Курсовая с практикой Педагогика/Психология Методика преподавания истории

Курсовая с практикой на тему Формирование умения работы с картографическим материалом на уроках истории в 8 классе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 6
1.1. Сущность и значение картографического метода в школе на уроках истории 6
1.2. Историческая карта и приемы работы с ней 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЯ РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ 23
2.1. Ориентация УМКД истории России 8 класса на формирование умений работы с картографическим материалом 23
2.2. Разработки конспектов уроков по истории России для класса по формированию умений работы с картографическим материалом на уроках истории 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 42

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В условиях трансформации отечественной исторической школьного образования одной из основных задач методики обучения истории становится внедрение личностно-ориентированного подхода в сочетании с овладением школьниками системой компетентностей. Приобретение учащимися предметных компетентностей в процессе обучения истории непосредственно зависит от изменения методов и приемов обучения, исследования перспективных направлений методической науки. Одним из таких направлений является работа над комплексом проблем, связанных с применением наглядности и методики ее использования на уроках истории.
Формирование и развитие умений самостоятельно получать информацию из вне текстовых компонентов учебника, рассказывать об исторических событиях и явлениях, отделять предвзятую информацию от непредвзятой и других умений, входящих в состав информационной компетентности, может происходить на основе использования всех видов наглядного материала. При этом визуальная форма наглядности, как особого источника информации, более яркая, более выразительная, а следовательно, и более приемлема для ученика, которому работать с таким источником информации гораздо интереснее, чем с текстовым. Такой подход предусматривает использование наглядности как средства полноценного источника исторической информации, во время обработки которого, учащиеся овладевают дидактически адаптированными методами исторического познания, инструментом мыслительной и практической деятельности личности.
История является процессом мышления, опирающийся на свидетельства из прошлого и призвана развивать умения его анализировать и оценивать. История происходит в двух категориальных плоскостях – пространстве и времени. И если хронологии на уроках истории уделяется значительное внимание, то пространство часто остается вне поля зрения. Именно поэтому на уроках большое внимание работе с исторической картой.
Работа с картографическими материалами позволяет учащимся использовать практические методы изучения истории. С их помощью реализуется принцип наглядности в обучении истории, когда учащиеся «видят» происходившие события еще и наглядно, а не просто читают про них. Карта дополняет рассказ учителя, делая его ярким и живым, учащиеся самостоятельно могут отследить походы полководцев, что поднимает мотивацию к обучению. Также ценность карты состоит в том, что она содействует конкретизации и локализации исторического материала, созданию ярких картин и масштабов происходивших событий в прошлом.
Объектом исследования является формирование картографических умений у обучающихся 8-х классов.
Предметом исследования является формирование умения работы с картографическим материалом на уроках истории у обучающихся в 8 классе.
Цель исследования: выявить условия для формирования умения работы с картографическим материалом на уроках истории у обучающихся в 8 классе.
Задачи исследования:
1. Выделить и охарактеризовать сущностные характеристики умения работы с картографическим материалом на основе методической литературы и нормативно-правовых актов.
2. Выявить специфику формирования и развития умений работы с картографическим материалом у обучающихся 8-х классов.
3. Определить ориентацию УМКД истории России 8 класса на формирование картографических умений.
4. Смоделировать комплекс уроков по истории в 8 классе с применением картографических материалов.
Степень изученности проблемы: В разработку теоретико-методологических основ использования в формирование умения работы с картографическим материалом значительный вклад внесли труды в области общей дидактики Б. П. Есипова, А. А. Гиля, А. В. Смирнова, П. И. Пидкасистого, И. Ф. Харламова, Е. М. Буслаевой, А. Н. Леонтьева, Ю. К. Бабанского, Г. М. Коджаспировой и др. Во второй половине XX в. наблюдается активный всплеск интереса к вопросам использование карт в научно-методической литературе и создание комплектов наглядности для средней школы (Н. И. Аппарович, Г. И. Годер, П. В. Гора, Г. М. Донской, Ф. П. Коровкин, B. C. Мурзаев, Д. Н. Никифоров и др.). Рассмотрением вопроса о значении карты на уроках истории и о формировании картографических умений писали следующие авторы: А.И. Стражев, М.Т. Студеникин, Г.И. Годер, В.В. Шоган, Д.Н. Никифоров, В.С. Мурзаев, Л.Н. Алексашкина, Н.И. Ворожейкина, М.В. Коротковой, П.В. Гора, Вернер Фатке и Вагин А.А.
