Начальное образование Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение. 2

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования универсальных учебных
действий на уроках русского языка
. 4

1.1 Формирование универсальных учебных действий как
педагогическая проблема  4

1.2 Пути и средства формирования универсальных учебных
действий на уроках русского языка. 10

1.3. Анализ заданий из учебника «Русский язык»,
направленных на формирование УУД.. 16

Выводы по первой главе. 20

 

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию универсальных учебных
действий на уроках русского языка
. 21

2.1 Результаты диагностики универсальных учебных действий
у младших школьников. 21

2.2 Комплекс заданий по формированию универсальных учебных
действий на уроках русского языка. 23

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы.. 32

Выводы по второй главе. 36

 

Заключение. 38

Список литературы.. 40

Приложение…………………………………………………………………….….45

Актуальность исследования обусловлена тем фактом, что глобальные изменения в
организации современной жизни обусловили иной социальный запрос к результатам
образовательного процесса. Если традиционная образовательная парадигма
предполагала, что учащиеся по итогам педагогического процесса должны были
получить перечень необходимых знаний, то современное образование своей целью
предполагает формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих
школьников умением учиться, способностью к саморазвитию и
самосовершенствованию.

На текущий день российская система
образования переживает реформирование, направленное на разработку
педагогических моделей, адекватных социальному заказу общества. Увеличивается
научный интерес к личностной сущности образования как одной из главных идей
стандартов второго поколения. Поиском оптимальных путей и способов введения
коммуникативных технологий в педагогическую науку и сферу образования
занимаются как ученые, так и практико-ориентированные специалисты.

Различные аспекты формирования
универсальных учебных действий у младших школьников изучались Н.П. Ансимовой,
А.Г. Асмоловым, В.В. Давыдовым, А.В. Захаровой, В.П. Зинченко, Э.В.
Ильенковым, А.К. Марковой, О.Н. Молчановой, В.И. Моросановой,
Г.А. Цукерман и др.

Цель исследования:
теоретически обосновать, составить и апробировать комплекс заданий по
формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Объект исследования:
формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности.

Предмет исследования:
формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Гипотеза
исследования:
формирование универсальных учебных действий на
уроках русского языка у первоклассников будет реализовано при соблюдении
следующих педагогических условий:

— использование ресурсов заданий из учебника;

— систематическое применение заданий на
анализ и сравнение;

— комплексная и регулярная работа над
ошибками.

Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили
необходимость решения следующего перечня задач:

1.               
Рассмотреть формирование универсальных учебных
действий как педагогическую проблему.

2.               
Изучить пути и средства формирования
универсальных учебных действий на уроках русского языка.

3.               
Выполнить анализ заданий из учебника «Русский
язык», направленных на формирование УУД.

4.               
Проанализировать результаты диагностики
универсальных учебных действий у младших школьников.

5.               
Составить и апробировать комплекс заданий по
формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Методы исследования:
теоретический анализ литературы по проблеме исследования; обобщение
педагогического опыта; тестирование; педагогический эксперимент; качественный и
количественный анализ эмпирических данных.

Опытно-экспериментальная
база исследования:
в экспериментальной
работе приняли участие два класса – 1 «А» и 1 «Б». Ребята из 1 «А» класса (20
человек) вошли в состав экспериментальной группы. ФИО учителей

Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы,
заключения, списка литературы.
 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!
 

Заключение:

 

По итогам выполнения курсовой работы
удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило
теоретически
обосновать, составить и апробировать комплекс заданий по формированию
универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Для достижения поставленной цели были решены следующие
задачи:

— было рассмотрено формирование универсальных учебных
действий как педагогическая проблема;

— были изучены пути и средства формирования универсальных
учебных действий на уроках русского языка;

— был выполнен анализ заданий из учебника «Русский язык»,
направленных на формирование УУД;

— были проанализированы результаты диагностики универсальных
учебных действий у младших школьников;

— был составлен и апробирован комплекс заданий по
формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка;

— были обобщены результаты опытно-экспериментальной работы.

