Курсовая с практикой на тему Формирование умения вести диалог у младших школьников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Глава 1. Теоретико-методические основы развития
диалогической речи младших школьников.
1.1. Сущность и структура
учебного диалога и условия его проведения
1.3. Опыт работы учителей по применению учебных
диалогов в младших классах
Глава 2. Эмпирическое исследование по
развитию диалогической речи младших школьников
2.1. Проведение и анализ
результатов констатирующего эксперимента
2.2. Формирующий этап
эксперимента
2.3 . Контрольный этап эксперимента
Список использованных источников
Введение:
Актуальность проблемы исследования.
Основным требованием к уровню общеобразовательной
подготовки учащихся начальной школы является развитие умений высказываться во всех
доступных для них формах, типах и стилях речи, а ведущим принципом языкового
образования в общеобразовательной школе, в частности в ее начальном звене,
должен стать принцип развития речи.
Как указано в Государственном стандарте начального
образования, разработанном в рамках реформы, образовательной программе
начального общего образования, одной из ключевых компетентностей учащихся
начальной школы является свободное владение государственным языком, что
предполагает активное использование родного языка в различных коммуникативных
ситуациях, в частности в быту, образовательном процессе, культурной жизни
общества и тому подобное [37].
Это объясняется, во-первых, потребностями современного
общества во всесторонне развитой личности, способной убедительно и
аргументированно доказывать собственное мнение, во-вторых, недостаточным
изучением ее в современной методической литературе, в-третьих, несовершенством
умений и навыков младших школьников составлять диалогические высказывания,
в-четвертых, низким уровнем знаний учащихся о диалоге и специфичности его
содержательной, языковой и структурной организации.
Согласно приведенным причинам и потребностям
совершенствовать учебно-воспитательный процесс в начальной школе, выбрана тема
курсовой работы «Формирование умения вести диалог у младших школьников».
Объект исследования – процесс
развития диалогической речи младших школьников.
Предмет исследования — методика
формирования у младших школьников умений и навыков строить высказывания в
учебных диалогах.
Цели исследования:
1.
Проанализировать подходы к определению
сущности и содержания понятия «диалог», «диалогическое единство» в современной
педагогической науке.
2.
Разработать
конспекты уроков по развитию умений диалогической речи.
3.
Продемонстрировать возможные формы и виды
коммуникативных упражнений, способствующих развитию диалогической речи.
Достижению цели способствовало решение следующих задач:
1.
Очертить виды работы учителя над
формированием и развитием устной диалогической речи на уроках родного языка;
2.
Обосновать психолого-педагогические и
методические предпосылки развития у младших школьников диалогической речи;
3.
В процессе наблюдения выявить наиболее
эффективные методы и приемы работы над развитием у учащихся начальных классов
диалогической речи;
4.
Исследовать состояние употребления
учащимися формул речевого этикета, обращений, соблюдение правил общения, норм
литературного произношения.
Для
реализации поставленных задач использовались в комплексе теоретические и
эмпирические методы исследования.
Теоретические:
1.
Изучение и анализ педагогической,
психологической, лингвистической и лингводидактической литературы в
рассмотрении исследуемой проблемы.
2.
Анализ литературных источников, учебных
программ, школьных учебников по родному языку, литературному чтению и
методических пособий;
3.
Теоретический
анализ и синтез при изучении объекта, предмета, целей, задач.
Эмпирические:
1.
Наблюдение за учебно-воспитательным
процессом на всех занятиях начального школьного цикла, беседы с учителями и
учениками с целью диагностики уровня сформированности коммуникативно — речевых
умений младших школьников.
2.
Изучение
результатов речевой деятельности учащихся, математическая статистика.
Практическое
значение исследования: выделение групп коммуникативных умений, разработка
методики развития умений правильно строить диалог, что в свою очередь имеет
важное значение для конкретизации содержания и форм работы в системе развития речи
школьников.
Структура
курсовой работы состоит из: введения, двух глав, выводов к ним, заключения,
списка использованной литературы, приложения.
Информационная база исследования – 1Б класс ООШ
№ 43 г. Ульяновск. Количество детей – 9.
Заключение:
Современное реформирование среднего образования
направлено на то, чтобы ученик не только получил определенный объем знаний, но
и умел практически использовать их в профессиональной и частной жизни, то есть
школьное обучение должно сформировать ряд компетенций. Так, в документе
Министерства образования и науки указано: «Ребенку недостаточно дать только
знания. Еще важно научить пользоваться ими. Знания и умения, взаимосвязаны с
ценностными ориентирами ученика, формируют его жизненные компетентности,
необходимые для успешной самореализации в жизни, учебе и труде.
Актуальность проблемы исследования объясняется
потребностями современного общества во всесторонне развитой личности, способной
убедительно и аргументированно доказывать собственное мнение, недостаточным
изучением ее в современной методической литературе, несовершенством умений и
навыков младших школьников составлять диалогические высказывания, низким
уровнем учащихся начальных классов составлять диалог, понимание его языковой и
структурной организации. В системе школьного языкового образования наблюдаются
заметные изменения, которые, безусловно, влияют и на ее начальный этап, а
именно здесь формируется большинство общеучебных умений и навыков, развиваются
мыслительные операции, совершенствуются речь, мышление, память, внимание,
воображение и другие психические функции личности.
Основная цель обучения языку в начальной школе
заключается в формировании личности, обладающей умениями и навыками свободно, коммуникативно
оправданно и целесообразно пользоваться языковыми средствами в восприятии и
создании высказываний в различных сферах, формах, видах, типах и жанрах речи,
то есть в обеспечении ее всесторонней речевой компетентности. Диалогическая
речь – это процесс речевого взаимодействия двух или более участников общения.
Поэтому в рамках речевого акта каждый из участников поочередно выступает как
слушатель и как говорящий. Ведь речевая взаимодействие – это ключ к организации
общения.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретико-методические основы развития
диалогической речи младших школьников
Учитывая особое значение младшего школьного возраста
как базового в процессе формирования культуры речи и общения, развития
коммуникативных способностей учащихся, действующие образовательные программы по
русскому языку предусматривают, что развитие связной речи охватывает все
стороны речевой деятельности учащихся и обеспечивает усвоение начальных
лингвистических знаний: речь устную и письменную, диалогическую и монологическую;
особенностей высказываний, обусловленных их коммуникативными задачами,
ситуацией общения; умение осуществлять все виды речевой деятельности
(аудирование, говорение, чтение, письмо).
Содержательные линии «Взаимодействуем устно»,
«Исследуем языковые явления» направляют образовательную деятельность младших
школьников на уроках русского языка к действиям восприятия, преобразования,
выделения, анализа и интерпретации, оценивания и использования устной
информации в условиях непосредственного общения, в реальной речевой практике
(беседа, дискуссия в классе, микро дискуссия в группе, обсуждение в паре и тому
подобное) [11].
Таким образом, развитие и совершенствование
диалогической речи является составной частью процесса формирования
коммуникативной компетентности учащихся начальной школы, что обуславливает
актуальность выбранной темы курсовой работы.
Вопросы развития и совершенствования диалогической
речи школьников как составляющей речевой компетентности стали объектом
исследований многих ученых, методистов, педагогов-практиков (Ф. Бацевич, А.
Беляев, Н. Будни, А. Власенко, А. Галазова, А. Гриценко, С. Дубовик, Г. Коваль,
Н. Котова, А. Мельничайко, Н. Наумчук, Н. Одиночка, А. Осташкова, М. Пентилюк,
А. Петрик и др.), что способствовало разработке и апробации системы работы над
диалогической речью в школьном курсе русского языка [14].
Как считает В. Ковалева, развитие речи младших
школьников, в частности, диалогического, должно осуществляться по следующим
направлениям:
·
обогащение, уточнение и активизация
словарного запаса младших школьников;
·
умение пользоваться выразительными
средствами языка в зависимости от ситуации и цели высказывания;
·
последовательно и логично излагать мысли;
·
совершенствование грамматического строя
речи учащихся;
·
усвоение важнейших этических правил
общения [5].
Проведенный анализ научно-методической литературы дает
возможность констатировать, что проблемы развития диалогической речи младших школьников
широко освещались в педагогической литературе. Так А. Леонтьев рассматривал
общение как деятельность и выделял такие условия его эффективности: быстрая
ориентировка в условиях общения, правильное планирование речи, умение отыскать
соответствующие средства передачи задуманного содержания, обеспечение обратной
связи [9]. М. Вашуленко обосновал необходимость компетентностного подхода к
формированию языково-речевых знаний и умений учащихся с учетом лингвометодичных
принципов:
·
функционально-коммуникативная
направленность;
·
стилистическая дифференциация;
·
взаимосвязь речи и мышления;
·
системный подход к речевому развитию;
·
активное педагогическое руководство
процессом развития речи; непрерывность и преемственность в речевом развитии;
·
оптимизация в выборе методов, приемов и
средств обучения речи. [1].
Основательное исследование вопроса развития
диалогической речи в образовательном процессе осуществили И. Ипатий, А. Кузик.
Ими классифицированы типы диалогов в зависимости от ведущей коммуникативной
функции, разработаны методические рекомендации по работе над наиболее
распространенными в школьной практике видами диалогов [4].
Вопросу
активизации мыслительной деятельности младших школьников в процессе развития
связной диалогической речи младших школьников посвящены труды Н. Ростикус [10].
Заслуживает внимание опыт Н. Медведь по развитию диалогической речи учащихся
средствами инсценировки на основе речевых ситуаций [8]. Исследователи
придерживаются общей позиции относительно диалога как основной, доминантной
формы речи и подчеркивают, что работа по формированию и совершенствованию
умений и навыков диалогической речи должна занимать должное место в практике
изучения русского языка в начальных классах, обеспечивая реализацию
субъект-субъектной парадигмы современного образовательного процесса.