Источники исследования: в работе использованы учебные планы, программы по историческим курсам, педагогический опыт практикующих учителей истории, материалы периодической печати: «Преподавание истории и обществознания в школе», «Преподавание истории в школе», «История» (приложение к газете «1 сентября»).
Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретически анализ проблемы на основе изучения историко-педагогической, методической литературы, наблюдение, систематизация полученных данных, метод исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в разработке методологических основ использования картографического метода в системе современного обучения истории.
Практическая значимость исследования заключается в том, что: результаты исследования могут быть использованы в образовательной практике; в разработке современных уроков с применением картографического метода; в практической и исследовательской деятельности на уроках по истории.
Структура работы. Работа состоит из введения, 2-х глав, заключения, списка литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Современное историческое образование, основываясь на универсальных учебных действиях, выдвигает на первый план умение учиться, овладевать современными способами деятельности. В связи с этим большое внимание уделяется проблеме формирования познавательных универсальных учебных действий на уроках истории. В ходе данного исследования были проанализированы различные приемы работы с картографической наглядностью, способствующие развитию познавательных действий. Для эксперимента была выбрана работа учащихся с исторической картой, как наиболее глубоко отображающая познавательные умения учащихся.
Основные особенности при работе с исторической картой заключаются в том, что она способствует лучшему запоминанию фактического материала, наглядно показывает исторические процессы, работая с картой, у учащихся развиваются познавательные, личностные, логические умения. Также для успешного выполнения заданий по исторической карте учащиеся используют знания и навыки полученные на уроках географии, что является показателем метапредметности обучения.
Обучение истории с помощью исторической карты благоприятно способствует развитию познавательных универсальных учебных действий, за счет практических приемов работы учащихся. Работая с учебным материалом, ученики переносят данные из учебника на контурные карты, развиваются важные познавательные составляющие личности, такие как речь, воображение, наблюдательность, мышление.
При работе с картой создаются благоприятные условия для развития школьников. Так как познавательные возможности школьников различны, одни ученики лучше воспринимают зрительно учебный материал, другие лучше запоминают объяснения учителя. Задача учителя состоит в полноценном развитии каждого ученика.
Работа с историческими картами имеет большое значение для развития познавательных умений учеников, так как представляет собой возможность практического применения учащимися метода исторического исследования. С помощью исторической карты реализуется принцип наглядности в обучении истории. Карта делает рассказ учителя и фактический материал учебника более ярким и живым, а исторические события более достоверными. Также ценность исторической карты состоит в том, что она содействует конкретизации исторического материала, созданию ярких образов прошлого, показывает масштабы описываемых событий.
Формирование картографических умений у учащихся является неотъемлемой частью обучения истории в общеобразовательных учреждениях. Картографические умения – это комплекс специфических умений, которые предполагают умение: читать историческую карту (определять географическое положение, отдельные исторические факты, регионы расселения народов, торговые пути, изменения в границах стран); пользоваться картой как источником знаний; заполнять контурную карту.
Одной из наших задач было проанализировать УМКД истории России 8 класса на формирование картографических умений, выполнив это можно сделать вывод, что Федеральный Государственный Образовательный Стандарт основного общего образования и некоторые учебники по Истории России для 8 класса ориентированы по формирование картографических умений. ФГОС основного общего образования косвенно подводит нас к необходимости формирования картографических умений, а школьные учебники, включают в себя, карты различных видов, а также задания, которые приведены в системе, что способствует формированию картографических умений у учащихся. Конечно, у современного УМК есть свои минусы, которые приходится компенсировать упорством преподавателей, которые им пользуются путем постановки собственного комплекса заданий направленных на формирование картографических умений. В курсовой работе предлагаются примеры формирования картографических умений в 8 классе. Так в теме «Формирование умения работы с картографическим материалом на уроках истории в 8 классе» показано формирование умения заполнять контурную карту на различных этапах урока.
Практическая работа с исторической картой по типу и целью урока может быть построена также как урок обобщения и систематизации знаний. Возможны, конечно, другие формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке. Все зависит от конкретной цели и содержания деятельности учащихся. Работа с исторической картой захватывает учеников не только благодаря самостоятельному ее характеру, но и благодаря присутствию в такой работе поиска признаков и элементов исследовательского содержания.
