Курсовая с практикой на тему Формирование умения работать с информацией в начальной школе
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.. 5
1.1 Сущность понятия
«информационная грамотность». 5
1.2 Виды «информационных
умений» младших школьников. 10
1.3 Уровни и критерии
сформированности «информационных умений» младших школьников. 12
1.4. Формирование регулятивных
универсальных учебных действий на уроках в начальной школе: вопросы теории и
практики. 14
Выводы по 1 главе. 20
2. АНАЛИЗ МЕТОДОВ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ
УМЕНИЙ.. 21
2.1 Знакомство младших
школьников с эффективными способами и методами работы с информационными
технологиями. 21
2.2. Связь информационных
умений с учебными предметами. 24
Выводы по 2 главе. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ИСТОЧНИКОВ.. 33
Введение:
Курсовая работа посвящена анализу формирования умения
работать с информацией в начальной школе.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем,
что на современном этапе у обучающихся в начальной школе наблюдаются
затруднения в обучении. Указанные проблемы привлекают пристальное внимание у
исследователей. С каждым годом уровень образовательной деятельности повышается,
повышаются, соответственно, основополагающие требования к ее эффективности. Приоритетное
значение приобретают конкретные учебные умения, они в рамках практической
образовательной деятельности представляют собой ключ к разрешению большинства
актуальных проблем образования. Однако, как показывает практика у обучающихся в
начальных классах недостаточно сформировано общеучебных умений. Это
обуславливает необходимость детальной организации целенаправленной работы по
формированию у школьников в начальной школе комплекса общеучебных умений.
Приоритетная роль в рамках процесса формирования у них отводится именно периоду
обучения в начальной школе. Актуальность темы исследования обусловлена и
обращением к заявленной теме представителей различных отраслей знаний, ее
нахождение на стыке сразу нескольких наук: культурология, педагогика и
информатика.
Цель исследования – провести комплексное исследование
формирования умения работать с информацией в начальной школе.
Задачи исследования:
1. Выявить сущность понятия «информационная грамотность».
2. Указать приоритетные виды «информационных умений» младших
школьников.
3. Проанализировать уровни и критерии сформированности
«информационных умений» младших школьников.
Заключение:
Анализ выбранной темы исследования позволяет сделать
следующие выводы:
1. Характеризуя сущность понятия «информационная
грамотность», отметим, что в настоящее время под понятием «грамотность»
необходимо понимать универсальное умение обучающегося правильно читать
представленный ему текст и правильно писать. Вместе с тем, современная
педагогическая наука представляет более широкое и полномасштабное толкование
указанного понятия. Так, в частности, под понятием «информационная грамотность»
необходимо понимать совокупность наиболее целесообразных способов обращения со
знаками, а также информацией, возможность использовать полученные данные для
решение текущих и последующих как теоретических, так и практических задач.
Кроме того, процесс формирования информационной грамотности подразумевает овладение
специальными механизмами совершенствования основополагающих технических средств
промышленного производства, связанных с процедурой хранения и передачей
информации, развитием системы образовательного процесса, использованием
гражданином конкретных информационных средств, а также актуальной информации и
различных телекоммуникаций. Подчеркнем, что выше указанные факторы
предопределяют появление приоритетных направлений в деятельности школьников на
учебных занятиях. К ним относятся:
— реализация овладения школьниками приоритетными знаниями о
процессах преобразования, хранения, а также использования необходимой
информации,
— повышение роли информатики в современном образовательном
пространства,
— формирование у
обучающихся соответствующей естественно-научной картины мира,
— повышение роли общих информационных технологий, а также
приоритетного значения конкретных средств вычислительной техники в развитии и
активном функционировании современного общества,
— иные универсальные учебные действия.
2. Характеризуя
связь информационных умений с конкретными учебными предметами, отметим, что
процесс формирования конкретных информационных умений создает реальную
возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов основополагающей
познавательной деятельности. Подчеркнем, что учебная дисциплина «Литературное
чтение» в рамках практической деятельности способно обеспечить формирование
следующих приоритетных информационных умений:
—
процесс смыслообразования посредством прослеживания судьбы главных героем, а
также последующей ориентации школьников в контексте системы личностных
ценностей,
—
процесс самоопределения и самопознания на основании сравнения «Я» с
приоритетными героями литературных произведений посредством использования
эмоционально-действенной идентификации,
—
использование конкретных этических ценностей и определенного рода эстетических
критериев,
—
действие процедуры нравственно-этического оценивания посредством процедуры
выявления морального содержания, а также нравственного значения действий
персонажей,
—
проявление эмоционально-личностей децентрации на основании процесса
отождествления себя с основополагающими героями произведения, а также
соотнесения и сопоставления их позиций, в том числе, мнений и конкретных
взглядов,
—
формирование умений понимать предлагаемую контекстную речь на основании
процедуры воссоздания картины событий и поступков главных героев произведений,
Фрагмент текста работы:
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 1.1 Сущность понятия «информационная грамотность» Характеризуя сущность понятия «информационная грамотность»,
отметим, что в настоящее время под понятием «грамотность» необходимо понимать
универсальное умение обучающегося правильно читать представленный ему текст и
правильно писать[1].
Вместе с тем, современная педагогическая наука представляет более широкое и
полномасштабное толкование указанного понятия. Так, в частности, под понятием
«информационная грамотность» необходимо понимать совокупность наиболее
целесообразных способов обращения со знаками, а также информацией, возможность
использовать полученные данные для решение текущих и последующих как теоретических,
так и практических задач[2]. Кроме того, процесс
формирования информационной грамотности подразумевает овладение специальными
механизмами совершенствования основополагающих технических средств
промышленного производства, связанных с процедурой хранения и передачей
информации, развитием системы образовательного процесса, использованием
гражданином конкретных информационных средств, а также актуальной информации и
различных телекоммуникаций. Подчеркнем, что выше указанные факторы
предопределяют появление приоритетных направлений в деятельности школьников на
учебных занятиях. К ним относятся: [1] Власова И.Н. Формирование умений работать с
информацией в условиях реализации ФГОС основного общего образования //
Гуманитарные исследования. Педагогика и психология. 2020. № 2. С. 37. [2] Шамшурина А.А. Формирование информационных умений
будущего учителя // Начальная школа плюс До и После. 2019. № 2. С. 90.