Курсовая с практикой на тему Формирование умения сравнивать у младших школьников на уроках математики
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Скачать эту работу всего за 690 рублей
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
на обработку персональных данных
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения сравнивать на уроках математики в начальной школе 6
1.1 Сущность понятий «сравнение» и «классификация» 6
1.2 Формирование у младших школьников умения сравнивать и классифицировать объекты по выделенным признакам 13
Выводы по главе 1 19
2. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения сравнивать на уроках математики в начальной школе 20
2.1 Цель и задачи эксперимента. Используемые методики 20
2.2. Опытная работа по реализации педагогических условий развития умения сравнивать у младших школьников на уроках математики (формирующий этап) 25
2.3 Результаты опытно-поисковой работы (контрольный этап) 31
Выводы по главе 2: 33
Заключение 35
Список использованной литературы 37
Введение:
Системообразующим аспектом современного образования в начальном звене обучения считается развитие у обучающихся универсальных учебных действий (УУД). Формирование данных действий неизбежно приведёт к результативности учебного процесса, к развитию необходимых качеств (в том числе формированию самоконтроля), к получению новых навыков, знаний и умений. Чтобы в условиях образовательного учреждения личность младшего школьника имела все условия для своего поступательного становления и раскрытия своих лучших качеств, необходимо придерживаться развивающей функции обучения.
Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (далее – ФГОС НОО) [20] фиксирует формирование нужных качеств учеников на крепком фундаменте универсальных учебных действий, обобщении сведений о мире, что являет собой главенствующую цель и ведущий итог школьного образования. Универсальные учебные действия вбирают в себя формирование важных умений, к числу которых надо отнести сравнение объектов по определённым признакам, а также классификация и структурирование знаний.
Выбранная нами для исследования тема «Формирование умения сравнивать у младших школьников на уроках математики» определяет поиск путей достижения актуальной цели.
Изучением формирования у младших школьников умения сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам в процессе обучения занимались такие учёные и педагоги как А. Г. Асмолов,Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, Н. Н. Веселова, Т. Е. Демидова,И. Ю. Петрова, И. С. Шегаев, А. В. Шегаева и другие.
Формирование у младших школьников умения сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам предусмотрено и в современных учебно-методических комплексах. Программу по математике для УМК «Школа России» составили М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова,С. И. Волкова, М. И. Моро. Программу по математике для УМК «Перспективная начальная школа» составили А. Л. Чекин, Р. Г. Чуракова. Данные рабочие программы разработаны в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, основных положений развивающей личностно-ориентированной системы данных УМК, реализующей межпредметные и внутри предметные связи, логику учебного процесса, задачи формирования у младшего школьника умения учиться.
Цель исследования: изучить основы формирования у младших школьников умения сравнивать на уроках математики в начальной школе для создания банка упражнений.
Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения сравнивать на уроках математики.
Предмет исследования: формирование у младших школьников умения сравнивать на уроках математики в начальной школе.
Гипотеза: развитие умения сравнивать у младших школьников будет проходить более успешно, если:
— использовать комплекс упражнений, направленных на развитие умений выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать,
— упражнения будут носить проблемный характер, развивать познавательный интерес;
— применить во время проведения занятий дифференцированный подход.
Задачи исследования:
1) раскрыть сущность понятия «сравнение»;
2) рассмотреть процесс формирования у младших школьников умения сравнивать;
3) проанализировать результаты эксперимента;
4) подобрать банк упражнений по формированию у младших школьников умения сравнивать для обучающихся 3 класса на уроках математики.
Методы исследования:
– теоретические методы: анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнение, классификация;
– эмпирические методы: эксперимент, наблюдение, описание, опрос, беседа, графическая и табличная обработки данных, планирование.
Этапы исследования:
1. Поисково-подготовительный этап. На данном этапе проводился теоретический анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по проблеме; уточнялись цели, объект, предмет, задачи и методы исследования.
2. Экспериментальный этап.
3. Обобщающий этап.
База исследования: исследование проводилось на базе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Школа города Самара» в 3 классе.
Практическая значимость исследования: подобранный банк упражнений по формированию у младших школьников умения сравнивать может быть применим в реальной педагогической работе на уроках математики в начальной школе.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников.
Заключение:
Логические операции классификации, анализа, синтеза, сравнения, обобщения – это умственные действия по преобразованию объектов, которые проявляются в форме понятий. Они составляют технологическую структуру мышления.
Мы пришли к выводу, что: сравнение – это форма мышления, в результате которой устанавливается сходство или различие между признаками двух или нескольких объектов (предметов, явлений и так далее).
Мы выявили большую роль уроков математики в формировании у младших школьников умения сравнивать, классифицировать объекты по выделенным признакам. Данная роль обусловлена тем, что математика имеет большие потенциалы для умственного развития учеников благодаря лаконичности понятий, отточенности формулировок, рациональности решений, чёткостью выводов, что предопределяет прекрасные возможности для формирования интеллектуальных качеств детей младшего школьного возраста и развитию логического мышления у ребят.
Использование обучающих упражнений по применению приёма сравнения, оказывает положительное влияние на развитие операций логического мышления у младших школьников, а следовательно, и на само логическое мышление. Перед началом операции сравнения, младшие школьники должны осознавать необходимость выполнения данного логического приёма. При реализации учебной программы, цели операции сравнения, как правило, формулирует учитель, параллельно посредством педагогического инструментария нужно заинтересовать обучающихся к формированию этого логического действия. Интерес к применению логической операции сравнения подогревается у обучающихся всё больше и больше в тех случаях, когда они видят успешность своего труда, осознают влияние сравнения на результативность учебного процесса, начинают понимать, что овладев приёмом сравнения, они смогут применять искомую логическую операцию при исследовании тех или иных ситуаций в рамках практически всех школьных предметов, а также в своей жизни за пределами школы.
В нашем исследовании мы
1) изучили проблемы развития умения сравнивать у учащихся младшего школьного возраста;
2) определили уровня сформированности умения сравнивать в экспериментальной и контрольной группах;
3) проверили эффективности условий развития умения сравнивать.
На констатирующем этапе осуществили изучение состояния умения сравнивать у младших школьников.
В работе также представлены результаты изучения динамики умения сравнивать у младших школьников. Анализ динамики на контрольном этапе показал, что в результате опытной работы у группы испытуемых произошло повышение уровня владения отдельными логическими операциями. Такие изменения могут рассматриваться как правильная организация процесса развития умения сравнивать у младших школьников.
Проведенная опытно — исследовательская работа показала наличие положительной динамики в развитии умения сравнивать у младших школьников, повышение интереса к занятиям и результатов в учебе.
Были доказаны условия гипотезы:
— использовать комплекс упражнений, направленных на развитие умений выделять существенное, сравнивать, обобщать, классифицировать,
— упражнения будут носить проблемный характер, развивать познавательный интерес;
— применить во время проведения занятий дифференцированный подход.
Таким образом, задачи, поставленные в начале работы, были решены, цель исследования достигнута, гипотеза подтверждена.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы формирования у младших школьников умения сравнивать на уроках математики в начальной школе
1.1 Сущность понятий «сравнение» и «классификация»
В широком смысле, «универсальные учебные действия» (УУД) означают умение учиться, то есть способность субъекта саморазвиваться и самосовершенствоваться, посредством активного и осознанного приобретения нового социального опыта.
В узком смысле, термин «универсальные учебные действия» (УУД) определяется как совокупность способов действия и навыков учебной работы обучающегося, обеспечивающих самостоятельность в усвоении новых знаний, формировании умений и организации данного процесса [18]. выделяют следующие универсальные учебные действия:
1) личностные;
2) регулятивные;
3) коммуникативные;
4) познавательные [1].
В личностные УУД входят:
— жизненное, личностное и профессиональное самоопределение;
— ценностно-смысловую ориентацию учащихся – знание моральных норм, умение выделять нравственные аспекты деятельности, а также умение соотносить действия и поступки с принятыми моральными принципами;
— ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
К регулятивным УУД относят:
— целеполагание;
— планирование;
— составление плана и последовательности действий;
— прогнозирование;
— контроль;
— коррекция;
— оценка.