Историческую карту обычно используют в начале урока – как отправной пункт для размышлений, как введение к теме урока, как иллюстрация к путешествию во времени. Воспользовавшись картой в начале урока, учитель обязательно возвращаюсь к ней в конце – она воспринимается учениками на другом уровне понимания. Историческая карта является хорошим помощником во время ознакомления с новым материалом. Не меньшая роль карты и на завершающей стадии объяснения, когда идет закрепление полученных знаний.
Таким образом, историческая карта, как и другие средства обучения, призвана способствовать решению задач урока. Организация работы с исторической картой на уроках истории учит учащихся самостоятельно переносить знания в новую ситуацию, видеть новые функции знакомых предметов и главное – дополнять знания и представления.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЯ РАБОТЫ С КАРТОГРАФИЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ

1.1. Сущность и значение картографического метода в школе на уроках истории
Использование карты в школе решает две основные и тесно взаимосвязанные задачи: во-первых, способствует изучению физической и экономической истории, а во-вторых, формирует картографические навыки, закладывает начало картографической грамотности, абсолютно необходимое каждому человеку. Школьные программы предусматривают изучение широкого круга картографических вопросов: представления об основных элементах карты, ее математической основе, условных знаках, способах картографического изображения, о типах карт, различных способах работы с ними. Школьники учатся пользоваться разными картами, анализировать их содержание, подбирать карты для проведения по ним тех или иных работ на уроках истории. При выполнении практических работ необходимо широкое привлечение учебных карт, которые имеют не только огромное познавательное значение, но и воспитательную ценность.
Следует особо подчеркнуть, что при применении карты в школьном обучении ценно не только выполнять по ней те или иные расчеты или упражнения, но самое главное – показать значение и место картографии в современных науках о Земле и обществе. Для этого не требуется много дополнительного времени, но нужен новый взгляд, картографический кругозор и другая подача материала.
В учебном процессе картографический метод служит для формирования, конкретизации и закрепления исторических событий, развивает у учащихся творческое воображение, память, логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать связи, а также служит формированию исторического мышление.
Современная методика преподавания истории подчёркивает: «…ни одного урока без карты или других картографических средств» [2].
Таким образом, можно утверждать, что картографические умения имеют междисциплинарную основу. Известно, что исторические события имеют не только хронологическую, но и пространственную направленность. Историческое пространство, которое формируется в результате взаимодействия социального пространства с географическим, является неотъемлемой характеристикой прошлой социальной реальности. Оно существует и постоянно изменяется во времени, обеспечивает пространственные представления людей. Историческое пространство в исторической науке определяют как «форму существования координации различных сосуществующих общественных объектов и явлений, культурных феноменов, всего того, что относится к человеческому бытию: форм, расположения культурных феноменов, их взаимодействия. Как различные части той или иной системы общественные объекты и явления находятся в определённых отношениях друг относительно друга; пространство же охватывает все реальности истории, имеющие территориальную протяжённость, все государства, общества, культуры, экономики» [5].
Исходя из основных составляющих предметной компетентности, можно определить ориентировочный перечень знаний, умений, навыков и ценностных ориентаций, относящихся к пространственной компетенции в школьном историческом образовании.
Во-первых, поскольку знания о историческом пространстве основываются на определённом географическом материале, то на уроках истории следует использовать сформированные черты географического мышления учащихся, их пространственные представления о географической картине мира, картографическую грамотность и культуру, способность использовать географические знания для решения реальных жизненных проблем [1].
Во-вторых, учителя в процессе обучения истории должны формировать у учащихся знания об историческом пространстве, исторической карте, исторической топонимике; о роли пространственных представлений в понимании исторической эпохи; о влиянии исторической среды на исторический процесс [30].
Историческим считается не любое пространство, а лишь та его часть, которая стала объектом внимания и потребностей человека, как освоенная и познанная им или его умом. Специфика исторической пространственной компетенции заключается в том, что, в отличие от географических наук, «история ориентирована на изучение влияния географических (пространственных) факторов на исторический процесс, что помогает установить причинно-следственные связи произошедших событий и понять современность» [9].

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы