровень эффективности внеурочных занятий в школе.
Разрабатывая план внеурочной исследовательской работы, учитель должен ставить задачей развивать у учащихся исследовательские умения, о которых речь шла в предыдущем разделе.
Важное значение приобретает формирование таких способностей, как готовность выступать перед одноклассниками, аргументировать свою позицию со ссылками на источники, строить доказательства в опровержение, уметь вести как устные, так и письменные дискуссии.
Именно поэтому важны и методы обучения в дискуссии, поскольку во время дискуссии, согласно исследованиям американских ученых, запоминается 40% учебного материала, в четыре раза больше, чем в процессе самостоятельного чтения, и в восемь раз больше, чем во время слушании лекций.
Наиболее употребляемыми среди них есть круглый стол, заседание экспертной группы (или петельная дискуссия), форум; симпозиум, дебаты, судебное заседание, концентрические круги, «6x6x6».
В ходе исследования, прежде всего, были определены ведущие аспекты формирования успешности и соответствующие диагностические критерии, согласно которым проектировалась общая стратегия и конкретные пути исследования: когнитивный компонент (определенный уровень развития ценностных представлений и знаний, что гипотетически могут определять направленность поведения и деятельности личности — например, нормативный идеал «Доброта» по Ш. Шварцу), эмотивный компонент (отношение учащегося к себе и другим — например, «Альтруистический смысл» по В. Котляковой), регулятивный компонент (стратегии и тактики, которыми реально руководствуется в своем поведении старшеклассник.
Был разработан проект «Школа авторского телевидения», как тьюторский центр дополнительного образования.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УСПЕШНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ
1.1. Особенности развития ценностно-смысловой сферы подростков
Современная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, которые происходят сейчас во всем мире, и в нашей стране в частности. Модернизации касаются все мировые тенденции и инновации: личностно-ориентированный подход, информатизация, интеграция и тому подобное. К ним относится и компетентностный подход, появление которого связано, прежде всего, с кризисом образования, что заключается в противоречии между программными требованиями к ученику, запросами общества и потребностями самой личности в образовании. Ведь долгое время в отечественной системе образования доминировал «знаниевый» подход, результатом обучения, которого была совокупность накопленных учеником знаний (как информации) умений и навыков [70, с. 50].
Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в которой владение знаниями, умениями и навыками является необходимым, но недостаточным результатом образования. От человека требуются умение ориентироваться в информационных потоках, осваивать новые технологии, самообучаться, искать и использовать новые знания, обладать такими качествами, как универсальность мышления, динамизм, мобильность.
Приведем определения «компетентности», которые были сгруппированы следующим образом:
1) характеризующие компетентность через ее внешние проявления: компетентность – это способность человека действовать за пределом учебных сюжетов и ситуаций (В. А. Болотов) [15] или способность к переносу знаний, умений и навыков за пределы условий, в которых эти знаний, умения и навыки изначально сформировались (В. В. Батышев) [13], способность выносить квалифицированные суждения, принимать адекватные решения в проблемных ситуациях, достигая, в результате, поставленных целей (А. Л. Бусыгина) [19].
Эти определения обусловливают необходимость включения в структуру компетентности определенных характеристик мышления, в частности, творческих характеристик, обеспечивающих, в том числе, способность экстраполировать знания и умения в новые области их применения, самостоятельность в принятии решений, способность к разрешению проблем.
2) исходя из которых можно выделить структурные компоненты компетентности: компетентность – это обладание компетенциями, охватывающими способности, готовность познания и отношения (образы поведения), необходимые для выполнения деятельности (В. И. Байденко) [7], наличие у человека способности и умения выполнять определенные трудовые функции (А. К. Маркова) [51], готовность и способность к деятельности, а так же ряд личностных качеств (О. М. Атласова) [6].
3) в которых четко отражен авторский взгляд на структуру компетентности (относятся, преимущественно, к профессиональной компетентности):
— Г. М. Коджаспирова характеризует профессиональную компетентность как владение специалистом необходимой суммой знаний, умений и навыков, представляющих основу формирования профессиональной деятельности, общения и личности специалиста — носителя определенных ценностей, идеалов, сознания [38];
— Л. М. Митина определяет компетентность через совокупность знаний, умений, навыков, способов и приемов их реализации в деятельности, общении и развитии личности и указывает, что, например, компетентный руководитель должен знать еще и возможные последствия конкретного способа воздействия, иметь опыт практического использования разных методов руководства [53];