Среди коммуникативных УУД рассматриваются:
— планирование учебного сотрудничества со сверстниками и учителем;
— постановка вопросов;
— разрешение конфликтов;
— управление поведение партнера;
— полнота и точность в выражении собственных мыслей;
— владение диалогичными и монологичными формами речи в соответствии с нормами родного языка.
Познавательные УУД включают в себя:
— общеучебные действия (включая знаково-символические);
— логические действия;
— действия постановки и решения проблем [1].
Итак, универсальные учебные действия – это совокупность способов действий обучающихся, которая позволяет ему самостоятельно усваивать новые знания через включение учащегося в активную учебно-познавательную деятельность.
Рассмотрим более подробно познавательные универсальные учебные действия.
Под познавательными универсальными учебными действиями понимается совокупность способов познания реального мира, самостоятельности в процессе поиска, исследования, обработки, систематизации, обобщения и использования полученной информации, способов решения проблем, посредством применения развиваемых у обучающихся логических приемов и умений. Поэтому познавательные универсальные учебные действия должны быть сформированы уже в начальном звене, чтобы заложить предпосылки дальнейшего успешного обучения.
Познавательные универсальные учебные действия определяются как совокупность методов изучения реального мира, самостоятельности при поиске, исследовании, обработки, обобщении, систематизации и использовании информации, решения проблем, с помощью применения развиваемых у школьников логических умений. Именно поэтому познавательные УУД необходимо сформировать уже на начальном этапе образования, чтобы заложить базис для успешного обучения в дальнейшем.
Более глубоко можно охарактеризовать познавательные УУД следующим образом: это такие умения, владея которыми, ученик умеет читать и слушать, при этом учится извлекать ту или иную информацию; умение самостоятельно находить информацию в учебнике, рабочей тетради, в других источниках; умеет анализировать, синтезировать, сравнивать, классифицировать, устанавливать связи, проводить выводы и обобщения; воспринимать информацию, представленную в виде схемы, рисунка, модели, использовать знаки и символы при решении задач, т.е. должны развиваться не только умения, но и логика мышления [14].
Итак, познавательные УУД являются системой способов познания окружающего мира, основанная на самостоятельном поиске, исследовании и совокупности операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученных данных.
Формирование познавательных универсальных учебных действий у учащихся без развития мышления невозможно. Однако в период младшего школьного возраста развитие памяти, внимания, мышления и воображения, также как и формирование учебно-познавательной компетентности происходит в учебной деятельности, которая становится основным видом деятельности на данном этапе развития ребенка. Именно учебная деятельность способствует решению важнейших задач развития ребёнка младшего школьного возраста, а именно формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов, развитию продуктивных приёмов и навыков учебной работы, «умению учиться» [4].
В процессе обучения происходит плавный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности, отражению в мышлении основных свойств и признаков, что делает возможным делать первые обобщения и выводы, проводить первые аналогии и выстраивать простые умозаключения. На основании этого у ребенка формируются первые научные понятия, отличающиеся от житейских, складывающихся у него на основании собственного опыта вне целенаправленного обучения [13].
Именно младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом в формировании познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, включая и учебную, в этом возрасте направлены на развитие познавательной сферы. Память, внимание, восприятие, воображение, приобретают произвольный характер. Ребёнок осваивает способы самостоятельного управления ими. В умственном плане осваиваются сравнения, классификации, анализ, синтез, действия моделирования, которые в будущем становятся предпосылками формирования познавательных универсальных действий [15].
Познавательное универсальное учебное действие предполагает умение осуществлять логическую операцию и применять её для достижения цели. Соответственно технология формирования познавательного универсального учебного действия состоит из двух этапов: формирование умения выполнять логическую операцию и формирование универсального учебного действия, позволяющего достигать определённых целей на основе данной логической операции.