Качественный и количественный анализ эмпирических данных
позволил доказать гипотезу исследования о том, что формирование универсальных учебных
действий
на уроках русского языка у первоклассников будет реализовано
при соблюдении следующих педагогических условий:

— регулярная реализация работы по закреплению
умения различать гласные и согласные, звонкие и глухие звуки;

— систематическая деятельность,
обеспечивающая закрепление умения соотносить написание и произношение слов;

— организованная деятельность по
закреплению умения подбирать однокоренные слова и навыков словоизменения;

— комплексная и регулярная работа над
ошибками.

Таким образом, цель работы достигнута,
задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.

В заключение работы отметим, что
выполненное исследование имеет как теоретическую, так и практическую
значимость.

Теоретическая значимость исследования
состоит в систематизации и обобщении научно-методической литературы по проблеме
формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка.

Практическая значимость исследования
заключается в возможности использования материалов работы следующими
категориями лиц:

— педагогами начального звена в ходе
преподавания русского языка;

— студентами, обучающими по направлению
«Педагог начального звена», с целью самоподготовки к тематическим семинарским и
практическим занятиям;

— учеными, занимающимися разработкой
схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирического
материала.

 



 

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты изучения формирования
универсальных учебных действий на уроках русского языка

 

1.1 Формирование
универсальных учебных действий как педагогическая проблема

 

Основной
целью начального образования выступает овладение основами коммуникативной,
интеллектуальной, социальной деятельности, а также овладение учебной
деятельностью – т.е. умением учиться [39]. Новые социальные запросы общества
определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное
развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как
«научить учиться». В связи с этим важнейшей задачей современной системы
образования является формирование совокупности «универсальных учебных
действий», обеспечивающих способность личности к саморазвитию и
самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового
социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний
и навыков в рамках отдельных дисциплин. Термин «универсальные учебные действия»
(УУД):

— в
своем широком значении обозначает человеческую способность к
самосовершенствованию и саморазвитию через сознательное и активное присвоение
новейшего социального опыта;

— в
более узком (собственно психологическом значении) определяется как совокупность
действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную
компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых
знаний и умений, включая организацию этого процесса [19].

В
разработанной авторским коллективом во главе с А.Г.
 Асмоловым, «Программе развития универсальных учебных
действий» под компетентностью понимаются «знания в действии». Так же в ней
принимается опыт осуществления на практике компетентностного подхода, например
его обоснованное внимание на достижении учениками способности реализовывать
приобретенные знания и навыки, мотивации и готовности к результативным
действиям. Авторы демонстрируют, что развитие в рамках образовательного
процесса УУД обуславливается тремя взаимно дополняющими друг друга положениями:


развитие УУД в качестве цели процесса образования обуславливает его организацию
и содержание;


развитие УУД протекает в контексте овладения разными предметными дисциплинами;

— УУД,
их качества и свойства обуславливают результативность процесса образования, в
частности овладение умениями и знаниями; выработку образа мира и базовых видов
компетенций ученика, включая личностные и социальные компетентности [10].

Следовательно,
достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов
учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы;
учебную цель; учебную задачу; учебные действия и операции (ориентировка,
преобразование материала, контроль и оценка) [7].

Функции
УУД (универсальных учебных действий) в себе содержат:


обеспечение для ученика возможности самостоятельного осуществления учебной
деятельности, формулирования учебных целей, поиска и использования необходимых
способов и средств достижения, контроля и оценивания процесса и итогов
деятельности;


формирование условий, необходимых для личностного развития, а также для
самореализации на базе готовности к непрерывному образовательному процессу,
компетентности «научить учиться», толерантной жизнедеятельности в рамках
поликультурного общества, высокой мобильности, как профессиональной, так и
социальной;


гарантия результативного овладения ЗУН (знаниями, умениями и навыками), а также
развитием картины мира и компетентностей во всех предметных областях познания
[1].

Универсальный
характер УУД проявляется том, что они:


носят надпредметный, метапредметный характер;


обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного
развития и саморазвития личности;


обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса;


лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо
от ее специально-предметного содержания;


обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических
способностей учащегося [15].

В
системе базовых видов универсальных учебных действий, определяемой ведущими целями
общего образования, выделяют пять блоков: 
личностный; регулятивный; познавательный; знаково-символический;
коммуникативный [22].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы