Педагогика Курсовая с практикой Педагогика/Психология

Курсовая с практикой на тему Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии в начальной школе

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 4
1.1 Экологические представления младших школьников как педагогическая проблема 8
1.2 Опыт учителей начальных классов по формированию умений устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников 16
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ 25
2.1 Реализация педагогических условий умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии в начальной школе 25
2.2.Диагностика и критерии оценки уровня умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии в начальной школе в процессе образования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 41

  

Введение:

 

Актуальность. Качественный скачок в развитии новых технологий повлек за собой потребность общества в людях, способных нестандартно решать новые проблемы, вносить новое содержание во все сферы жизнеде-ятельности. Выполнить эту потребность возможно только путем сохране-ния и преумножения интеллектуального потенциала страны. Дети, умею-щие исследовать, дают уникальную возможность российскому обществу компенсировать потребность в экстенсивном воспроизводстве интеллекту-ального человеческого ресурса и именно за ними будущее. Поэтому важ-ной задачей современного образования в России является сохранение и развитие творческого потенциала человека.
В условиях модернизации образования особую актуальность приоб-ретают те направления исследования, которые обеспечивают развитие по-знавательной активности и самостоятельности мышления учащихся. Глав-ным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, в приобретении им функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе. В процессе осуществления иссле-довательской деятельности учащиеся создают новые для себя образова-тельные продукты (гипотезы, методы, средства, выводы) и посредством этого развивают свои творческие способности. Это повышает успешность человека в образовании и профессиональной деятельности, поскольку именно творческая личность, как отмечает Д. Б. Богоявленская, является более конкурентоспособной.
«Как научить своих учеников мыслить? Можно ли научиться мыс-лить более продуктивно? Какие приемы и методы необходимо использо-вать на уроках, чтобы совершенствовать мыслительную деятельность учащихся?» Неслучайно эти или аналогичные вопросы задает себе каждый современный учитель, ведь благодаря способности человека мыслить ре-шаются трудные задачи исследования, делаются открытия, появляются изобретения.
Исследовательская деятельность предъявляет требования к умениям работать с первоисточниками, использовать различные методы исследова-ния, систематизировать и структурировать полученный материал, уста-навливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы, сопо-ставлять различные умозаключения, давать оценку событиям и явлениям.
Все эти компетенции можно и нужно развивать. Компетенция уста-навливать и объяснять причинно-следственные связи, является одной из ключевых в умении исследовать.
В рамках ФГОС НОО особое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий, которые необходимы современному ученику для самостоятельного усвоения новых знаний, умений и компе-тентностей, сознательного получения нового социального опыта, для са-моразвития и самосовершенствования. Умение устанавливать причинно-следственные связи относится к познавательным универсальным действи-ям.
Лишь в том случае, когда экологические представления и понятия как составляющие культуры включены в число социальных ценностей че-ловека, они, превращаются в начало, побуждающее его действовать в направлении сохранения и восстановления природы. Развитие экологиче-ской грамотности школьников является одной из важнейших задач начального образования. Проблема формирования умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии как важный аспект проблемы отношений человека и окружающей его среды в современный период актуальна.
В её решении заинтересованы педагоги, ученые, общественность государств, принадлежащих к разным социальным системам, так как со-хранение природы является общечеловеческой ценностью.
Ученые-педагоги уделяют большое внимание проблеме формирова-ния умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии школьников. Её методологические и теоретические основы рас-крыты в трудах Н.Ф. Виноградовой, А.Н. Захлебного, И.Д. Зверева, Е.М. Кудрявцевой, Т.В. Кучер, Б.Т. Лихачева, В.В. Николиной, Л.П. Салеевой, Н.Л. Панченко, Симоновой, С.И. Фоминой, И.В. Цветковой и др.
Чтобы предотвратить варварское отношение к природе, стоит начи-нать воспитывать экологическую культуру с самых малых лет. Поэтому в наши дни экологическое воспитание школьников приобретает растущую актуальность.
Проблема исследования заключена в том, что современные УМК ма-ло уделяют внимания вопросу формирования умений устанавливать при-чинно-следственные связи при изучении экологии детьми младшего школьного возраста.
Объект: формирование умения устанавливать причинно-следственные связи у младших школьников.
Предмет исследования: методические условия формирования умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии у младших школьников.
Цель: разработать эффективную методику формирования у младших школьников умения устанавливать причинно-следственные связи при изу-чении экологии.
Задачи исследования
1. Проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести диагностику уровня сформированности умения устанав-ливать причинно-следственные связи у младших школьников.
3. Разработать и обосновать игры, направленные на формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при изучении эколо-гии.
Для решения поставленных задач применялись следующие методы:
1. Изучение и анализ психологической, педагогической литературы.
2. Анкетирование.
3. Педагогический эксперимент.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключе-ния и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Формирование умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии у детей школьного возраста является актуальным аспектом в настоящее время. Для полноценного развития ребенка он дол-жен иметь полное представление об окружающей среде, растениях, живот-ных, относится к этому бережно, и стараться приумножить имеющееся природное богатство.
Концепция умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии предполагает воздействие на ребенка с целью форми-рования у него знаний об окружающем мире, а так же бережного отноше-ния к природе, любви и ответственности за все живое.
В младшем школьном возрасте игра наряду с учебой является ос-новным видом деятельности детей, исходя из этого, использование игр для формирования умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии у школьников является эффективным.
Основным лицом при формировании умений устанавливать причин-но-следственные связи при изучении экологии, которое регулирует данный процесс, является педагог, именно он определяет перечень используемых игр.
После проведенного исследования мы выяснили, что часть детей не имеют достаточных знаний о природе, животных, неживой природе. Ис-ходя из этого, следует проводить определенную работу по повышению уровня умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии у детей младшего школьного возраста.
В пункте 2.3 нашей работы мы представили рекомендации по ис-пользованию игр как средства формирования умений устанавливать при-чинно-следственные связи при изучении экологии у детей младшего школьного возраста, которые способствуют повышению эффективности работы по данному направлению.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ УСТАНАВЛИВАТЬ ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ СВЯЗИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.1 Экологические представления младших школьников как пе-дагогическая проблема

Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы формирования умений устанавливать при-чинно-следственные связи при изучении экологии тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечат-ления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, по-ступки и экологическую этику.
Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выра-щивать, защищать, охранять).
Экология – это то, что окружает каждого из нас. Еще никогда так остро не стояла угроза экологического кризиса, как сегодня. На планете с пугающей стремительностью исчезают различные виды уникальных жи-вотных и растений. С каждым днем все больше загрязняется окружающая среда.
Проблема охраны природной среды, с той или иной остротой охва-тывая все страны и континенты, стала за последние десятилетия одной из важнейших глобальных проблем современности, превратившись из биоло-гической в политическую, экономическую, социальную, педагогическую.
Для её решения кроме административных мер необходима и широ-кая просветительная работа среди населения, и в особенности среди под-растающего поколения.
Успешное решение проблем охраны природы возможно только при условии резкого подъема формирования умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии населения, которая должна формироваться, начиная с детства, в семье, школе, в средних и высших учебных заведениях и непосредственно на производстве. Но особенно от-ветственная роль в общей системе формирования умений устанавливать причинно-следственные связи при изучении экологии принадлежит начальной школе, дающей учащимся первичные знания о природе и эко-логии.
Отношение человека к природе определяется тем, насколько глубоко ценностные аспекты мировоззренческого понятия «природа» взаимодей-ствуют с системой его социальных ценностей, которыми он руководствует-ся в своем повседневном поведении.
В решении охраны окружающей среды важнейшая роль принадле-жит экологическому образованию и воспитанию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приво-дит беспечное отношение к окружающей среде. Он должен знать о заболе-ваниях, вызванных загрязнением среды; о генетических отклонениях; о ги-бели животных и растений; об уменьшении плодородия почвы; об исчер-паемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за её состояние. Однако у сегодняшних школьников преобладают потребитель-ские взгляды на природу, низок уровень восприятия экологических про-блем как личностно значимых, недостаточно развита потребность участия в природоохранной работе. Многие отождествляют охрану окружающей среды и рациональное природопользование лишь с сохранением отдель-ных природных комплексов и редких видов растений и животных.
Также как практически невозможно беречь, и заботится о том, кого ты не любишь и не знаешь, также очень сложно беречь и охранять Приро-ду, которую ты не понимаешь. На данный момент подавляющее большин-ство населения нашей страны вообще не представляет себе, что такое При-рода, из чего она состоит и что окружает нас на самом близком расстоя-нии. Порой приходится сталкиваться с проявлениями потрясающей «тем-ноты» и безграмотности в отношении простейших, казалось бы, вещей, объектов природы, окружающих нас в повседневной жизни. В большин-стве случаев, при этом, люди не то чтобы имеют неправильные, искажён-ные представления о Природе, сколько, в большинстве своём, вообще о ней ничего не знают.
Формирование у детей ответственного и бережного отношения к природе – сложный и длительный процесс. Его результатом должно быть не только овладение определёнными знаниями и умениями, а развитие эмоциональной отзывчивости, умение и желание активно защищать, улучшать, облагораживать природную среду.
Господство в общественном экологическом сознании антропоцен-трической парадигмы обусловливает абсолютное доминирование рас-смотрения ценности природы только с экономической точки зрения. Идея необходимости охраны природы, соответственно, опирается на экономи-ческую логику — логику сбережения «природных ресурсов» как разно-видности экономических ресурсов. Однако большинство природных объ-ектов не имеют очевидной экономической ценности для человека. Исследо-вания показали, что только около 5% видов растений и животных могут съедаться, продаваться или еще как-то употребляться в экономических це-лях.
И вот, когда под угрозой оказывается какой-либо «неэкономиче-ский» природный объект, который, тем не менее, вызывает симпатии лю-дей (то есть представляет для них психологическую, духовную ценность), ученые буквально пускаются на хитрости, чтобы доказать его экономиче-ское значение, ведь только экономически ценный объект достоин снисхож-дения «царя природы».
Так, в «Начале века было замечено, что певчие птицы начинают ис-чезать. Орнитологи бросились им на выручку, приводя не слишком убе-дительные с точки зрения науки, но зато абсолютно психологически вы-веренные расчеты, согласно которым насекомые буквально сожрут чело-вечество, если птицы не будут контролировать их численность.
Такого рода доводы встречаются и в современной школе, когда из-готовление скворечников аргументируется ролью скворцов в уничтоже-нии садовых и огородных вредителей. Характерно, что при этом умал-чивается о количестве вишен и других плодов, съеденных и поклеванных стаями скворцов, которое прекрасно известно любому садоводу. На са-мом деле, скворец просто симпатичен людям: скворец — «символ весны» (архетипический социальный психологический релизер); он «радостно» поет и способен подражать антропогенным звукам: скрипу дверей, рабо-тающему трактору и даже человеческому голосу (аудиальный естествен-ный релизер); наконец, он просто очень красив (визуальный естественный релизер); и, главное, живя рядом с человеком, он не боится его и позво-ляет любоваться собой с близкого расстояния (поведенческий релизер).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы