Курсовая с практикой на тему Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории в 8 — 9 классах (на примере элективного курса).
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории 6
1.1. Место умения работы с историческими источниками в учебном процессе на уроках истории 6
1.2. Виды исторических источников и методику работы с ними на уроках истории 11
Глава II. Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории в 8-9 классах (на примере элективного курса) 18
2.1. Способы формирования и развития умения работы с историческими источниками на уроках истории 18
2.2. Разработать задания по формированию и развитию умения работы с историческими источниками на уроках истории в 8-9 классах (на примере элективного курса) 25
Заключение 31
Список литературы 32
Введение:
Формирование и развитие у обучающихся умений работать с различным историческим текстом точно также как с источником знаний одна из значимых задач педагогической науки, решение которой открывает возможности для глубокого осмысления обучающихся основных задач исторического развития и развития приемов мыслительной и учебной деятельности. Значимость проблемы определена назревшей необходимостью усовершенствования качественного степени преподавания обучающихся в процессе изучения на уроке истории.
Одним из важных направлений исторического образования является процесс освоения обучающимися общеучебных и специальных умений. Переход к концентрической структуре исторического создания привел, и к недостатку учебного времени с целью формирования образовательных умений, равно как в основной, так и в средней школе. А при его нехватке у обучающихся, трудно говорить о качестве преподавания истории. Между тем учитель способен управлять этим важным процессом.
Исторический источник считается одним из главных средств, применяемых в ходе преподавания истории в общеобразовательной школе. Но его значимость в методической науке и практике до сих пор не определено однозначно. Актуальность исследуемой темы подчеркивается тем, то что нынешние учащиеся — завтра активные участники социальной жизни. В силу этого немаловажно факта учителю истории удастся использовать воспитательный потенциал исторического источника для сформирования мировоззрения своих учащихся. И по этой причине одна из основных задач педагога-историка научить учеников работать с историческими источниками. Предоставить возможность ученику лично без сторонней поддержки, сделать выводы о важности того или иного исторического события. И толковать этот исторический факт со своей собственной точки зрения. Научить учащихся отличать исторический источник. Правильно организованная деятельность с источниками также позволяет учителю рационально применить время, отведенное с целью изучения конкретной темы, таким образом как является одним из результативных методов преподавания.
Анализ современного школьного опыта демонстрирует недостаток или его отсутствие заинтересованности у обучающихся к историческим источникам. Данное состояние существует, вследствие того то что деятельность с ними чаще всего объединяется к заданиям на установление автора документа, акцентирование из текста главного, чтению дополнительной литературы и конспектированию объемного текста. Таким образом, источник для школьников становится маловажным и лишним, а главная часть деятельность ориентирована на литературу, которая является ранее готовой историографической интерпретацией документов. Итогом все этого становиться то явление что ученики не осознают, для чего вообще необходимо читать источники, какое отношение они имеют к изучению истории. Поэтому вопрос о том, как заинтересовать ученика, какао показать, чтоб источник может бытьё весьма важным в процессе познания прошлого является весьма актуальным.
Объект: Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории
Предмет: Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории в 8-9 классах (на примере элективного курса).
Цель: Определить способы формирования и развития умения работы с историческими источниками на уроках истории в 8-9 классах (на примере элективного курса).
Задачи:
1. Выявить место умения работы с историческими источниками в учебном процессе на уроках истории;
2. Охарактеризовать виды исторических источников и методику работы с ними на уроках истории.
3. Определить способы формирования и развития умения работы с историческими источниками на уроках истории.
4. Разработать задания по формированию и развитию умения работы с историческими источниками на уроках истории в 8-9 классах (на примере элективного курса).
В ходе исследования использовались методы исследования: классификация, сравнение; методы теоретического исследования: исторический и логический.
Заключение:
Под историческими источниками понимается весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе. Работа с источниками – основа исторической науки. Это обуславливает необходимость активного использования различных исторических источников в процессе преподавания истории. Кроме того, работа с различными документами и визуальными материалами позволяет «оживить» урок, заинтересовать учащихся. Комплексный анализ исторических источников также способствует развитию у учащихся навыков самостоятельной и групповой работы, метапредметных умений, что еще более повышает значимость изучения исторических источников в условиях реализации ФГОС ОО.
При анализе исторических источников традиционно выделяется несколько этапов. На первом этапе необходимо определить, что это за источник, кто его автор, когда и где был создан источник. На втором этапе важно понять, какие исторические факты получили отражение в источнике. На третьем этапе следует определить какую цель ставил автор, создавая изображение. На четвертом этапе оценивается достоверность и полезность источника. Следует отметить, что на практике такая схема часто видоизменяется или упрощается, что связано с конкретными целями использования источника на уроке (как уже отмечалось, работа с источником является не самоцелью, а лишь вспомогательным средством).
Для 8-9 классов используются задания для осуществления анализа текста источника. Можно использовать задания творческо-поискового уровня в работе с документами с данной возрастной категорией, но с условием, что задание будет не индивидуальным, а групповым.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Формирование умений работы с историческими источниками на уроках истории
1.1. Место умения работы с историческими источниками в учебном процессе на уроках истории
История как один из школьных предметов основывается на методологии и содержании исторической науки. Ключевым пунктом при научном историческом познании является работа с различными историческими источниками — это материальный носитель исторической информации, возникший как продукт определенных общественных отношений и непосредственно отражающий ту или иную сторону человеческой деятельности. Поэтому умение работать с историческими источниками — одно из ключевых предметных умений, которое должно быть сформировано при изучении истории в школе.
Умение ученика свидетельствуют о степени овладения им приемами учебной работы. Признаком сформированного умения является способность учащихся переносить известные им учебные или умственные действия (приема) на новую ситуацию, выбирать и использовать адекватные приемы для решения оригинальных задач. В любом случае умение всегда будет сознательным действием, адекватным целям его применения и содержания учебного исторического материала.
В зависимости от педагогической ситуации в процессе формирования познавательных умений школьников приоритетное значение приобретают различные аспекты. В советские времена методисты 70-80-х гг. Разрабатывали такие вопросы формирования умений учащихся, как обучение приемам познавательной деятельности и формирования умственных умений и развития речи. Масштабные психолого-педагогические исследования позволили составить программу умений и навыков, которые формировались в учащихся в 9-10 классах. С 1980 гг. До начала 90-х гг. ХХ в. в перечни основных умений были обязательным компонентом содержания образования и содержались в программах учебных курсов, а авторы курсовых методических пособий предлагали учителям практические рекомендации (А. Бахтина, Г. Годер, Г. Донской и др.).
Ю.Л. Троицкий отмечает, что успешность формирования познавательных умений в обучении истории зависит от ряда условий, а именно:
— наиболее важная работа в этом направлении должна проводиться в 5-8 кл.;
— она должна быть систематической и последовательной;
— учитель должен четко представлять, какие приемные учебной работы можно использовать в соответствии с возрастными познавательными возможностями учащихся.
В начале каждого учебного года методисты советуют учителям проводить в классах специальные самостоятельные работы, которые помогают диагностировать уровень овладения основными познавательными умениями. По их результатам следует определять и планировать основные направления формирования у учащихся новых познавательных умений и совершенствования уже сложившихся. В учебном процессе формирования умений происходит путем специального обучения. Причем несмотря на различные подходы к формированию умений, которые освещены в литературе, все исследователи подчеркивают необходимость управлять деятельностью учащихся с помощью определенной системы задач и организации обучения, обеспечивает эффективное решение этой проблемы.