Курсовая с практикой на тему Формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами у учащихся начальной школы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 2
Глава 1. Теоретические основы формирования умения у младших школьников решать задачи с пропорциональными величинами 3
1.1. Психологические основы формирования умения решать задачи 3
1.2. Задачи с пропорциональными величинами 12
1.3. Пропедевтика функциональной зависимости в начальной школе 13
Глава 2. Методологические основы формирования умения у младших школьников решения задач с пропорциональными величинами 22
2.1. Анализ образовательных программ по формированию и умению решать задачи с пропорциональными величинами 22
2.2. Анализ задач с пропорциональными величинами по программе Школа России в 4 классе 31
2.3. Диагностика начального уровня сформированности у детей умения решать задачи с пропорциональными величинами 35
Заключение 41
Список использованных источников 42
Введение:
Одной из основных целей начального курса математики является формирование умения решать задачи с пропорциональными величинами. Задания с пропорциональными величинами на уроке математики в начальных классах можно использовать для самых разных целей: для под-готовки к введению новых понятий (в частности, арифметических опера-ций); для ознакомления с новыми понятиями, свойствами понятий; пока-зать область применимости изучаемых понятий; углублять и расширять сформированные математические знания и навыки; для формирования вы-числительных навыков; для обучения методам и приемам решения задач на разных этапах этого обучения; для многих других целей.
Объектом нашего исследования является процесс обучения младших школьников способам решения задач с пропорциональными величинами.
Предметом исследования являются особенности методической дея-тельности учителей начальных классов в процессе обучения младших школьников решению задач с пропорциональными величинами.
Целью данной работы является выявление эффективных методов обучения, используемых учителями начальных классов для повышения качества формирования навыков решения задач с пропорциональными ве-личинами у младших школьников.
Задачи:
1. Провести анализ методической и математической литературы по проблеме формирования у учащихся младшего школьного возраста уме-ний для решения задач с пропорциональными величинами на уроках ма-тематики.
2. Выявить методологические особенности деятельности учителя в формировании осознанных и качественных навыков в решении элементар-ных задач с пропорциональными величинами у младших школьников.
3. Раскрыть практическую работу учителя, направленную на форми-рование навыков решения задач с пропорциональными величинами.
Заключение:
Изучив методологию работы над задачами с пропорциональными значениями: понятие и виды задач, методы их решения, методические при-емы, можно сделать некоторые выводы:
Эти задания готовят детей к практическим занятиям;
Проблемы с пропорциональными значениями помогли в принятии концепции «пропорциональной зависимости» детьми;
На уроках математики эти проблемы стали решаться как обязатель-ные.
На основании вышеизложенного и анализа психолого-педагогической литературы по логическому мышлению можно предполо-жить, что задачи с пропорциональными ценностями могут влиять на раз-витие логического мышления у младших школьников, поскольку для их решения должны использоваться все мыслительные операции.
В ходе экспериментальной работы были разработаны следующие рекомендации:
Проводить целенаправленную, систематическую работу по решению задач с пропорциональными значениями.
Подберите дополнительные задания, чтобы найти шаблоны.
Используйте обучающие методы сравнения, отбора, преобразова-ния, дизайна.
При подготовке к урокам используйте рекомендации по решению задач с пропорциональными значениями.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы формирования умения у млад-ших школьников решать задачи с пропорциональными величинами
1.1. Психологические основы формирования умения решать за-дачи
Решение математических задач требует использования множества умственных навыков, которые помогут ребенку: анализировать конкрет-ную ситуацию, сравнивать данные, в которых нужно выявлять скрытые свойства; построить простейшие математические модели путем проведения мысленного эксперимента; обобщать, отбирать информацию, полезную для решения проблемы, систематизировать ее кратко и ясно, в виде текста, графически и т. д., излагать свои мысли; объективно оценивать результа-ты, полученные при решении задачи, обобщать или специализировать ре-зультаты решения проблемы, исследовать особенности проявления данной ситуации. Таким образом, необходимо учесть современные достижения психологической науки при обучении решению математических задач.
Ученикам нужны теоретические знания о задачах и решениях, чтобы они могли осознанно и целенаправленно решать различные проблемы, и не только на основе имитации с ранее решенными проблемами.
Если учащийся обладает необходимой системой знаний и навыков для правильного и дисциплинированного поиска решения проблем, тогда все технические трудности отойдут на второй план, и учебно-познавательная цель решения проблем выйдет на первый план.
Для решения проблемы необходимо рассматривать ее как объект для анализа, а ее решение — как изобретение метода решения. Для этого должны быть применены основные принципы дидактики:
принцип научности — отражает связь с современными научными зна-ниями. Этот принцип воплощен в выборе изучаемого материала, в поряд-ке и последовательности поддержания научных концепций в учебном про-цессе. Принцип научности инструктирует учителей привлекать школьни-ков к анализу результатов собственных наблюдений и самостоятельного обучения;
принцип систематичности и последовательности — придает системный характер образовательной деятельности, теоретическим знаниям и практи-ческим навыкам учащихся. Этот принцип предполагает усвоение знаний в определенном порядке, системе. При решении задач с использованием уравнений, характер взаимосвязи между элементами условия задачи мо-жет стать более сложным;
принцип связи обучения с практикой — предусматривает, что учеб-ный процесс стимулирует учащихся использовать полученные знания при решении практических задач. Для этого используется анализ примеров и ситуаций из реальной жизни, корреляция условий задачи с жизненными ситуациями, анализ условий проблемы;
принцип доступности — требует учета особенностей развития уча-щихся, анализа материала с точки зрения их реальных возможностей и та-кой организации обучения, чтобы они не испытывали интеллектуальных, моральных, физических перегрузок. Доступность должна заключаться в обучении учеников новым материалам, основанным на их знаниях, опыте и особом мышлении;
принцип ясности означает, что эффективность обучения зависит от надлежащего вовлечения в восприятие и обработку учебного материала. В процессе обучения используются наглядные пособия: модели, рисунки, диаграммы и т.д., которые можно использовать при решении задач. К ним могут быть отнесены:
— экспериментальные разработки;
— диаграммы;
— изображения.
Однако ясность должна заключаться в том, насколько это способ-ствует формированию знаний и навыков, развитию мышления. Таким об-разом, при решении задачи ученик должен перейти от визуального пред-ставления описанных в задаче процессов к своей записи с помощью диа-грамм и оперировать знаками и символами [3].
Учет возрастных особенностей является одним из фундаментальных педагогических принципов, поэтому для анализа возможности организа-ции того или иного вида деятельности, в частности, возраста, прежде всего необходимо знать основные черты этого возраста.
Младший школьный возраст чувствителен к формированию навы-ков решения задач.